ты́ бо побїе́ши є҆го̀ жезло́мъ, дꙋ́шꙋ же є҆гѡ̀ и҆зба́виши ѿ сме́рти.

Святые отцы

Прочие

Василий Великий, свт. (†379)

Ст. 13-14 Не оставляй юноши без наказания: если накажешь его розгою, он не умрет; ты накажешь его розгою и спасешь душу его от преисподней

Как малые дети, нерадивые к учению, после лоз, которыми высечет их учитель или наставник, сделавшись внимательнее, начинают понимать уроки, и то же слово, которого до побоев не слыхали, после боли от лоз (как бы чрез это отверзались у детей уши) и слухом приемлется, и удерживается в памяти - так бывает и с теми, которые не внимают Божию учению и презрительно относятся к заповедям. Когда Бог нашлет на них наказание, тогда те особенно Божии повеления, о которых всегда им было говорено и которые всегда оставляли они без внимания, приемлются ими как в первый раз коснувшиеся их слуха.

Беседа на Книгу Притчей

Кесарий Арелатский, свт. (†542)

Ст. 13-14 Не оставляй юноши без наказания: если накажешь его розгою, он не умрет; ты накажешь его розгою и спасешь душу его от преисподней

Воистину, когда кто-либо сознает, что совершил грех против Бога, тот должен на себя возложить монашеское покаяние. Это должно свершиться с доброю и благочестивою душою, чтобы чрез духовное наказание грешник был таковым образом очищен в веке сем, дабы не погибнуть в будущем. Ибо всякое прегрешение, которое не очищается в мире этом, наказано будет в будущем веке. Ведь именно так о сыне или о рабе упомянуто в божественном Писании: Ты, - сказано, - накажешь его розгою и спасешь душу его от преисподней (Притч 23:14).

Проповеди

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Ст. 12-18 Приложи сердце твое к учению и уши твои - к умным словам. Не оставляй юноши без наказания: если накажешь его розгою, он не умрет; ты накажешь его розгою и спасешь душу его от преисподней. Сын мой! если сердце твое будет мудро, то порадуется и мое сердце; и внутренности мои будут радоваться, когда уста твои будут говорить правое. Да не завидует сердце твое грешникам, но да пребудет оно во все дни в страхе Господнем; потому что есть будущность, и надежда твоя не потеряна

Обращается особенное внимание на необходимость хорошего домашнего воспитания и при этом указывается (ст. 13) как и ранее указывалось (XIII:25), на необходимость физического наказания в системе воспитания, как средства педагогического и вполне целесообразного (ст. 14).

В последующем увещании к мудрости выдвигается на вид способность мудрости делать человека счастливым (ст. 15-16), а первым проявлением мудрости представляется отсутствие зависти благоденствующим грешникам (ст. 17, сн. XXIV:1), присутствие напротив страха Божия и надежды на воздаяние - здесь и за гробом (ст. 10); в данном случае, как и в других (Притч XI:7; XIV:32), выражается вера Премудрого в бессмертие души человека и посмертное воздаяние праведным и грешникам.

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible