Ветхий Завет:Быт.Исх.Лев.Чис.Втор.Нав.Суд.Руф.1Цар.2Цар.3Цар.4Цар.1Пар.2Пар.1Ездр.2Ездр.Неем.Тов.Иудиф.Есф.1Мак.2Мак.3Мак.Иов.Пс.Притч.Еккл.Песн.Прем.Сир.Ис.Иер.Плч.ПослИер.Вар.Иез.Дан.Ос.Иоил.Ам.Авд.Ион.Мих.Наум.Авв.Соф.Аг.Зах.Мал.3Ездр.
Новый Завет:Мф.Мк.Лк.Ин.Деян.Иак.1Пет.2Пет.1Ин.2Ин.3Ин.Иуд.Рим.1Кор.2Кор.Гал.Еф.Флп.Кол.1Фес.2Фес.1Тим.2Тим.Тит.Флм.Евр.Откр.
Есть пути, которые кажутся человеку прямыми, но конец их путь к смерти.

Святые отцы

Прочие

Василий Великий, свт. (†379)

Ст. 24-25 Приятная речь - сотовый мед, сладка для души и целебна для костей. Есть пути, которые кажутся человеку прямыми, но конец их путь к смерти

Имей уши, отверстые к послушанию, и руки, готовые исполнять слышанное, уста имей молчаливые и сердце осмотрительное. Будь ленив к празднословию, а благоразумен и сведущ в спасительном слышании Божественных Писаний. Да будет тебе горьким вкушением слышание мирских рассказов и сотами меда беседа мужей преподобных.

Об отречении от мира

Амвросий Медиоланский, свт. (†397)

Ст. 24-25 Приятная речь - сотовый мед, сладка для души и целебна для костей. Есть пути, которые кажутся человеку прямыми, но конец их путь к смерти

Море есть Священное Писание, имеющее в себе глубины смысла и высоту пророческих загадок, и в море это впадает много рек. Есть среди них и реки сладкие и прозрачные, есть и источники снежные, в жизнь вечную текущие. Есть и речи сладкие, как соты медовые, и мысли благодатные, которые души слушающих неким духовным питием напояют и сладостию нравственных наставлений ласкают. Итак, различны реки священных Писаний; есть что выпить сначала, есть что потом, есть что напоследок.

Письма

Кирилл Александрийский, свт. (†444)

Ст. 24-25 Приятная речь - сотовый мед, сладка для души и целебна для костей. Есть пути, которые кажутся человеку прямыми, но конец их путь к смерти

Ты, который любишь учение и жаждешь внимать ему, услышь еще раз святое слово, насладись медом премудрости, ибо написано: Приятная речь - сотовый мед, сладка для души (Притч. 16:24). Ибо труд пчел сладостен и многополезен для души человека; мед же божественный и спасительный делает того, кого он питает, ученым во всяком благом деле и научает его путям духовного делания.

На Евангелие от Луки

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Ст. 16-26 Приобретение мудрости гораздо лучше золота, и приобретение разума предпочтительнее отборного серебра. Путь праведных - уклонение от зла: тот бережет душу свою, кто хранит путь свой. Погибели предшествует гордость, и падению - надменность. Лучше смиряться духом с кроткими, нежели разделять добычу с гордыми. Кто ведет дело разумно, тот найдет благо, и кто надеется на Господа, тот блажен. Мудрый сердцем прозовется благоразумным, и сладкая речь прибавит к учению. Разум для имеющих его - источник жизни, а ученость глупых - глупость. Сердце мудрого делает язык его мудрым и умножает знание в устах его. Приятная речь - сотовый мед, сладка для души и целебна для костей. Есть пути, которые кажутся человеку прямыми, но конец их путь к смерти. Трудящийся трудится для себя, потому что понуждает его к тому рот его

Высокая оценка мудрости (ст. 16) встречается у Премудрого не раз (ср. III:14; VIII:10-19). В ряду отдельных проявлений мудрости на первом месте здесь (ст. 17) поставляется праведность, благочестие, уклонение от зла; особенно отличается (ст. 16) гибельность гордости, неизбежно влекущей за собой падение (сн. Есф III:1), и восхваляется смирение и кротость, обеспечивающие человеку мирное состояние духа и довольство. Это нравственное счастье обеспечивается частью разумным, обдуманным трудом жизни, главным же образом твердой надеждой человека на Бога: два эти фактора, человеческий и Божеский, взаимно предполагают друг друга (ст. 20). Далее указывается, что в деле научения мудрости имеет значение и сама внешняя форма, в которой преподается учение (ст. 21), отмечается высокая жизненная полезность мудрости (ст. 22), приятность и спасительность вместе - подобно меду, имеющему приятность и приносящему исцеление (ст. 24). После этого делается предостережение от самообольщения (ст. 25) и указывается побуждение к физическому труду - в чувстве самосохранения (ст. 26).

Виссарион (Нечаев), еп. (†1905)

25. Есть пути, которые кажутся человеку прямыми, но конец их путь к смерти.

25. (церк-сл.) Суть путие мнящийся прави быти мужу, обаче последняя (конецих зрят во дно адово.

Здесь содержится предостережение от самообольщения. По свойственному каждому самолюбию иной очень благоприятно и снисходительно смотрит на свои пути – на свои желания и действия, каковы бы они не были. Желания безнравственные кажутся ему невинными, действия преступные – извинительными. Ослепленный самолюбием, он не хочет и слышать предостережения от греховных увлечений, негодует на доброжелательных людей, указывающих ему на пагубные последствия этих увлечений, на то, что нельзя безнаказанно предаваться им, что «конец их зрит во дно адово», т.е. что исход их один: погибель временная – преждевременная смерть, и вечная. Другого исхода и быть не может, и этого не предусматривают только самообольщенные люди.

Толкование на паремии из книги Притчей

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро: t.me/azbyka