Ветхий Завет:Быт.Исх.Лев.Чис.Втор.Нав.Суд.Руф.1Цар.2Цар.3Цар.4Цар.1Пар.2Пар.1Ездр.2Ездр.Неем.Тов.Иудиф.Есф.1Мак.2Мак.3Мак.Иов.Пс.Притч.Еккл.Песн.Прем.Сир.Ис.Иер.Плч.ПослИер.Вар.Иез.Дан.Ос.Иоил.Ам.Авд.Ион.Мих.Наум.Авв.Соф.Аг.Зах.Мал.3Ездр.
Новый Завет:Мф.Мк.Лк.Ин.Деян.Иак.1Пет.2Пет.1Ин.2Ин.3Ин.Иуд.Рим.1Кор.2Кор.Гал.Еф.Флп.Кол.1Фес.2Фес.1Тим.2Тим.Тит.Флм.Евр.Откр.
Сын мой! наставления моего не забывай, и заповеди мои да хранит сердце твое;

Святые отцы

Прочие

Августин Аврелий, блж. (†430)

Сын мой! наставления моего не забывай, и заповеди мои да хранит сердце твое

Что же это, когда в столь многих местах повелевает Бог соблюдать и творить все заповеди Свои? Как Он повелевает, если нет свободного произволения? Что значит блажен [муж], о котором говорит псалом, что в законе Господа воля его (Пс 1:2)? Не довольно ли указывает он, что волею своею пребывает человек в законе Божьем? Далее, вспомним столь многие заповеди, как бы к самому названию воли взывающие, как то: Не будь побежден злом, но побеждай зло добром (Рим 12:21), и иные подобные: Не будьте как конь, как лошак несмысленный (Пс 31:9), и не отвергай завета матери твоей (Притч 1:8), и не будь мудрецом в глазах твоих (Притч 3:7), и наказания Господня не отвергай (Притч 3:11) и не отказывай в благодеянии нуждающемуся (Притч 3:27), и не замышляй против ближнего твоего зла (Притч 3:29), и не внимай злой женщине (Притч 5:3; LXX), и не хочет он вразумиться, чтобы делать добро (Пс 35:4), и не приняли совета моего (Притч 1:30). И неисчислимые подобные божественные речения в Ветхом Завете что обличают, если не свободное произволение человеческой воли?

О благодати и свободном решении

Евагрий Понтийский (†399)

Сын мой! наставления моего не забывай, и заповеди мои да хранит сердце твое

Пренебрегающий законом есть нарушающий его; помнящий закон есть живущий в согласии с ним. Также, хранящий речения Бога есть исполняющий их, и уничтожающий их есть тот, кто не желает следовать им. Ибо не слушающий закон, говорит [Писание], праведен перед Богом, но исполняющий закон будет оправдан.

Схолии на Притчи

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Ст. 1-4 Сын мой! наставления моего не забывай, и заповеди мои да хранит сердце твое; ибо долготы дней, лет жизни и мира они приложат тебе. Милость и истина да не оставляют тебя: обвяжи ими шею твою, напиши их на скрижали сердца твоего, и обретешь милость и благоволение в очах Бога и людей.

Предостерегая ученика своего («сын мой») от подражания людям развращенным (Притч. 2:10-19), Премудрый прежде всего увещает его (Притч. 3:1) не забывать его, учителя (евр. «морэ», «меламмед»; Притч. 5:13), учения, закона («тора») и хранить все отдельные заповеди («мицвот») этого учения (разумеется, учение о мудрости и благочестии). Для поощрения же ученика к исполнению своих наставлений Премудрый обещает ему награду за исполнение их – долгоденствие и благоденствие, подобно как и в Пятикнижии эти блага часто обещаются исполнителям закона Моисеева (например, Исх. 20:12; Втор. 8:1; 30:16 и другие места). Такая награда отчасти есть благодатный плод благословения Божия, почивающего на ревнителях истинной мудрости и чистого благочестия, отчасти же представляет отечественное следствие свойственного мудрым и благочестивым воздержания от всех пороков и страстей, расстраивающих внешнее благосостояние человека, подтачивающих его здоровье и сокращающих самую жизнь его.

Определяя затем сущность закона или учения о мудрости – благочестии, Премудрый заповедует (Притч. 3:3) хранить милость и истину (евр. «хесед ве-эмет»; греч. ἐλεημοσύνη καὶ πίστις; Вульгата: misericordia et veritas). Оба понятия весьма часто в Ветхом Завете соединяются вместе (Быт. 32:10; Пс. 24:10; 29:11), так и в книге Притчей (Притч. 3:3; 14:22; 16:6; 20:28 и др.) и могут обозначать как Божественную милость и благодать и Божию верность завету с людьми, так и добродетели собственно человеческие: с одной стороны, милосердие, сострадание к нуждающимся ближним, готовность помогать им в их нуждах, с другой стороны, верность человека данным им обещаниям и обязательствам, готовность его воздавать каждому должное – словом, оба эти понятия, вместе взятые, выражают исполнение человеком своего морального долга в отношении ближнего, причем милость («хесед») основывается на чувстве братства всех людей и на сознании необходимости взаимной их солидарности как во внешней жизни, так и в деле духовного развития, а истина («эмет») означает внутреннюю устойчивость и правдивость, pectus rectum, прямо противоположную всякому лицемерию, мнимой святости – стремление сообразовать всякую форму с существом дела.

С точки зрения этих двух добродетелей определяется поведение человека в отношении ближних в последней части этой главы (Притч. 3:27-31). Мысль о долге милости и истины должна быть постоянно присуща человеку. Заповеди эти, по образному выражению Премудрого, должны быть как бы повешенными на шее и написанными на сердце человека, подобно тому как у библейских евреев был обычай носить на груди (на шнурке) печать с начертанием собственного имени и достоинства (Быт. 38:18; Песн. 8:6), а позднейшие евреи с целью помнить заповеди закона Божия носили и носят на руках и на лбу так называемые филактерии или тефиллины, буквально понимая слова Моисея (Исх. 13:16; Втор. 6:8; 11:15: Мф. 23:5). Неуклонное хранение «милости и истины» будет иметь следствием милость Божию и любовь от людей (ср. 1Цар. 2:26; Лк. 2:52) к человеку, всегда хранящему на скрижали сердца (по сердечному влечению, ср. Иер. 31:33), а не по внешнему лишь повелению, долг любви и справедливости. Этот мотив нравственной деятельности человека – похвала и одобрение от Бога и людей – часто выставляется в книге Притчей. Но так как суждения людей могут быть и ошибочны, то Премудрый далее выше всего ставит всецелую преданность человека Богу и требует от человека, во-первых, внутреннего посвящения Богу в смирении (Притч. 3:4-8), а затем и всецелой готовности жертвовать для Бога внешним достоянием и предавать в Его руки внешние судьбы свои (Притч. 3:9-12).

Толковая Библия

Георгий Максимов, свящ.

Притч. 3:1-2

«Сын мой! наставления моего не забывай, и заповеди мои да хранит сердце твое; ибо долготы дней, лет жизни и мира они приложат тебе» (Притч. 3:1–2).

Люди древности особенно ценили долгую жизнь, долголетие считалось признаком благословения Божия. И вот здесь добродетельная и благочестивая жизнь указывается как способ получить долголетие. Действительно, хотя и не всегда, но в общем и целом греховная жизнь сокращает годы человека на земле нередко даже в силу чисто физических причин, потому что многие грехи связаны с теми или иными нарушениями здоровья.

Но нельзя сказать, что все праведники обязательно долгожители, а все грешники рано умирают. Иногда Господь специально оставляет какого-то злодея, чтобы тот увидел горькие плоды того пути, на который он вступил ещё в молодости, а также в качестве примера горьких последствий греха для других. Иногда же долготерпит, давая время на покаяние. Я сам видел человека, обратившегося к Богу лишь на девяностом году жизни. Причин может быть много. С другой стороны в Священном Писании описываются случаи, когда праведник забирается молодым именно для того, чтобы его не отравляло и не огорчало зло этого мира.

Конечно, в тех или иных случаях могут действовать разные духовные законы. Но один из этих законов здесь описан, связывающий долголетие с хранением заповедей Божьих в сердце и уме. Так что полезно напоминать себе заповеди, перечитывая их. Многое теряется из памяти, особенно если человек не живёт согласно тому, что прочитал.

Виссарион (Нечаев), еп. (†1905)

1. Сын мой! наставления моего не забывай, и заповеди мои да хранит сердце твое.

1. (церк-сл.) Сыне, моих законов не забывай, глаголы же моя да соблюдает твое сердце.

Богопросвещенный и опытный в делах духовных и житейских наставник предостерегает своего ученика (сыне) от забвения преподаваемых ему с отеческою заботливостию о благе его правил (законов) мудрости. Забывать можно или по слабости памяти, или по небрежности, по недостаточному вниманию к наставлениям. Само собой разумеется, что Соломон предостерегает своего ученика от забвения отеческих наставлений в последнем смысле: «Глаголы же моя да соблюдает твое сердце». Чтобы наставления мудрого были благотворны, надобно хранить их не только в памяти, но и в сердце. Для сего должно воспринимать их не с одним только любопытством, но и с сердечным сочувствием. Но есть разные степени сочувствия. Иной легко трогается и умиляется учением истины, быстро воспринимает его сердцем; но оно неглубоко укореняется в сердце и потому также легко и скоро теряет власть над сердцем, как легко и скоро воспринимается. Соломон требует от своего ученика такого внимания к своим наставлениям, чтобы они глубоко укоренялись в сердце и постоянно хранились в нем.

Толкование на паремии из книги Притчей

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро: t.me/azbyka