Скрыть
Идущий прямым путем боится Господа; но чьи пути кривы, тот небрежет о Нем.

Святые отцы

Прочие

Иоанн Златоуст, свт. (†407)

Идущий прямым путем боится Господа; но чьи пути кривы, тот небрежет о Нем

Не просто страх делает хождение правым, а именно страх Божий. <…> Таким образом, добродетельная жизнь хороша и в том отношении, что присущий ей страх делает более Богобоязненным.

На Притчи Соломона

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Ст. 1-7 Мудрая жена устроит дом свой, а глупая разрушит его своими руками. Идущий прямым путем боится Господа; но чьи пути кривы, тот небрежет о Нем. В устах глупого - бич гордости; уста же мудрых охраняют их. Где нет волов, там ясли пусты; а много прибыли от силы волов. Верный свидетель не лжет, а свидетель ложный наговорит много лжи. Распутный ищет мудрости, и не находит; а для разумного знание легко. Отойди от человека глупого, у которого ты не замечаешь разумных уст

Конкретным проявлением мудрости является мудрая, созидающая дом жена, а таким же примером глупости - безумная жена, расстраивающая свой дом и все его благосостояние собственными руками (ст. 1, сн. XII:4). Далее противополагаются - страх Божий, ведущий человека прямыми путями, и дерзкое пренебрежение памятью о Боге, соединяющееся с хождением кривыми путями (ст. 2), - высокомерие речи безумных и скромность речи мудрых (ст. 3. Ср. XII:6), - свидетели истинный и ложный (ст. 5, сн. Исх XXIII:1; Притч XII:17), недоступность мудрости людям, лишенным страха Божия, и полная доступность ее для исполненных страха Божия и чистых сердцем (ст. 6), почему и дается совет устраняться от глупого, у которого нечему научиться (ст. 7). Вне видимой связи с общею мыслью рассматриваемого отдела стоит хозяйственная заметка ст. 4, имеющая, по-видимому, цель научить человека - не переоценивая значения богатства (ср. X:15; XIII:8), сообразовать попытки умножения имущества с распространением орудий производства и вообще жизненных средств.

Виссарион (Нечаев), еп. (†1905)

XX. Паримия в четверг четвертой седмицы Великого поста (Притч. 13:20–26, 14:1–6).

Ходяй право (прямо) боится Господа, развращаяй же (искривляющий) пути своя обесчестится

Человек прямодушный может иметь неприятные столкновения с людьми, которым не нравится его прямота; но он не боится людского мнения, – он боится одного Господа. Он ненавидит неправду, потому что боится иметь свидетелем, обличителем и судиею её Господа всеведущего, всесвятого и всеправедного. У него одна цель – угодить Господу; а что касается людей, он знает, что на всякого не угодишь. Он идет прямою дорогою, не обращая внимания на то, приятно ли это другим или неприятно. Во всяком случае он и от людей не обесчестится, – не потерпит от них вреда для своего доброго имени. Его прямодушие восторжествует над враждою к нему тех, которым оно не нравится: рано или поздно и они, видя его стойкость в честных правилах, отдадут ему справедливость и если не явно, то втайне будут уважать его. Но горе человеку, искривляющему пути свои из человекоугодничества! Человекоугодничество, простертое до забвения страха Божия, доведет его до того, что и люди, которым он старается угодить своими кривыми путями, – лестию, пронырством, – будут презирать его: он обесчеститея в их глазах.

Толкование на паремии из книги Притчей

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible