Но́вый Заве́т: Мф. Мк. Лк. Ин. Деян. Иак. 1Пет. 2Пет. 1Ин. 2Ин. 3Ин. Иуд. Рим. 1Кор. 2Кор. Гал. Еф. Флп. Кол. 1Фес. 2Фес. 1Тим. 2Тим. Тит. Флм. Евр. Откр.
Толкования на Книга Притчей Соломоновых 3:16
Долгоденствие – в правой руке ее, а в левой у нее – богатство и слава;– 3:16a–
Святые отцы
Прочие
Григорий Великий, Двоеслов, свт. (†604)
Долгоденствие - в правой руке ее, а в левой у нее - богатство и слава
Церковь устами избранных своих говорит: Левая рука его у меня под головою, а правая обнимает меня (Песн 2:6). «Левой руке Бога», то есть благополучию настоящей жизни, дается место под головою, которою она жмет и как бы сдерживает ее, чтобы не пристраститься к временному благополучию, имея в виду возвышеннейшую любовь к вечному счастью, к которому по преимуществу должно стремиться. «Правая же рука Бога» держит ее в своих объятиях, так как она всецело предается на волю Божию, руководствующую ее к вечному блаженству. А у Соломона говорится: Долгоденствие - в правой руке ее, а в левой у нее - богатство и слава (Притч 3:16). Этим он показывает, как следует смотреть на богатство и славу, давая им место слева. Псалмопевец же говорит: спаси десницею Твоею (Пс 107:7). Не сказал: «рукою», но десницею, чтобы, таким образом, употребив это слово, показать, что он искал спасения вечного. И в писании Моисея сказано: Десница Твоя, Господи, прославилась силою (Исх 15:6). Ибо хотя враги Божии процветают в Его левой руке, но правою - поражаются, ибо часто настоящая жизнь творит зло, но вечное счастье покоряет его.
Беда Достопочтенный, прп. (†735)
Долгоденствие - в правой руке ее, а в левой у нее - богатство и слава
Если же левая рука Христа понимается как связанная с благом, то здесь имеется в виду жизнь святой Церкви в этом веке. Поэтому написано: Долгоденствие - в правой руке ее, а в левой у нее - богатство и слава (Притч 3:16). Конечно, долгоденствие - в правой руке ее - это, очевидно, премудрость нашего Искупителя, потому что в той отчизне вышнего жительства избранным ангелам и людям свет невечерний даруется. В левой у нее - богатство и слава, потому что в изгнании этого странствования богатством добродетелей и славой веры укрепляемся до той поры, когда перейдем в вечность. Об этой славе, очевидно, говорит апостол: и хвалимся надеждою славы сынов Божиих. И не сим только, но хвалимся и скорбями (Рим 5:2-3). Он же об этих богатствах говорит: потому что в Нем вы обогатились всем, всяким словом и всяким познанием (1Кор 1:5).
Гомилии на Евангелия
Георгий Максимов, свящ.
«Долгоденствие – в правой руке ее, а в левой у нее – богатство и слава» (Притч. 3:16).
По мысли святителя Григория Богослова, этим Соломон показывает, как следует смотреть на богатство и славу, давая им место слева. Издавна считается, что правая сторона – важная, а левая – второстепенная. Так что богатству и славе уделяется место по левую сторону, как менее важному.
Другой уровень понимания этого стиха раскрывает святой Беда Достопочтенный. По его словам здесь говорится о бытии Церкви, а Премудростью назван Христос: «Если левая рука Христа понимается как связанная с благом, то здесь имеется в виду жизнь святой Церкви в этом веке. Долгоденствие в правой руке – это то, что чада Церкви наследуют в будущем веке после воскресения, то есть, жизнь вечная, а богатство и слава в левой руке – это то, что Церковь получает в этой жизни, потому что в изгнании этого странствования богатством добродетелей и славой веры укрепляемся до той поры, когда перейдем в вечность».
Магн Аврелий Кассиодор (†580)
Долгоденствие - в правой руке ее, а в левой у нее - богатство и слава
Сказанное в Притчах: Долгоденствие - в правой руке её, означает вечную радость, а в левой руке у нее - богатство и слава (Притч 3:16) означает блага века сего, которые, однако, без сомнения, от него самого могут быть даны. Более того, правая рука - вокруг которой святые разделяются для получения наград согласно заслугам, а левая рука - вокруг которой грешники осуждаются к вечному наказанию. Те получают свое, поскольку ревновали о небесах, эти - поскольку земного домогались. Читаем мы также, что у грешников левая рука есть как правая. О них говорит пророк во Псалме 143: их уста говорят суетное и их десница - десница лжи (Пс 143:8). Но здесь точно говорится о деснице и указывается на благодать Божию.
Изъяснения Псалмов
Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)
Ст. 13-18 Блажен человек, который снискал мудрость, и человек, который приобрел разум, - потому что приобретение ее лучше приобретения серебра, и прибыли от нее больше, нежели от золота: она дороже драгоценных камней; и ничто из желаемого тобою не сравнится с нею. Долгоденствие - в правой руке ее, а в левой у нее - богатство и слава; пути ее - пути приятные, и все стези ее - мирные. Она - древо жизни для тех, которые приобретают ее, - и блаженны, которые сохраняют ее
Премудрый как бы поет целый гимн истинной мудрости, под которой здесь (ст. 13 и дал.), по связи с предыдущим (ст. 11-12), ближе всего разумеется опытное, основанное на терпеливом перенесении посылаемых Богом скорбей жизни, уразумение действия в них карающей, наказующей и вместе милующей руки Промысла Божия, - а затем вообще духовная и житейская опытность; источником и последним основанием такой мудрости служит и всегда остается всецелая преданность человека воле всеведущего и всеблагого Промыслителя - Бога. Мудрость (хокма, σοφία, sapientia) и благоразумие (тебуна, φρόνησις, prudentia) суть такие блага, для приобретения которых следует больше трудиться, чем сколько трудятся искатели золота и серебра, добывающие их в недрах земли и за дорогую цену покупающие местности, богатые золотыми и серебряными россыпями (ср. Иов XXVIII:15 cл.). Не могут идти в сравнение с благом мудрости и другие драгоценности, напр., драгоценные камни или что подобное, ценное лишь по внешнему блеску: все эти драгоценности украшают лишь тело человека, тогда как мудрость есть украшение души и духа. В средине ст. 15, а также в конце ст. 16 у LXX и в слав. имеются прибавки. В ст. 15 прибавка читается так: οὐκ ἀντιτάσσεται αὐτῆ οῦδέν πονηρόν εὐγωστόν ἐστὶν πᾶσιν το͂ις ἑργάζουσιν αὑτῆ, слав. не сопротивляется ей ничтоже лукаво, благознатна есть всем приближающымся ей. Хотя этой вставкой, по-видимому, несколько нарушается естественный параллелизм речи в ст. 15, однако общая мысль приведенных слов о превосходстве истинной мудрости пред всяким земным благом, приобретенным неправедно, - и о привлекательности близкого знакомства с мудростью, вполне и хорошо согласуется с учением книги Притчей о премудрости. Впрочем, в некоторых списках LXX-ти (напр., в Комплют.) приведенные слова не читаются.
В ст. 16, как и далее ст. 17 и 18, мудрость изображается олицетворенно, и именно, представляется раздаятельницею даров внешних, вещественных и внутренних, духовных. Мудрость - обильный источник тех и других. Она обеими руками, правой и левой, раздает ревнителям ее такие блага, как долголетие, богатство и славу, - причем, соответственно неодинаковому достоинству этих благ, они разделяются так: правой рукой мудрости содержится и дается более важное и существенное - благо долгоденствия (ср. ст. 2), а менее важные, почти лишь случайные принадлежности мудрости - богатство и слава - левой рукой. Далее, по тексту LXX-ти, в конце ст. 16 читаем: έκ του στόματος αύτῆς ἐκπορεύεται δικαιοσύνη, νόμαν δέ καὶ ᾿ελεον ἐπὶ γλώσσης φορεῖ, слав. от уст ея исходит правда, закон же и милость на языце носит. Эта речь о духовных, внутренних благах мудрости весьма уместна в дополнение к упоминанию о благах внешних: правда мудрости есть дар или способность во всем, а особенно на суде, действовать правомерно, беспристрастно и нелицеприятно; носить же закон и милость на языке значит изрекать подсудимым приговор не только согласный с правдой закона, но и проникнутый милостью и снисхождением по требованию духа закона. В целом весь ст. 16 прямо напоминает начальный момент царствования Соломона, имеет в виду его собственный пример. По вступлении на царство Соломон, как известно, просил себе у Бога мудрости на дело правления, и Господь даровал ему не только то, что он просил, но и то, чего не просил - богатство и славу (3Цар III:6-13).
Внутренними плодами мудрости являются (cт. 17): особенная приятность жизни - успех в делах духовных и житейских, - и некоторый особенный мир жизни, поскольку мудрый избегает всего, что могло бы вовлечь его в какую-либо опасность или столкновение с ближними. Премудрый образно и чрезвычайно знаменательно называет мудрость «древом жизни» (ст. 18, ср. XI:30; XIII:12; XV:4), имея, конечно, в виду и известное из книги Бытия райское дерево жизни (Быт II:9; III:22): бывшее в раю древо жизни предохраняло человека от болезней и смерти; после грехопадения прародителей и изгнания их из рая, уже никакая человеческая мудрость не в силах спасти человека от смерти и даже всегда успешно врачевать болезни, но Премудрый, называя Богопросвещенную мудрость, основанную на страхе Божием (ср. I:7) и на откровении Божием, имеет в виду спасительное значение именно этой мудрости для человека - главным образом в отношении духовной жизни человека: мудрость эта удовлетворяет высшим запросам духа человеческого, питает его, как питало первого человека древо жизни в раю; она, эта мудрость, вместе с тем служит и залогом вечной блаженной жизни человека за гробом; равным образом и в земной жизни руководствующиеся правилами мудрости и благочестия чаще наслаждаются долгоденствием и благоденствием, чем неразумно, неумеренно предающиеся земным благам. Посему «блаженны, которые сохраняют» Премудрость (18б. ), LXX: καὶ τοῖς ἐπερειδομένοις ἐπ´ αὐτὴν, ώς ἐπὶ κύριον, ἀσφαλής, слав. : И восклоняющымся на ню, яко на Господа, тверда. Надеющиеся на Господа, у Него ищущие Премудрости в Господе и Его Премудрости ищущие опоры и умудрения, всегда остаются тверды подобно непреступной Сионской крепости (ср. Пс CXXIV:1).
Сказанное в ст. 18 о Премудрости, как древе жизни, Церковь применила к древу креста Христова: «lignum vitae crux Christi», поскольку на кресте была распята сама воплотившаяся Премудрость (ср. Мф XI:19; Лк XI:49; 1Кор I:24), и в событии распятия Христа Спасителя открылась высочайшая Премудрость Божия, нашедшая столь необычайное средство примирения людей с Богом. Поэтому отдел Притч III:11-18 читается в качестве паримии в праздники в честь креста Христова - 1 августа (происхождение честных древ Креста Христова) и 14 сентября (Воздвижение честного Креста).