Скрыть
Лꙋ́чше ᲂу҆чрежде́нїе ѿ ѕе́лїй съ любо́вїю и҆ благода́тїю, не́жели представле́нїе тельцє́въ со враждо́ю.

Святые отцы

Прочие

Амвросий Медиоланский, свт. (†397)

Лучше блюдо зелени, и при нем любовь, нежели откормленный бык, и при нем ненависть

Ты же будь доволен своим, и да не питает тебя убыток другого. Благая пища есть простота невинности. Тот, имея свое добро, не станет зариться на чужое и не воспылает пламенем алчности, для кого всякий достаток есть в добродетели убыток, страстям же возбуждение. И посему блаженна, если знает благо свое, добродетельная бедность, и всем богатствам следует предпочесть ее, ибо лучше немногое со страхом Господним, нежели большие сокровища без страха (Притч 15:17; LXX). Ибо сколько нужно человеку, чтобы прокормиться? Или если спросишь, чего хватает другим, чтобы быть довольными, окажется, что это весьма немного; ибо лучше стол с зеленью, и при нем любовь, чем стол с откормленным быком, и при нем ненависть (ср. Притч 15:17). Итак, будем пользоваться нашими талантами для стремления к согласию и спасению, а не для плутовских козней против тех, что не приносят нам вреда.

Шестоднев

Иоанн Златоуст, свт. (†407)

Лучше блюдо зелени, и при нем любовь, нежели откормленный бык, и при нем ненависть

Так, кто принимает у себя гостей уже пресыщенных, то хотя бы и предлагал им множество яств, пресыщение гостей уменьшает цену угощения, так что и великое часто кажется не стоящим никакой цены, потому что гости приступают к яствам без удовольствия. Напротив, кто принимает алчущих, имеющих сильное желание угощения, то, хотя бы предлагал скудную трапезу, она кажется великою, так как угощаемые с большим удовольствием вкушают предлагаемое. Таким же образом и мы, уверенные в вашей духовной алчбе, не сомневаемся постоянно предлагать любви вашей нашу трапезу, хотя бы простую и скудную. Так и премудрый сказал: Лучше блюдо зелени, и при нем любовь, нежели откормленный бык, и при нем ненависть (Притч 15:17), выражая тем, что любовь иначе смотрит на предлагаемое, что очам ее и скудное кажется роскошным, и малое - великим.

Беседы на книгу Бытия. Беседа 45


Лучше блюдо зелени, и при нем любовь (Притч 15:17). Это значит, что при страхе Божьем, при любви между людьми, если она есть, лучше малое, чем многое; не в дорогом удовольствие, а в удовольствии дорогое, как говорит Гесиод. Презирающий грехи утишает распрю (Притч 15:18). Неразумный ничего не делает с размышлением, а разумный идет прямою дорогою (Притч 15:21), то есть являет действие по своему намерению. Пренебрегающие рассматривать нужное дело с другими презирают совет, поэтому бывают нетверды, думая, что они значат нечто, хотя ничего не значат. Нужно поэтому советоваться не с собою, но со многими.

На Притчи Соломона

Климент Александрийский, пресв. (†215)

Лучше блюдо зелени, и при нем любовь, нежели откормленный бык, и при нем ненависть

Этими словами напоминается о том, что ранее нам сказано, - что сущность вечери любви не в салатах, а в любви, какая должна проникать собою пиршество. Но если средний путь лучший во всем, то он должен быть наблюдаем особенно при устроении пиршеств. Крайности опасны, а средние пути правильны. Под средним же путем я разумею отсутствие недостатка в необходимом.

Педагог

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Ст. 16-33 Лучше немногое при страхе Господнем, нежели большое сокровище, и при нем тревога. Лучше блюдо зелени, и при нем любовь, нежели откормленный бык, и при нем ненависть. Вспыльчивый человек возбуждает раздор, а терпеливый утишает распрю. Путь ленивого - как терновый плетень, а путь праведных - гладкий. Мудрый сын радует отца, а глупый человек пренебрегает мать свою. Глупость - радость для малоумного, а человек разумный идет прямою дорогою. Без совета предприятия расстроятся, а при множестве советников они состоятся. Радость человеку в ответе уст его, и как хорошо слово вовремя! Путь жизни мудрого вверх, чтобы уклониться от преисподней внизу. Дом надменных разорит Господь, а межу вдовы укрепит. Мерзость пред Господом - помышления злых, слова же непорочных угодны Ему. Корыстолюбивый расстроит дом свой, а ненавидящий подарки будет жить. Сердце праведного обдумывает ответ, а уста нечестивых изрыгают зло. Далек Господь от нечестивых, а молитву праведников слышит. Светлый взгляд радует сердце, добрая весть утучняет кости. Ухо, внимательное к учению жизни, пребывает между мудрыми. Отвергающий наставление нерадеет о своей душе; а кто внимает обличению, тот приобретает разум. Страх Господень научает мудрости, и славе предшествует смирение

Указывается на превосходство нравственных благ, мира и любви перед материальным довольствием, соединенным с отсутствием страха Божия и с ненавистью к ближним (ст. 16-17, сн. Пс XXXVI:16); в связи с последним осуждается сварливость и восхваляется миролюбие (ст. 18, сн. XXVI:21), а также показывается вред праздности и польза трудолюбия и мужества (ст. 19). Далее приводится не раз повторяемая мысль о том что дети, мудрые или неразумные - источник гордости или огорчения для своих родителей (ст. 20, сн. X:1; XVII:25), указывается различие, с точки зрения целесообразности, путей мудрого и нечестивого (ст. 21), и оттеняется благотворность совета многих мудрых людей (ст. 22, сн. XI:14) и сила обдуманного слова (ст. 23). Затем поведение истинного мудреца освещается высшим светом веры в загробную жизнь (ст. 24. сн. XI:7; XIV:32), а в самой жизни его различаются: черты внутренней его настроенности (мысли и слова, ст. 26, неподкупность, ст. 27, молитва, ст. 29, внимательность к урокам мудрости, ст. 32-32, особенно же страх Божий, ст. 33) и внешнего жизненного жребия, противоположного судьбе нечестивых (ст. 25, 27, 30).

Толковая Библия

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible