Скрыть
С приходом нечестивого приходит и презрение, а с бесславием – поношение.

Святые отцы

Прочие

Афанасий Великий, свт. (†373)

Егда приидет нечестивый во глубину зол, нерадит: находит же ему безчестие и поношение

Как погружающиеся в глубину, чем более сходят вниз, тем в большую стремятся тьму и глубь, так было и с родом человеков. Ибо не просто впали люди в идолослужение и не остановились на том, с чего начали, но в какой мере закосневали в прежнем, в такой же изобретали себе новые суеверия и, не зная сытости в прежних своих худых делах, пресыщались новыми, преуспевая в срамоте, далее и далее простирая свое нечестие. Об этом свидетельствует и божественное Писание, говоря: когда достигнет нечестивый до глубины зол, то становится высокомерным.

Слово на язычников

Иоанн Златоуст, свт. (†407)

Егда приидет нечестивый во глубину зол, нерадит: находит же ему безчестие и поношение

Когда достигнет нечестивый до глубины зол, то становится высокомерным, и находит на него безчестие (Притч 18:3; LXX). Страшно, страшно, возлюбленный, быть уловленным кознями дьявола. Тогда душа запутывается как бы в сетях; и как нечистое животное, валяясь в грязи, услаждается этим, так и она, предавшись греховной привычке, уже не чувствует зловония грехов. Поэтому нужно трезвиться и бодрствовать, чтобы с самого начала не дать лукавому демону никакого доступа к нам, дабы он, омрачив наш ум и ослепив душевное око, не заставил нас, не могущих взирать на свет Солнца правды, подобно лишенным солнечного света, стремиться в пропасть.

Гомилии на Бытие

Кесарий Арелатский, свт. (†542)

С приходом нечестивого приходит и презрение, а с бесславием - поношение

И потому, возлюбленные братия, что днем и ночью нас пытаются уловить не только малые грехи, но и величайшие прегрешения, не будем хранить себя до предсмертного покаяния, но во всякий день, пока живы, станем ревновать о принесении покаяния. Его должны постоянно исполнять не только миряне и клирики, но даже и сами монахи и священники. И хочу я, чтобы молился обо мне лишь епископ, приносящий ежедневное покаяние, ибо тот, кто из ложной чести или святости стыдится приносить покаяние, стяжает себе нужду молиться о собственном спасении. Ведь ни единого дня нельзя прожить без греха! Так какая же нам тогда польза в том, чтобы понемногу совершая мелкие грехи, из мельчайших капель собирать безбрежные потоки? Множество грехов, которые копились на протяжении долгого времени, порождает отчаяние. <…> Ведь все вы хорошо знаете, сколь проще вырвать нежные ростки, нежели вырубить твердую поросль.

…Прежде всего, пусть любовь ваша верует твердо и преданно, ибо никогда не оставит Бог человека прежде, нежели тот не оставит Бога первым. Ибо пусть даже и раз, и другой, и третий совершит кто-либо тяжкий грех, но все же ждет Бог, как речено через пророка, чтобы грешник обратился и жив был (Иез 33:11). А если тот станет упорствовать в своих прегрешениях, то из множества грехов возникает отчаяние, а отчаянием порождается окаменение. Беспечные люди сперва смотрят свысока на мелкие грехи, а тем временем к накапливающимся крошечным прегрешениям прирастают даже и преступления, и образуют бремя, и тянут ко дну.

Проповеди

Григорий Великий, Двоеслов, свт. (†604)

С приходом нечестивого приходит и презрение, а с бесславием - поношение

И злой ум постоянно пребывает в превратных трудах, так как или печется о зле, которое доставляет, или страшится, чтобы не принесли ему зла другие. И что бы ни умышлял против ближних, опасается, дабы не умышлял этого ближний против него самого. Всех он подозревает, по всякому поводу трепещет. Он верит, что от всякого, кто приходит на память, можно ожидать враждебности. Стало быть, кому недостает спокойствия и безмятежности, у того, без сомнения, постоянно звенит в ушах отзвук страха. И нередко сталкивается он с тем, что ближний его прямодушно говорит с кем-либо, ничего не замышляя против него. Но тот, кто все время действует коварно, не может счесть, что по отношению к нему самому будут действовать прямодушно.

Книга нравственных поучений, или Толкования на книгу Иова

Иоанн Дамаскин, прп. (†749)

Егда приидет нечестивый во глубину зол, нерадит: находит же ему безчестие и поношение

Тем более возрастают в нем грехи сии, чем более душа его привыкает к ним и чем легкомысленнее о них думает. Ибо сказано: когда достигнет нечестивый до глубины зол, то становится высокомерным (Притч 18:3; LXX).

Душеполезная повесть о жизни Варлаама и Иоасафа

Фульгенций Руспийский, еп. (†527)

Егда приидет нечестивый во глубину зол, нерадит: находит же ему безчестие и поношение

Гордые и непокорные, которые отчаиваются в прощении грехов, лишаются его и не только по слепоте, достойной жалости, попечение о своем спасении отвергают, но также и не перестают смущать губительными словами верные души, хотя и не могут их извратить. Ибо чаще всего или безмерность грехов, или длина беспутно проводимой жизни отнимают надежду спасения, и к еще более дурным свершениям приводят. И таким образом на них исполняются эти слова Священного Писания: когда достигнет нечестивый до глубины зол, то становится высокомерным (Притч 18:3; LXX).

Письмо XVIII

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Ст. 1-10 Прихоти ищет своенравный, восстает против всего умного. Глупый не любит знания, а только бы выказать свой ум. С приходом нечестивого приходит и презрение, а с бесславием - поношение. Слова уст человеческих - глубокие воды; источник мудрости - струящийся поток. Нехорошо быть лицеприятным к нечестивому, чтобы ниспровергнуть праведного на суде. Уста глупого идут в ссору, и слова его вызывают побои. Язык глупого - гибель для него, и уста его - сеть для души его. Ленивого низлагает страх, а души женоподобные будут голодать. Слова наушника - как лакомства, и они входят во внутренность чрева. Нерадивый в работе своей - брат расточителю

Осуждается эгоистическая замкнутость своенравного человека, лишающая его возможности услышать и осуществить какой-либо полезный совет (ст. 1-2), с замечанием о посрамлении нечестия вообще (ст. 3). Затем устанавливается глубокий взгляд на внутреннюю природу человеческой речи, преимущественно человека мудрого: речь его, прежде произнесения, слагается в глубине души его, подобно сокрытой в недрах земли, воде: глубина и обдуманность содержания, обилие ценных мыслей и животворность речи мудрого - таковы пункты сравнения ее с ключевой водой (ст. 4. Сн. XX:5; Еккл VII:24). Из отдельных сентенций здесь, прежде всего, осуждается всякое лицеприятие на суде (ст. 5): устранить это зло ставил своею целью среди Израиля библейского еще Моисей (Лев XIX:15; Втор X:17). Затем - против злоупотреблений даром слова, свойственных глупому и безрассудному (ст. 6-7), против клеветничества, лености, расточительности (8-10).

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible