Скрыть
благодать вам и мир от Бога Отца нашего и Господа Иисуса Христа.

Святые отцы

Прочие

Иоанн Златоуст, свт. (†407)

ст. 2-3 и Апфии сестре возлюбленней, и Архиппу совоинственнику нашему, и домашней твоей церкви: - благодать вам и мир от Бога Отца нашего и Господа Иисуса Христа

Апфия, кажется мне, была супругою Филимона. Посмотри на смирение Павла: он и Тимофея в своей просьбе присоединяет к себе, и просит не одного мужа, но и жену, и еще иного, вероятно, друга. …Здесь Павел не опустил из виду и рабов, потому что часто речи рабов могут убедить господина, особенно когда просьба касается раба.

Гомилии на Послание к Филимону

Феофан Затворник, свт. (†1894)

Благодать вам и мир от Бога Отца нашего и Господа Иисуса Христа

Благодать и мир - обычные приветственные благожелания святого Павла. Благодать -во спасение, и всякое добро — от нее. Мир – итог всех благ благодатного домостроительства спасения, именно умирение течения внутренней жизни, без того обычно возметаемой, как прах, действием властвующих там страстей,—помирение с течением внешней жизни, при всех соотношениях, приятных и неприятных, паче же мир с Богом во Христе Иисусе, обвеселяющий несокрушимым упованием вечного блаженства. Во всяком послании, смотря по целям его, сии благожелания могут иметь свои особые оттенки, более или менее внушительные. Для настоящего послания вот что, кроме общего значения, прозревает в «благодати и мире» святой Златоуст: «Напомнив о благодати, Апостол приводит Филимону на память собственные его грехи. Подумай, говорит как бы, как много грехов простил тебе Господь, как ты спасен благодатию, и подражай Господу. Испрашивает ему мира,— и справедливо; ибо мир бывает тогда, когда мы подражаем Господу, когда благодать пребывает с нами. Так и тот раб, который оказался немилосердым к подобному себе рабу, пока не требовал от него ста динариев, дотоле пользовался милостию господина, а когда стал требовать, тогда был лишен ее и предан мучителям (Мф.18:34).

Толкование на послание к Филимону

епископ Никанор (Каменский) (†1908)

1. Павел, узник Иисуса Христа, и Тимофей брат, Филимону возлюбленному и сотруднику нашему,

2. и Апфии, (сестре) возлюбленной, и Архиппу, сподвижнику нашему, и домашней твоей церкви:

3. благодать вам и мир от Бога Отца нашего и Господа Иисуса Христа.
 

Надпись и приветствие – обычные, как и присутствие с Павлом преданного ему ученика Тимофея и написание послания от лица обоих (сравн. Кол.1:1). Обычны и разные добрые наименования. Но вместе с тем везде и во всем, при сходстве, ясно видны и особенности. Тимофей именуется братом, Апфия – сестрою возлюбленною, как и Филимон тоже именуется возлюбленным, а Архипп – сподвижником. Каждое наименование соответствует особенности положения лица, которому оно усвояется. Поистине можно сказать, что Апостол был всем вся. Послание назначается по преимуществу Филимону, но благодать и мир от Бога Отца и Господа Иисуса Христа несомненно преподаются всей домашней Церкви Филимона, т. е. его семье и домочадцам, а также и всем тем христианам, которые имели духовное общение с этим домом чрез молитву и другие утешения веры. В последних св. Иоанн Златоуст видит указание на рабов и потому говорит: «Смотри, как мудро Павел упомянул о рабах: и их воспомянул, и его (Филимона) не раздражил. Ибо название всего (дома) Церковию не попускает господам оскорбляться. Подлинно, Церковь не знает различия между господином и рабом; она различает того и другого по добродетелям и порокам. Напомнив о благодати, Апостол приводит Филимону на память его грехи. Подумай, говорит как-бы, как много грехов простил тебе Господь, как ты спасен благодатию, и подражай Господу. Посмотри и на смирение Павла: он и Тимофея к своей просьбе присоединяет, и просит не одного мужа, но и жену, и еще иного вероятно, друга (из числа клира Архиппа); ибо просьба не только от многих, но и ко многим, способствует получению. А слыша об узах Христовых, кто не отдал бы самой души своей, а не только одного раба?»

Толковый Апостол. Часть III. Объяснение последних семи посланий святого Апостола Павла

священник Николай Рудинский (†1937)

1. Павел, узник Иисуса Христа, и Тимофей брат, Филимону возлюбленному и сотруднику нашему,

2. и Апфии, (сестре) возлюбленной, и Архиппу, сподвижнику нашему, и домашней твоей церкви:

3. благодать вам и мир от Бога Отца нашего и Господа Иисуса Христа.

Святой Павел, имея в виду просьбу об Онисиме, называет себя только узником за Христа для того, чтобы самым узничеством своим склонить Филимона исполнить его просьбу. «Слыша об узах Христовых, кто не отдал бы самой души своей, а не только одного раба» (Златоуст). К своей просьбе как бы присоединяет и своего брата по вере, Тимофея. Следующими словами: возлюбленному и сотруднику нашему, Апостол Павел, по словам святого Златоуста, «хватает Филимона прямо за сердце». Если возлюбленный, то надежда на него – знак великой дружбы, если он сотрудник, то он должен благодарить за просьбы, ибо чрез это он делает добро и себе самому, устрояя одно и тоже с другими дело (Златоуст). К своей просьбе святой Павел привлекает и супругу Филимона – Апфию, называя ее возлюбленною, как украшенную верою и добродетелями. Далее привлекает к своей просьбе Архиппа, может быть, сына Филимона, которого называет воином Христовым, подобным ему, в деле утверждения веры Христовой в Колоссах. Наконец, привлекает всех домашних – свободных и рабов, всю домашнюю его церковь, чтобы ни с чьей стороны не могло быть препятствия исполнить его просьбу простить и принять Онисима. Всем перечисленным святой Павел желает от Бога Отца и Господа Иисуса Христа благодатных сил и мира с Богом, своею совестью и со всеми.

 

Жизнь и труды святого Апостола Павла

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible