Но́вый Заве́т: Мф. Мк. Лк. Ин. Деян. Иак. 1Пет. 2Пет. 1Ин. 2Ин. 3Ин. Иуд. Рим. 1Кор. 2Кор. Гал. Еф. Флп. Кол. 1Фес. 2Фес. 1Тим. 2Тим. Тит. Флм. Евр. Откр.
Толкования на Книга Притчей Соломоновых 16:5
Мерзость пред Господом всякий надменный сердцем; можно поручиться, что он не останется ненаказанным. *
Святые отцы
- Иоанн Златоуст, свт. (†407)
- Нил Синайский, прп. (†430)
- Максим Исповедник, прп. (†662)
- Иоанн Лествичник, прп. (†VIIв.)
- Симеон Новый Богослов, прп. (†1022)
Прочие
Иоанн Златоуст, свт. (†407)
Мерзость пред Господом всякий надменный сердцем; можно поручиться, что он не останется ненаказанным
Подлинно, ничто так не отчуждает от человеколюбия Божьего и не подвергает огню геенны, как преобладание высокомерия. Когда оно в нас есть, то вся наша жизнь делается нечистой, хотя бы мы подвизались в целомудрии, девстве, постничестве, молитвах, милостыне и других добродетелях. Мерзость, сказано, пред Господом всякий надменный сердцем (Притч 16:5). Итак, если хотим быть чистыми и свободными от наказания, уготованного дьяволу, обуздаем в себе надменность духа, отсечем высокомерие.
Нил Синайский, прп. (†430)
Мерзость пред Господом всякий надменный сердцем; можно поручиться, что он не останется ненаказанным
Сказано: кто поступает лукаво, тот не ожидай, что «обезвинится» (Притч. 16:6), прогневляя Господа. Посему и ты не избежишь наказания, но подвергнешься оному, хотя и думаешь уже избежать, хотя и предполагаешь, что Бог не смотрит на твои злые и безбожные дела, хотя и думаешь, что превозмог ты Надзирающего над всем. Но, конечно, ты будешь побежден и при исшествии своем из жизни ознакомишься с падением неисцельным.
Максим Исповедник, прп. (†662)
Мерзость пред Господом всякий надменный сердцем; можно поручиться, что он не останется ненаказанным
Что значат слова из книги Притчей: руку влагающий в руку … безнаказанным не останется?
Безнаказанным не останется тот, кто с добродетельным деянием смешивает дурное.
Иоанн Лествичник, прп. (†VIIв.)
К одному из рассудительнейших братий бесы приступили очевидно и ублажали его. Но сей премудрый сказал им: «Если бы вы перестали хвалить меня в душе моей, то, из отшествия вашего, я заключил бы, что я велик; если же не перестанете похвалять меня, то из похвалы вашей вижу мою нечистоту; ибо «нечист пред Господем всяк высокосердый». Итак, или отойдите, чтобы я почел себя за великого человека; или хвалите, и я, посредством вас, приобрету больше смирения». Сим обоюдным изречением они так были поражены, что тотчас же исчезли.
Слово 25. Об искоренителе страстей, высочайшем смиренномудрии, бывающем в невидимом чувстве
Симеон Новый Богослов, прп. (†1022)
Мерзость пред Господом всякий надменный сердцем; можно поручиться, что он не останется ненаказанным
Нечист перед Богом не грешник, а всяк высокосердый, ведь никто не без греха. Смиренный сердцем оправдан, праведный принят в общение. Оправдание же — дар Святого Духа. Ходящий в Духе Святом — прославлен, прославленный освятился: без освящения никто не узрит Господа. «Да будет взят нечестивый, чтобы не увидел он славы Господней» (Ис. 26:10). Кто такой нечестивый? Высокосердый: по мере превозношения — мера и нечестия, так же как в меру смирения — мера благочестия. Кто же тогда смиренный сердцем? Не умный, не мудрый, не понятливый, не хитрый, не знающий [что-то] сам по себе, но причастный Святого Духа, в Котором и разум, и мудрость, и понимание, и наставление, и знание для души, очищенной и живущей в Нем и угождающей Богу.
Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)
Ст. 4-9 Все сделал Господь ради Себя; и даже нечестивого блюдет на день бедствия. Мерзость пред Господом всякий надменный сердцем; можно поручиться, что он не останется ненаказанным. Милосердием и правдою очищается грех, и страх Господень отводит от зла. Когда Господу угодны пути человека, Он и врагов его примиряет с ним. Лучше немногое с правдою, нежели множество прибытков с неправдою. Сердце человека обдумывает свой путь, но Господь управляет шествием его
Из общего положения о том, что все сотворенное Богом имеет свои цели и назначение (ст. 4), выводимые, с указанием на гибельность высокомерия (ст. 5), образ положительного благоугождения человека Богу: милосердие и правда в отношении ближних (ст. 6а), соединенные с страхом Божьим (6б), последствием чего явится мир, даже примирение враждующих (ст. 7). Затем вновь повторяется мысль о том, что жизнь и намерения человека всецело зависят от Бога (ст. 9).