Но́вый Заве́т: Мф. Мк. Лк. Ин. Деян. Иак. 1Пет. 2Пет. 1Ин. 2Ин. 3Ин. Иуд. Рим. 1Кор. 2Кор. Гал. Еф. Флп. Кол. 1Фес. 2Фес. 1Тим. 2Тим. Тит. Флм. Евр. Откр.
Толкования на Книга Притчей Соломоновых 3:28
Не говори другу твоему: «пойди и приди опять, и завтра я дам», когда ты имеешь при себе.
Прочие
Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)
Ст. 27-31 Не отказывай в благодеянии нуждающемуся, когда рука твоя в силе сделать его. Не говори другу твоему: «пойди и приди опять, и завтра я дам », когда ты имеешь при себе. Не замышляй против ближнего твоего зла, когда он без опасения живет с тобою. Не ссорься с человеком без причины, когда он не сделал зла тебе. Не соревнуй человеку, поступающему насильственно, и не избирай ни одного из путей его
С положительной и отрицательной сторон изображается образ поведения истинно мудрого и добродетельного в отношении ближних. На первом месте в понятии истинной праведности, по ветхозаветно библейскому представлению (ср. Втор XV гл., Ис LVIII гл. и др.) стоит добродетель милосердия и благотворения ближним, и Премудрый настоятельно советует не отказывать нуждающемуся (баал) в благодеянии (ст. 27, сн. Сир IV:2): характерно для ветхозаветно-библейского воззрения на милостыню самое название принимающего ее (баал) обладателем, тем, кому милостыня должна принадлежать по долгу или по праву (сн. XVI:22; XVII:7. См. у А. Глаголева, Древнееврейская благотворительность, Киев 1903 с. 33-34), причем в понятии нуждающегося, согласно с законом Моисеевым, мыслятся не только единоплеменник и единоверец, но и пришелец и иноверец, равным образом словами (27б) «когда рука твоя в силах сделать его» дается понять, что только крайняя бедность, отсутствие всяких средств к благотворению может освобождать человека от исполнения обязанности благотворения (ср. 2Кор VIII:12). Имеющий возможность немедленно оказать помощь нуждающемуся не должен откладывать ее до другого дня, ст. 28; LXX добавляют в этом стихе слова (вероятно из Притч XXVII:1) ού γὰρ οῖδας, τί τἐξεται ἡ ἐπιοῦσα, слав.: не веси бо, что породит день находяй, - слова, хорошо согласующиеся с контекстом речи, усиливая мысль о долге человека безотлагательно благотворить всякому нуждающемуся (ср. Сир IV:1 сл.; XII:1 сл.; XXIX:1 сл.; Иов XXXI:16). Ст. 29-30 изображают отрицательную сторону любви к ближнему - коварство и вероломство против доверчивого ближнего, сварливость и сутяжничество без всякого повода: от этих проявлений нелюбви к ближнему предостерегает Премудрый своего слушателя-ученика. Но так как для юноши в деле добра и зла имеет великую силу пример добродетельных и нечестивых, то Премудрый в ст. 31 предостерегает ученика своего от подражания или соревнования нечестивым, хотя бы внешняя жизнь их и была некоторое время благоуспешна (ср. Пс XXXVI:1; LXXII:3; Притч XXIV:19; XXIII:17).
Георгий Максимов, свящ.
«Не отказывай в благодеянии нуждающемуся, когда рука твоя в силе сделать его. Не говори другу твоему: «пойди и приди опять, и завтра я дам», когда ты имеешь при себе» (Притч. 3:27–28).
Как мы уже говорили ранее, оказывать милосердие нужно из того, что у тебя есть, поэтому здесь говорится: «когда рука твоя в силе сделать это». Если ты не в силах помочь деньгами, Бог не осудит тебя за это. Стих описывает конкретную ситуацию: приходит друг, чтобы у тебя или одолжить, или просто попросить, а ты говоришь: «приди завтра». Почему друг? Другу неудобно прямо сказать: «не дам». И сребролюбие убеждает тебя сказать: «приди завтра». А завтра другу неудобно будет прийти, а может быть, он поймёт, что ты ему отказываешь таким образом, и он постыдится прийти.
В переводе от семидесяти и в церковнославянском тексте есть дополнение к этому стиху, которое тоже объясняет почему: «потому что ты не знаешь, будешь ли ты жить завтра [Ибо ты не знаешь, что́ родит грядущий день]». Ты сам себя можешь лишить возможности исполнить волю Божию, проявить милосердие, помочь собственному другу. Поэтому не откладывай доброе дело, когда у тебя есть возможность сделать его прямо сейчас.