Скрыть

Толкования:

Лопухин А.П.

Ст. 1-9 Лучше кусок сухого хлеба, и с ним мир, нежели дом, полный заколотого скота, с раздором. Разумный раб господствует над беспутным сыном и между братьями разделит наследство. Плавильня - для серебра, и горнило - для золота, а сердца испытывает Господь. Злодей внимает устам беззаконным, лжец слушается языка пагубного. Кто ругается над нищим, тот хулит Творца его; кто радуется несчастью, тот не останется ненаказанным. Венец стариков - сыновья сыновей, и слава детей - родители их. Неприлична глупому важная речь, тем паче знатному - уста лживые. Подарок - драгоценный камень в глазах владеющего им: куда ни обратится он, успеет. Прикрывающий проступок ищет любви; а кто снова напоминает о нем, тот удаляет друга

Благо мира несравнимо ни с какими материальными благами: при мире в доме кусок сухого хлеба без вина и мяса, даже без уксуса (Руфь II:14) и воды (1Цар XXV:11) приятнее обильных роскошных яств в домах полных несогласий и раздора (ст. 1). И благо мудрости, теоретической и практической, не привязано к внешнему положению человека, даже раб - при всем приниженном своем положении его и в древнееврейской семье - своею рассудительностью мог достигнуть исключительно высокого положения - даже преобладания, с ведома отца семьи, над родными его детьми (ст. 2). Подобно тому, как достоинство драгоценных металлов открывается в огне, так и избранные души ввергаются Господом в огонь испытаний, дающих им возможность очиститься от грехов и проявить бескорыстие и любовь свою к Богу (ст. 3). Напротив, человеку с нравственно испорченным сердцем свойственно лишь внимать всякой клевете и лжи, пагубной для ближнего, тогда как нравственно безупречный человек отвращается от всего подобного (ст. 4). В первой половине ст. 5 повторяется мысль XIV:31, во второй - мысль XI:21 и XVI:5. В ст. 6 выражена, присущая ветхозаветным библейским евреям высокая оценка значения семьи, потомства ветвистого родословного дерева (ср. Пс CXXVIII). В ст. 7-8 противоположение ничтожества глупости - нечестия и высокой ценности мудрости - благочестия: последняя здесь представляется в виде высокой награды или бесценного дара, подаваемого человеку. По ст. 9, признаком истинной мудрости и любви служит желание сокрыть узнанный грех ближнего (сн. Притч X:12), тогда как противоположный образ действий еще более расстраивает взаимные отношения людей (сн. XVI:28-29).

Свт. Амвросий Медиоланский

Лучше кусок сухого хлеба, и с ним мир, нежели дом, полный заколотого скота, с раздором

Есть два рода благодеяний: один - это щедрость, а другой - это расточительная роскошь. Быть щедрым - значит принять странника, одеть нагого, выкупить пленных, помочь нуждающимся, а быть расточительным - значит устраивать широкие пиры и отличаться неумеренным винопитием, почему ты и читал: расточительно вино и зазорно пьянство (Притч 20:1). Впрочем, и то надо назвать расточительностью, когда ради симпатий народа истощают свои богатства. Так поступают те, которые расточают отцовское наследство на цирковые или даже театральные увеселения, на подарки гладиаторам или на охотничьи занятия, чтобы известностью превзойти предков. Но тщетно все это, так как даже в издержках на добрые дела должно быть умеренным.

Об обязанностях священнослужителей.

Стих: Следующий Вернуться в главу