Скрыть
и не научился я мудрости, и познания святых не имею.

Святые отцы

Прочие

Григорий Нисский, свт. (†394)

Ст. 3-4 Бог же научи мя премудрости, и разум святых уразумех. Кто взыде на небо и сниде? кто собра ветры в недра? кто воз­врати воду в ризу? кто обдержа вся концы земли? кое имя его? или кое имя сыну его, да разумееши

Это не просто человеческая мудрость, свидетельствующая о себе через Соломона, который свидетельствует: Бог научил меня мудрости (Притч 30:3; LXX), и который, говоря: «Все слова мои говорятся от Бога», относит к Богу все, что говорится им.

Против Евномия

Августин Аврелий, блж. (†430)

Ст. 3-4 Бог же научи мя премудрости, и разум святых уразумех. Кто взыде на небо и сниде? кто собра ветры в недра? кто воз­врати воду в ризу? кто обдержа вся концы земли? кое имя его? или кое имя сыну его, да разумееши

А кто Христос, если не Божия Премудрость? Вот еще одно место из Книги Притчей: Бог научил меня мудрости и я познал разум святых (Притч 30:3; LXX). Кто восходит на небо и нисходит с него? Кто предержал веяния ветра в Своей утробе? Кто менял воды, будто одеяние? Кто сохранил пределы земные? Какое имя Ему, и какое имя у Сына Его? (Притч 30:4).

Письма

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Ст. 2-4 подлинно, я более невежда, нежели кто-либо из людей, и разума человеческого нет у меня, и не научился я мудрости, и познания святых не имею. Кто восходил на небо и нисходил? кто собрал ветер в пригоршни свои? кто завязал воду в одежду? кто поставил все пределы земли? какое имя ему? и какое имя сыну его? знаешь ли

Во главу угла своего приточного учения, Агур полагает решительное признание совершенней ограниченности разумения и познаний (ст. 2-3) его собственных, а конечно, и вообще людей, - признание, полное истинно религиозного смирения (ср. Пс LXXII:22), а вместе свойственное истинной философии (припомнить можно Сократовское: «я знаю только то, что ничего не знаю»). Вопросы ст. 4, подобно вопросам речи Иеговы в книге Иова (гл. XXXVIII), суть ораторский, поэтический образ выражения той мысли, что никто из людей не в состоянии проникнуть в тайны миротворческой и Миропромыслительной деятельности Божией: человек - совершенный невежда в разумении чудес природы; явления атмосферы, дождя, снега, ветра, облаков составляют лишь предмет изумления для человека, образуя собственную, недосягаемую для смертного, область владычества Творца. Тем не менее, конечно, может сам собой узнать о существе самого Творца, или - особенно в ветхозаветные времена - Сына Его (сказанное в Притч VIII:22 сл. о миротворческой деятельности Ипостасной Премудрости Божией - Сына Божия видимо составляло скорее неясное предощущение бытия и деятельности Сына Божия, чем определенное понятие о Нем, что сделалось возможным лишь в Новом Завете).

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible