Долготерпеливый лучше храброго, и владеющий собою лучше завоевателя города.

Святые отцы

Прочие

Антоний Великий, прп. (†356)

Возлюбленные дети мои, Священное Писание говорит, что лучше муж долготерпелив паче крепкаго и что долготерпеливый превосходит крепкого, как удаляющийся от огня превосходит приближающегося к нему.

Итак, будем долготерпеливы, поскольку в долготерпеливом Бог обитает. Кто не долготерпелив, тот покоряется воле диавола; напротив, кто долготерпелив, тот покоряется воле Божией во всякое время.

Двадцать слов к монахам

Амвросий Медиоланский, свт. (†397)

Долготерпеливый лучше храброго, и владеющий собою лучше завоевателя города

Если гневаетесь, то гневайтесь на себя за то, что вы допустили себя раздражиться, и тогда вы не согрешите. Ибо тот, кто гневается на себя за то, что легко раздражается, не станет гневаться на другого, а кто пытается доказать справедливость своего гнева, тот воспламеняется [еще] больше, и быстро впадает в грех. И, по словам Соломона, владеющий собою [лучше] завоевателя города (Притч 16:32), потому что гнев уловляет даже храбрых.

Об обязанностях священнослужителей. Книга III

Григорий Великий, Двоеслов, свт. (†604)

Долготерпеливый лучше храброго, и владеющий собою лучше завоевателя города

Завоевывать города есть меньшая победа, потому что завоевываемое вне нас. А большая состоит в том, что побеждается терпением, потому что дух побеждается сам от себя и подчиняет сам себя самому себе, когда терпение ниспровергает его до уничижения в терпеливости.

Сорок бесед на Евангелия

Магн Аврелий Кассиодор (†580)

Долготерпеливый лучше храброго, и владеющий собою лучше завоевателя города

Простителен тот гнев, который не доходит до исполнения своего негодования, как написано: Удерживающий гнев лучше завоевывающего город (Притч 16:32; LXX). И потому прибавляется заповедь о хранении себя, дабы, если уж и гневаемся мы, не согрешили бы от необдуманной безрассудности. Хотя по поврежденности человека не можем мы хранить в своей власти яростные движения души, но при помощи благодати Божьей можем сдерживаться дисциплинирующим разумением.

Изъяснения Псалмов

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Ст. 27-33 Человек лукавый замышляет зло, и на устах его как бы огонь палящий. Человек коварный сеет раздор, и наушник разлучает друзей. Человек неблагонамеренный развращает ближнего своего и ведет его на путь недобрый; прищуривает глаза свои, чтобы придумать коварство; закусывая себе губы, совершает злодейство. Венец славы - седина, которая находится на пути правды. Долготерпеливый лучше храброго, и владеющий собою лучше завоевателя города. В полу бросается жребий, но все решение его - от Господа

В ст. 27-30 дается характеристика трех типов злобы: человека, злоумышляющего против ближнего (ст. 27), клеветника, возмутителя и раздорника (ст. 28), и притеснителя, насильника (ст. 29), причем отмечается свойственная им мимика (ст. 30, сн. VI:12-13). В противоположность ожидающей всех таких гибели, удел праведных и благочестивых - честная старость и долголетие (ст. 31); высшее благонравственное самообладание, научиться владеть собой труднее, чем отличаться храбростью в битве и брать крепости (ст. 32). В Мишне (тр. Авот, гл. IV, § 1) на вопрос: кто силен? дается ответ: тот кто осиливает свой йецер (т. е. побуждение ко злу), ибо сказано: «долготерпеливый лучше храброго, а владеющий собою лучше завоевателя» (Притч XVI:32).

Заключительный стих (ст. 33), особенно вторая его половина, выражает главную мысль всей (XVI) главы.

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible