Скрыть
Со́тове медо́внїи словеса̀ дѡ́браѧ, сла́дость же и҆́хъ и҆сцѣле́нїе дꙋшѝ.

Святые отцы

Прочие

Василий Великий, свт. (†379)

Ст. 24-25 Приятная речь - сотовый мед, сладка для души и целебна для костей. Есть пути, которые кажутся человеку прямыми, но конец их путь к смерти

Имей уши, отверстые к послушанию, и руки, готовые исполнять слышанное, уста имей молчаливые и сердце осмотрительное. Будь ленив к празднословию, а благоразумен и сведущ в спасительном слышании Божественных Писаний. Да будет тебе горьким вкушением слышание мирских рассказов и сотами меда беседа мужей преподобных.

Об отречении от мира

Амвросий Медиоланский, свт. (†397)

Ст. 24-25 Приятная речь - сотовый мед, сладка для души и целебна для костей. Есть пути, которые кажутся человеку прямыми, но конец их путь к смерти

Море есть Священное Писание, имеющее в себе глубины смысла и высоту пророческих загадок, и в море это впадает много рек. Есть среди них и реки сладкие и прозрачные, есть и источники снежные, в жизнь вечную текущие. Есть и речи сладкие, как соты медовые, и мысли благодатные, которые души слушающих неким духовным питием напояют и сладостию нравственных наставлений ласкают. Итак, различны реки священных Писаний; есть что выпить сначала, есть что потом, есть что напоследок.

Письма

Кирилл Александрийский, свт. (†444)

Ст. 24-25 Приятная речь - сотовый мед, сладка для души и целебна для костей. Есть пути, которые кажутся человеку прямыми, но конец их путь к смерти

Ты, который любишь учение и жаждешь внимать ему, услышь еще раз святое слово, насладись медом премудрости, ибо написано: Приятная речь - сотовый мед, сладка для души (Притч. 16:24). Ибо труд пчел сладостен и многополезен для души человека; мед же божественный и спасительный делает того, кого он питает, ученым во всяком благом деле и научает его путям духовного делания.

На Евангелие от Луки

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Ст. 16-26 Приобретение мудрости гораздо лучше золота, и приобретение разума предпочтительнее отборного серебра. Путь праведных - уклонение от зла: тот бережет душу свою, кто хранит путь свой. Погибели предшествует гордость, и падению - надменность. Лучше смиряться духом с кроткими, нежели разделять добычу с гордыми. Кто ведет дело разумно, тот найдет благо, и кто надеется на Господа, тот блажен. Мудрый сердцем прозовется благоразумным, и сладкая речь прибавит к учению. Разум для имеющих его - источник жизни, а ученость глупых - глупость. Сердце мудрого делает язык его мудрым и умножает знание в устах его. Приятная речь - сотовый мед, сладка для души и целебна для костей. Есть пути, которые кажутся человеку прямыми, но конец их путь к смерти. Трудящийся трудится для себя, потому что понуждает его к тому рот его

Высокая оценка мудрости (ст. 16) встречается у Премудрого не раз (ср. III:14; VIII:10-19). В ряду отдельных проявлений мудрости на первом месте здесь (ст. 17) поставляется праведность, благочестие, уклонение от зла; особенно отличается (ст. 16) гибельность гордости, неизбежно влекущей за собой падение (сн. Есф III:1), и восхваляется смирение и кротость, обеспечивающие человеку мирное состояние духа и довольство. Это нравственное счастье обеспечивается частью разумным, обдуманным трудом жизни, главным же образом твердой надеждой человека на Бога: два эти фактора, человеческий и Божеский, взаимно предполагают друг друга (ст. 20). Далее указывается, что в деле научения мудрости имеет значение и сама внешняя форма, в которой преподается учение (ст. 21), отмечается высокая жизненная полезность мудрости (ст. 22), приятность и спасительность вместе - подобно меду, имеющему приятность и приносящему исцеление (ст. 24). После этого делается предостережение от самообольщения (ст. 25) и указывается побуждение к физическому труду - в чувстве самосохранения (ст. 26).

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible