Но́вый Заве́т: Мф. Мк. Лк. Ин. Деян. Иак. 1Пет. 2Пет. 1Ин. 2Ин. 3Ин. Иуд. Рим. 1Кор. 2Кор. Гал. Еф. Флп. Кол. 1Фес. 2Фес. 1Тим. 2Тим. Тит. Флм. Евр. Откр.
Толкования на Книга Притчей Соломоновых 23:31
Не смотри на вино, как оно краснеет, как оно искрится в чаше, как оно ухаживается ровно:
Святые отцы
Прочие
- Апостольские постановления
- Климент Александрийский, пресв. (†215)
- Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)
Василий Великий, свт. (†379)
Ст. 29-31 У кого вой? у кого стон? у кого ссоры? у кого горе? у кого раны без причины? у кого багровые глаза? У тех, которые долго сидят за вином, которые приходят отыскивать вина приправленного. Не смотри на вино, как оно краснеет, как оно искрится в чаше, как оно ухаживается ровно
У кого ссоры? У кого горе? (Притч 23:29). Кому смятение и тьма, кому вечное осуждение? Не изменникам ли, не отрекшимся ли от веры? Где ж доказательство отречения? Не в том ли, что отринули собственные свои исповедания? Что ж они исповедывали? Или когда это исповедывали? Исповедывали, что веруют в Отца, и Сына, и Святого Духа. Исповедывали, что, отрекшись дьявола и ангелов его, произнесли это спасительное слово. Потому какое же приличное наименование найдено для них чадами света? Не изменниками ли именуются они как нарушившие завет своего спасения?
Кесарий Арелатский, свт. (†542)
Ст. 29-31 У кого вой? у кого стон? у кого ссоры? у кого горе? у кого раны без причины? у кого багровые глаза? У тех, которые долго сидят за вином, которые приходят отыскивать вина приправленного. Не смотри на вино, как оно краснеет, как оно искрится в чаше, как оно ухаживается ровно
Поймите, братья, и то, что всякий пьяница, допустивший пьянство стать своей привычкой, станет прокаженным внутри в душе, ибо каковою кажется плоть прокаженного, таковою же познается и душа пьяницы. И поэтому тот, кто пожелает освободить себя от порока пьянства, которым не только душа убивается, но и самая плоть истощается, пусть пьет ровно столько, сколько ему достаточно. Тот же, кто не пожелает этого правила придерживаться, будет ненавистен у Бога и порицаем у людей. <…>
Но те, что желают быть таковыми, пытаются жалким образом оправдаться, говоря: «Обижен будет друг мой, коль скоро я не стану давать ему пить вина вволю всякий раз, когда приглашаю его на пиршество». Но не друг тебе тот, кто хочет сделать тебя врагом Божиим, - тот, кто и тебе, и себе самому враг. Если ты и сам напьешься, и другого напоишь, человека сделаешь другом, Бога же - врагом.
Проповеди
Апостольские постановления
Ст. 29-31 Кому горе? кому молва? кому судове? комý горести и свары? кому сокрушения вотще? кому сини очи? Не пребывающым ли в вине? и не назирающым ли, где пирове бывают? Не упивайтеся вином, но беседуйте ко человеком праведным, и беседуйте во проходех: аще бо на чашы и сткляницы вдаси очи твои, последи имаши ходити нажайший белилнаго древа
Будучи пресвитерами и диаконами Христа, вы всегда должны быть трезвы и для себя, и для других, чтобы могли вы вразумлять бесчинных. Писание же говорит: Бывают гневливы, пусть они не пьют вина, чтобы, напившись, не забыли мудрости и не лишились возможности право судить (Притч 31:4-5; LXX), а пресвитеры и диаконы после Бога Вседержителя и возлюбленного Сына Его подлинно суть сильные Церкви. Говорим же это не для того, чтобы они не пили (ибо не пить - значит оскорблять созданное Богом для веселия), но для того, чтобы они не упивались; ибо Писание не сказало: «Не пейте вина». Но что говорит? Не упивайтесь вином (Притч 23:31; LXX).
Климент Александрийский, пресв. (†215)
Ст. 29-31 У кого вой? у кого стон? у кого ссоры? у кого горе? у кого раны без причины? у кого багровые глаза? У тех, которые долго сидят за вином, которые приходят отыскивать вина приправленного. Не смотри на вино, как оно краснеет, как оно искрится в чаше, как оно ухаживается ровно
Здесь Писание, говоря о багровых глазах, тем самым свидетельствует, что для Логоса пьяница уже мертв - багровые глаза ведь служат отличительным признаком трупа; этим, значит, дается понять, что пьяница мертв для Господа. Пренебрежение законами, обуславливающими истинную жизнь, ведет к гибели. Поэтому-то Педагог, заботясь о нашем благе, дает нам такую строжайшую заповедь: не смотри на вино (Притч 23:31).
Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)
Ст. 29-35 У кого вой? у кого стон? у кого ссоры? у кого горе? у кого раны без причины? у кого багровые глаза? У тех, которые долго сидят за вином, которые приходят отыскивать вина приправленного. Не смотри на вино, как оно краснеет, как оно искрится в чаше, как оно ухаживается ровно: впоследствии, как змей, оно укусит, и ужалит, как аспид; глаза твои будут смотреть на чужих жен, и сердце твое заговорит развратное, и ты будешь, как спящий среди моря и как спящий на верху мачты. И скажешь: «били меня, мне не было больно; толкали меня, я не чувствовал. Когда проснусь, опять буду искать того же»
В редкой по изобразительности форме изложена картина гибельных следствий пьянства (ср. Ис LVI:12).