Но́вый Заве́т: Мф. Мк. Лк. Ин. Деян. Иак. 1Пет. 2Пет. 1Ин. 2Ин. 3Ин. Иуд. Рим. 1Кор. 2Кор. Гал. Еф. Флп. Кол. 1Фес. 2Фес. 1Тим. 2Тим. Тит. Флм. Евр. Откр.
Толкования на Книга Притчей Соломоновых 3:7
Не будь мудрецом в глазах твоих; бойся Господа и удаляйся от зла:
Святые отцы
Прочие
Кирилл Александрийский, свт. (†444)
Не будь мудрецом в глазах твоих; бойся Господа и удаляйся от зла
Невежество всегда, так сказать, сопровождается дерзостью и заставляет людей предавать великую важность своим жалким иллюзиям, так что пораженные этим недугом мыслят о себе высоко и воображают, что обладают неким знанием, на которое не дерзнет претендовать никто более. Ибо, кажется, забыли они Соломона, который сказал: Не будь мудрецом в глазах твоих (Притч 3:7), то есть основываясь на своих и только своих суждениях, и еще: «Мудрость, не подвергаемая сомнению, совращается с истинного пути». Ибо мы не всегда обладаем истиной в каждом мнении, которого мы придерживаемся, но часто, оставив правый путь, блуждаем и впадаем в недолжное. Но, я думаю, что, пользуясь честным и непредвзятым суждением и не впадая во гнев под влиянием страсти, мы должны любить правду и ревностно искать ее.
На Евангелие от Луки
Георгий Максимов, свящ.
«Не будь мудрецом в глазах твоих; бойся Господа и удаляйся от зла: это будет здравием для тела твоего и питанием для костей твоих» (Притч. 3:7–8).
Святитель Кирилл Александрийский писал: «Невежество всегда сопровождается дерзостью и заставляет людей придавать великую важность своим жалким иллюзиям, так что пораженные этим недугом мыслят о себе высоко и воображают, что обладают неким особым знанием... забыли они Соломона, который сказал: «Не будь мудрецом в глазах твоих», то есть, основываясь на своих и только своих суждениях».
Также здесь уместно привести слова преподобного Максима Исповедника, который говорил, что ум каждого человека естественным образом влюблён в свои мысли. Как родители любят своих детей независимо от того, насколько они красивые или некрасивые, так же и человек любит свою мысль уже просто потому, что она его, даже если она глупая, нелепая и т.д. Поэтому неразумный человек действует сразу же согласно тому, что ему приходит в голову, с полным доверием к своим мыслям. А если кто-то начинает оспаривать правильность его суждений, он раздражается.
И преподобный Максим говорит, что духовный человек напротив – чем больше ему кажутся правильными его мысли, тем больше он желает другого сделать судьями своих мыслей. То есть, он не спешит принимать мысль и воплощать ее в жизнь, но советуется с духовником либо же с просто более сведущим человеком. И через это искание совета человек выражает смирение и мудрость. О том же говорит наша русская пословица: «Одна голова хорошо, а две лучше». Надо найти «вторую голову», чтобы обсудить, посоветоваться. Многие скажут: «конечно, надо советоваться!», но при этом они убеждены, что искать совета стоит лишь когда ты не знаешь, как правильно поступить. Однако больше всего ошибок мы совершаем именно в тех случаях, когда убеждены, что знали, как поступить и это казалось столь очевидным, что и советоваться как будто ни к чему.
Из-за самонадеянности происходит огромное количество смертей, порой совершенно нелепых. Еще больше случаев причинения вреда своему здоровью бывает из-за того, что человек не посоветовался, решил, что знает все сам и натворил в итоге ошибок. Поэтому в данном стихе говорится: «Не будь мудрецом в глазах твоих… это будет здравием для тела твоего».
Фульгенций Руспийский, еп. (†527)
Ст. 7-8 Не будь мудрецом в глазах твоих; бойся Господа и удаляйся от зла: это будет здравием для тела твоего и питанием для костей твоих
Если есть такие, которые пребывают в кафолической Церкви и живут дурно, то прежде чем закончат эту жизнь, пускай поспешат оставить дурную жизнь. И если они не исполняют волю Божию, пускай не думают, что для спасения достаточно имени «кафолический». <…> В Книге Притчей каждый из нас увещевается и почитать Бога, и воздерживаться от зла. А именно там говорится: Бойся Господа и удаляйся от всякого зла, и будет исцеление телу твоему и попечение о костях твоих (Притч 3:7; LXX).
К Евфимию о прощении грехов
Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)
Ст. 5-8 Надейся на Господа всем сердцем твоим, и не полагайся на разум твой. Во всех путях твоих познавай Его, и Он направит стези твои. Не будь мудрецом в глазах твоих; бойся Господа и удаляйся от зла: это будет здравием для тела твоего и питанием для костей твоих
Кто истинно верует в Бога, Творца и Промыслителя мира, тот не может в своей деятельности полагаться только на свои силы; напротив, истинно верующего отличает прежде всего твердое упование на милость и благодать Божию, всецелая преданность и верность Богу (ст. 5), причем самонадеянность, желание обеспечить себе благоденствие одними своими силами, не может иметь места (ср. Иер IX:23; Пс XXXVI:3 сл., CXVIII:8-9). Только при условии смиренной преданности воле Божией человек может бодро встретить и все испытания житейские. Но для этого человек должен именно «знать» Бога во всех путях своих (ст. 6), т. е., быть всецело проникнут мыслью о Боге (ср. Пс I:6); тогда и Бог «направит» («уравняет» - по более точному перев. архим. Макария) все пути человека на служение нравственным целям, истине, правде, добру. Но такое направление человеческой воли возможно только в том случае, когда человек, совершенно отказываясь от всякого самомнения и самопревозношения (7а, сн. Еккл VII:16; Рим XII:16), в основу своей деятельности положит страх Божий и вытекающее из него уклонение от всякого зла (7б), в чем и заключается истинная мудрость жизни (ср. I:7; Иов XXVIII:23). Мудрость - благочестие, необходимо соединяющееся с страхом Божиим и удалением от зла, спасительно не только для души, но и для тела (ст. 8), поскольку страх Божий и опасение впасть в грех удерживают человека от разного рода излишеств, разрушительно действующих на тело.