Кни̑ги Но́вагѡ Завѣ́та: Мф. Мк. Лк. Ин. Деян. Иак. 1Пет. 2Пет. 1Ин. 2Ин. 3Ин. Иуд. Рим. 1Кор. 2Кор. Гал. Еф. Флп. Кол. 1Фес. 2Фес. 1Тим. 2Тим. Тит. Флм. Евр. Откр.
Толкования на Книга Притчей Соломоновых 27:2
Да хва́литъ тѧ̀ и҆́скреннїй, а҆ не твоѧ̑ ᲂу҆ста̀, чꙋжді́й, а҆ не твоѝ ᲂу҆стнѣ̀.
Святые отцы
Прочие
Григорий Нисский, свт. (†394)
Пусть хвалит тебя другой, а не уста твои, - чужой, а не язык твой
Если в этих борениях за благочестие и сделано нами что-либо такое, что при повествовании может способствовать нашей чести, то мудрость повелевает предоставить чествование ближним, по сказанному: Пусть хвалит тебя другой, а не уста твои (Притч 27:2). Этого-то не уразумев, «проникающий во все» [Евномий] большую часть своего сочинения занял славословием себе.
Августин Аврелий, блж. (†430)
Пусть хвалит тебя другой, а не уста твои, - чужой, а не язык твой
Потому я кажусь вам надменным, что о самом себе свидетельствую. Ибо всякий человек, когда желает принести достохвальное о себе свидетельство, кажется надменным и горделивым. Потому написано: Пусть хвалит тебя другой, а не уста твои (Притч 27:2).
Кирилл Александрийский, свт. (†444)
Пусть хвалит тебя другой, а не уста твои, - чужой, а не язык твой
Никто, о превосходнейшие, - как кто-либо сказал бы им, - не увенчивает себя. Ибо написано: Пусть хвалит тебя ближний, а не твои уста, чужой, а не твой язык (Притч 27:2). Даже если бы и в состоянии были лицемеры укрыться и обманно присвоить себе почести, причитающиеся человекам, однако, воистину, сказано: Бог знает сердца ваши (Лк 16:15), и почитает того, кто подлинно праведен.
На Евангелие от Луки
Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)
Ст. 1-6 Не хвались завтрашним днем, потому что не знаешь, что родит тот день. Пусть хвалит тебя другой, а не уста твои, - чужой, а не язык твой. Тяжел камень, весок и песок; но гнев глупца тяжелее их обоих. Жесток гнев, неукротима ярость; но кто устоит против ревности? Лучше открытое обличение, нежели скрытая любовь. Искренни укоризны от любящего, и лживы поцелуи ненавидящего
Мысль ст. 1 о неуместности со стороны человека всяких решительных предположений о завтрашнем дне подробнее выражена у Апостола Иакова (IV:13-15). Нравоучение ст. 2 о непристойности собственной похвалы сделалось ходячею истиной даже житейской мудрости. В ст. 3-4 явления нравственного мира - гнев и ревность - сравниваются то с физическими предметами (камень, песок), то с моральным же (гнев, ревность). Мысль ст. 5-6 о превосходстве искреннего обличения любви перед лицемерными ласками скрытой ненависти встречается еще ниже в XXVIII:23.