Скрыть
Не поможет богатство в день гнева, правда же спасет от смерти.

Святые отцы

Прочие

Василий Великий, свт. (†379)

Не поможет богатство в день гнева, правда же спасет от смерти

[Соломон] учит пониманию, когда говорит: Не поможет богатство в день гнева (Притч 11:4). Ибо этим в сердце твое влагает помышление о том дне, в который множество имений не поможет тебе и не избавит тебя от вечного наказания. И когда говорит: непорочные пребудут на земле (Притч 2:21), - на той земле, которой наследующие и кроткие, как, по словам псалмопевца, - кроткие наследуют землю (Пс 36:11), так и по ублажению Господню, ибо сказано: Блаженны кроткие, ибо они наследуют землю (Мф 5:5).

Беседа на Книгу Притчей

Авва Шенуте (†Vв.)

Не поможет богатство в день гнева, правда же спасет от смерти

Я знаю, почему написано: Не поможет богатство в день гнева (Притч 11:4). Это было сказано о том, кто не тратит богатство свое на дела милосердия. Не в том ли сила богатства, чтобы употреблять его и пользоваться им в день нужды? В час, когда дух твой вернется в руки Бога, ты поймешь, что вся польза богатства твоего была в том, чтобы употребить его на дела милосердия. Ибо богатство твое было дано тебе Иисусом Христом, Богом и Сыном Божиим.

О языке

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Ст. 1-11 Неверные весы - мерзость пред Господом, но правильный вес угоден Ему. Придет гордость, придет и посрамление; но со смиренными - мудрость. Непорочность прямодушных будет руководить их, а лукавство коварных погубит их. Не поможет богатство в день гнева, правда же спасет от смерти. Правда непорочного уравнивает путь его, а нечестивый падет от нечестия своего. Правда прямодушных спасет их, а беззаконники будут уловлены беззаконием своим. Со смертью человека нечестивого исчезает надежда, и ожидание беззаконных погибает. Праведник спасается от беды, а вместо него попадает в нее нечестивый. Устами лицемер губит ближнего своего, но праведники прозорливостью спасаются. При благоденствии праведников веселится город, и при погибели нечестивых бывает торжество. Благословением праведных возвышается город, а устами нечестивых разрушается

Предостережение от применения неправильных весов и увещание к добросовестности в этом отношении (ст. 1, сн. XX:10), составляет повторение постановления закона (Втор XXV:13-16); нередкое повторение этого правила требовалось частыми случаями его нарушения особенно в торговле (Сир XXVI:27). Премудрый подкрепляет наставление свое мыслью о Всеведущем и Всеправедном Боге. О пагубности гордости (ст. 2) Премудрый говорит неоднократно (см. XVI:18; XVIII:13), равно как и о благе противоположной добродетели - смирения (сн. III:34), которое, по контексту данного места (ст. 2), есть вместе и мудрость и прославление. LXX делают здесь прибавку, - по-славянски: умираяй праведник остави раскаяние, удобна же бывает и посмеятельна нечестивых погибель, - выражающую ту мысль, что противоположное нравственное настроение праведного и нечестивого при жизни сопровождается или имеет следствием различный до противоположности характер самой смерти и посмертной памяти того и другого. Ст. 3 продолжает мысль ст. 2 о превосходстве прямодушия праведности пред коварством злобы - даже для одного внешнего благополучия человека. Ст. 4 усиливает мысль ст. 2 гл. Х-ой: не только богатство, собранное неправыми путями и средствами (X:2), но и вообще всякое богатство не принесет пользы нечестивому, спасение заключается лишь в правде, праведности, - спасение именно «в день гнева», т. е. Божественного гнева и суда Божия (ср. Иез VII:19; Соф I:18; Сир V:10). Ст. 5-6 совершенно параллельны как между собой, так и со ст. 3 (ср. также X:3; Прем V:15), выражая противоположность жизненного жребия праведного и нечестивого, соответствующую противоположной нравственной настроенности того и другого. Из особенностей духовного настроения праведного и нечестивого объясняется, по ст. 7-8, противоположная судьба того и другого, как при жизни, так и по смерти: праведник, выше всего ценящий благо общения с Богом, переходя в загробную жизнь, в этом самом убеждении своем имеет крепкую и благую надежду на милосердие Господа (ср. X:28); напротив, нечестивый, при жизни всею душой преданный земным благам и пренебрегавший благом общения с Богом, умирая, лишается благ земных, к которым страстно был привязан душой (Пс XLVIII:18), уразумевает, наконец, истинную цену благ духовных, и в этом позднем сознании - заключается для него источник новых мучений. Прижизненное спасение праведника от скорби, которая вместо него постигает нечестивого (ст. 8), - примеры часто бывали в библейской истории (по книге Есфирь, гибель, ожидавшая иудеев в Мардохее, в действительности постигла язычников и Амана гл. VII-IX; по кн. пророка Даниила, нечестивые клеветники этого пророка погибли вместо него, Дан VI:24), - составляло скорее благочестивое теократическое верование избранного народа Божия (ср. Ис XLIII:3), чем факт опыта, который (опыт) всегда даст гораздо более примеров противоположного свойства. На почве этого выражения могло создаваться убеждение, что общественное мнение всегда сорадуется счастью праведника и радуется гибели нечестивого (ст. 10-11, ср. Есф VIII:15; III:15), хотя действительность, конечно, предоставляет немало явлений и обратных тому. Во всяком случае, присутствие в городе людей праведных есть залог благополучия и общества (ср. Быт XVIII:24 сл.).

Виссарион (Нечаев), еп. (†1905)

XVI. Паримия в пятницу третьей седмицы Великого поста (Притч. 10:31–32, 11: 1–12). В сей паримии проводится сравнение, в разнообразных отношениях, праведных и нечестивых. Читается также в праздник Обрезания Господня и в дни памяти святителей и преподобных или в цельном виде, или с опущением некоторых стихов.

Совершенство правых (правдивых) наставит их, и поползновение отрицающихся пленит их (лукавство вероломных разорит их)

Желание себе благополучия свойственно всем, но не все идут к нему одинаковыми путями: одни следуют путем совершенства, т.е. безукоризненного в нравственном отношении поведения; другие прибегают к лукавству, неразборчивы в средствах для своего обогащения и возвышения, не пренебрегают средствами бесчестными, обманом и ложью. К чему же приводит поведение тех и других? – Совершенство, т.е. непорочность одних, правдивых, наставляет их на путь, прямо ведущий к благополучию, – а лукавство других, вероломных, обещающее им всякие успехи в их делах, доводит их до разорения. Господь споспешествует одним и наказует за лукавство других.

Не упользуют имения в день ярости, правда же избавит от смерти

Под имениями, которые не упользуют в день ярости, т.е. гнева Божия, разумеются имения, нажитые лукавством (слич. Притч. 10:2). Долготерпеливый Господь не спешит наказанием лукавых, ожидая от них раскаяния и исправления; но тем строже и беспощаднее поступит с нераскаянными, когда наступит день ярости, день отмщения. От сей беды спасает правда. Но если и ревнителей правды, добродетели постигают беды и напасти, они не падают под тяжестию их. Они с покорностию и смирением принимают их от руки Господней и не оставляют своей правды среди постигших их зол; и вот эта-то правда, эта непреклонная верность их закону Божию, долгу совести, спасает их от смерти, – отвращает от них погибель, и они, подобно Иову, сугубо награждаются за свое терпение.

Толкование на паремии из книги Притчей

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible