Скрыть
Ленивец зимою не пашет: поищет летом – и нет ничего.

Святые отцы

Прочие

Григорий Великий, Двоеслов, свт. (†604)

Ленивец зимою не пашет: поищет летом - и нет ничего

Нередко слишком медлительные, каждый раз отлагающие дела благочестия на потом, желая оправдать свою медлительность, представляют себе затруднения, с которыми встречаются на пути к добрым делам, неблагоразумно чего-то боятся и, находя в том как бы достаточную причину своим отлагательствам, заявляют, что они не являются неправыми в своей медлительности и косности. <…> Ленивец зимою не пашет; будет просить хлеба летом - и не дадут ему (ср. Притч 20:4). И действительно, ленивец из-за холода какого-нибудь не трудится, а притворяется только делающим то, что он должен делать, на самом деле предается праздности; под предлогом холода он вовсе не трудится, и, боясь неудачи в чем-либо маловажном, оставляет даже самые важные дела. Хорошо поэтому сказано о нем: …будет просить хлеба летом - и не дадут ему. И потому тот, кто здесь, в настоящей жизни, в добрых делах не подвизался до поту, то и там, в будущей жизни, когда взойдет солнце правды и суда и осветит собою все дела наши с востребованием от нас отчета о них, тщетно будет домогаться входа в Царство Небесное.

Правило пастырское или о пастырском служении

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Ст. 1-5 Вино - глумливо, сикера - буйна; и всякий, увлекающийся ими, неразумен. Гроза царя - как бы рев льва: кто раздражает его, тот грешит против самого себя. Честь для человека - отстать от ссоры; а всякий глупец задорен. Ленивец зимою не пашет: поищет летом - и нет ничего. Помыслы в сердце человека - глубокие воды, но человек разумный вычерпывает их

Предостережение от излишнего употребления вина не раз встречается у Премудрого (см. XXIII:29 сл.); как и в других местах св. Писания (Ис XXVIII:7; Еф V:18), и здесь опьянение рассматривается в качестве неодолимого препятствия к ясности духа, сознания человека, - как зло, лишающее духовную жизнь человека ее нормального течения, в частности - духовной мудрости и нравственного совершенства. Ст. 2 сн. XIX:12; XVI:14: во всех этих, как и некоторых других местах книги Притчей, царь является идеальной силой, нравственным мерилом истинной законности. Затем указываются противоположные истинной мудрости качества: сварливость (ст. 3) и леность (ст. 4), а потом приводится положительное свойство мудрости - проницательность, способность проникать в сердца людей, при всей таинственности области внутренней жизни человека (ст. 5, сн. XVIII:4).

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible