Скрыть
чтобы разуметь притчу и замысловатую речь, слова мудрецов и загадки их.

Святые отцы

Прочие

Григорий Нисский, свт. (†394)

Ст. 5-6 послушает мудрый и умножит познания, и разумный найдет мудрые советы; чтобы разуметь притчу и замысловатую речь, слова мудрецов и загадки их

Общепризнанно, что слово «притча», как оно используется в Писании, не прилагается к явному смыслу, но используется с видом на некоторый неявный смысл, как и Евангелие прилагает имя «притчи» к темным и неясным сказаниям. Потому притча, если кто-то хочет определить имя через определение, есть речь, которая через непосредственно данные идеи, указывает на еще нечто, что скрыто; или это речь, которая не достигает цели размышления непосредственно, но наставляет через скрытое значение.

Против Евномия

Григорий Великий, Двоеслов, свт. (†604)

Ст. 5-6 послушает мудрый и умножит познания, и разумный найдет мудрые советы; чтобы разуметь притчу и замысловатую речь, слова мудрецов и загадки их

Сказано у Соломона: разумный найдет мудрые советы (Притч 1:5). Но для меня это часто бывает нелегким и весьма обременительным, ибо то, что разум не воспринимает подобающим образом, он не сможет обустроить. Вот, светлейший император повелел обезьяне стать львом. И воистину, можно согласно его указу назвать ее львом; стать же львом ей нельзя.

Письма

Магн Аврелий Кассиодор (†580)

Ст. 5-6 послушает мудрый и умножит познания, и разумный найдет мудрые советы; чтобы разуметь притчу и замысловатую речь, слова мудрецов и загадки их

И мрак сделал покровом Своим, сенью вокруг Себя мрак вод, облаков воздушных (Пс 17:12). <…> Здесь мрак используется в благом смысле, как сказано в Притчах Соломона: разумел также и притчу, и тёмную речь (Притч 1:6). Ибо всё Божественное, чего не знаем мы, является для нас тёмным, то есть глубоким и таинственным, сколь много бы света ни источало. Но убежище Своё, то есть тайну величия Его, открыл Он праведным тогда, когда случилось им увидеть лицом к лицу славу Его Божественности. Сенью вокруг Себя (Пс 17:12), - так объясняется славное достоинство блаженных, дабы жили в соответствии с ним те, кто в Церкви Его постоянно и верно пребывают. Вокруг Себя - указывает на близость Его. Ведь обходит Он всё и во всё проникает, и не объемлется ничем, ибо недоступен для объятия местом.

Изъяснения Псалмов

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Ст. 2-6 чтобы познать мудрость и наставление, понять изречения разума; усвоить правила благоразумия, правосудия, суда и правоты; простым дать смышленость, юноше - знание и рассудительность; послушает мудрый - и умножит познания, и разумный найдет мудрые советы; чтобы разуметь притчу и замысловатую речь, слова мудрецов и загадки их

Указывается как цель настоящего собрания притчей, - книги Притчей, так и свойство разных видов притчей, чем вместе сжато определяется целое содержание всей книги. И прежде всего притчи дают познание премудрости и учения (ст. 2а). «Так как язычники (еллины) утверждают, что они имеют мудрость, и еретики думают, что они имеют знание, то Соломон показывает в чем состоит истинная мудрость и истинное знание, чтобы кто-нибудь, увлекшись сходным названием мудрости, не впал в мудрования язычников и еретиков». Услышав его божественные изречения, всякий мудрый будет еще премудрее (Свв. Афан. Вел. и Ин. Злат. ). Мудрость, евр хокма (LXX: σοφία, Vulg.: sapientia), по филологическому составу еврейского слова, означает (по Schultens'y): soliditas, твердость, основательность (собств. сгущенность, πυκνοτης), затем высшее разумение жизни и вещей в их существе, наконец, умение располагать жизнь свою сообразно с этим знанием, нормально определять отношения к Богу и ближнему и через то получить счастье жизни. Очевидно, «мудрость» шире всех следующих понятий и включает их в свой объем. Практическую сторону «мудрости» представляет «учение» или «наставление», слав. - наказание, евр. - мусар, LXX: παιδεία, Vulg.: disciplina - вся система воспитательных мер, не исключая и карательных.

По мидрашу, «мудрость» (хокма) и «учение» (мусар) неразрывно связаны друг с другом, причем второе является следствием первой. В книге Притчей, далее, заключается разумение словес или изречений мудрости евр. бина, LXX: δρόνησις, Vulg.: prudentia (евр. бина по коренному значению своему включает в себе момент различения - напр., между добром и злом (3Цар III:9), мудростью и глупостью, высшим и низшим, полезным и вредным), т. е. (по свв. Афан. Вел. и Ин. Злат.) «приобретение познания о едином истинном Боге». Что касается язычников, то одни из них богом называли вещество, а другие уподобили его идолам; находятся, также, в заблуждении и еретики касательно истинного Бога. Против них-то Соломон и излагает истинное понятие о Боге, говорит о Его неизреченности (XXV:2); о промысле (XV:3-21, XXII:2; XXIII:13); о правосудии (XV:8-25), о миротворении говорит не просто, но утверждает, что Господь все сотворил Словом Своим и премудростью (III:19; VIII:26-27, 30), так как свойство истинного Бога составляет то наипаче, что Он есть Отец Сына. В ст. 3 указываются первые плоды «мудрости» и «учения»: то и другое содействуют усвоению «правил благоразумия» (евр. мусар гаскел), правосудия (точнее - правды, цедек), суда (мишпат) и правоты (честности, мешарим), Vulg.: ad suscipiendam eruditionem doctrinae, justitiam et judicium et aequitatem. LXX иначе передают первую половину ст. 3-го: δἐξαθσαι στροφάς λόγων, а по другим спискам (кодд. 68, 109, 147, 157, 161, 248) у Гольмеса, Комплют. Альд, еще +: καί λὐσεις αίνιγμάτων. В слав. Острожской и Елисаветинской Библии, соответственно последней прибавке вся первая половина 3 ст. читается: прияти же извитие словес и разрешение гаданий. Извитие словес, поясняют свв. Афан. Вел. и И. Злат., суть «такие изречения, в которых открываем сокрытый в них смысл, вращая умом, или исследуя их размышлением (напр. X:5, XXVII:25)». Таким образом, притчи изощряют ум человека, делают его находчивым, способным к отгадыванию смысла загадочных речей.

Георгий Максимов, свящ.

Притч. 1:2-6

В следующих стихах объясняется, для чего эта книга написана: «Чтобы познать мудрость и наставление, понять изречения разума; усвоить правила благоразумия, правосудия, суда и правоты.

Простым дать смышленость, юноше – знание и рассудительность; послушает мудрый – и умножит познания, и разумный найдет мудрые советы; чтобы разуметь притчу и замысловатую речь, слова мудрецов и загадки их» (Притч. 1:2–6).

Итак, притчи адресованы не узкой группе лиц, но всем, кто желает научения от Бога, независимо от их возраста, статуса и интеллектуальной подготовки.

Что касается «разуметь притчу и замысловатую речь, слова мудрецов и загадки их». Приточный способ изъяснения был достаточно распространён в древнем мире и служил одним из способов отличить человека смышлёного от несмышлёного. Способность видеть глубокий, неявный смысл текста показывает уровень интеллектуального развития. У нас это немного сохранилось в культуре загадок. Для чего загадывают загадки ребёнку? Для того, чтобы он находил то, что скрыто за словами и через это возрастали его познавательные способности. Подобные загадки в древности были распространены и для взрослых, их особенно любили на Востоке, да и сейчас любят. Так вот, познание Премудрости Божией не только духовно, но и умственно развивает человека, об этом здесь идет речь.

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible