Ветхий Завет:Быт.Исх.Лев.Чис.Втор.Нав.Суд.Руф.1Цар.2Цар.3Цар.4Цар.1Пар.2Пар.1Ездр.2Ездр.Неем.Тов.Иудиф.Есф.1Мак.2Мак.3Мак.Иов.Пс.Притч.Еккл.Песн.Прем.Сир.Ис.Иер.Плч.ПослИер.Вар.Иез.Дан.Ос.Иоил.Ам.Авд.Ион.Мих.Наум.Авв.Соф.Аг.Зах.Мал.3Ездр.
Новый Завет:Мф.Мк.Лк.Ин.Деян.Иак.1Пет.2Пет.1Ин.2Ин.3Ин.Иуд.Рим.1Кор.2Кор.Гал.Еф.Флп.Кол.1Фес.2Фес.1Тим.2Тим.Тит.Флм.Евр.Откр.
Чти Господа от имения твоего и от начатков всех прибытков твоих,

Святые отцы

Прочие

Августин Аврелий, блж. (†430)

Ст. 9-10 Чти Господа от имения твоего и от начатков всех прибытков твоих, и наполнятся житницы твои до избытка, и точила твои будут переливаться новым вином

Бог одобряет ту милость, которая совершается от праведных трудов, как написано: Чти Господа от праведных твоих трудов и начатки давай Ему от твоих плодов правды (Притч 3:9; LXX). Однако то, что доставляется от слез других людей, Он отвергает и осуждает. Ибо что пользы, если один тебя благодарит, а многие по этой причине злословят тебя? Или что принесет тебе эта милость, которая добыта от чужого имущества? Надо ли, в самом деле, опасаться, будто нет у Бога того, из чего ты мог бы давать пропитание Его нищим, не прибегая к хищению у других людей?

О Христианской борьбе

Иоанн Кассиан, прп. (†435)

Ст. 9-10 Чти Господа от имения твоего и от начатков всех прибытков твоих, и наполнятся житницы твои до избытка, и точила твои будут переливаться новым вином

Верно совершая это благовестное приношение, знайте, что вы исполнили правду древнего закона, под которым состоявшие тогда и преступавшие его неизбежно становились виновными, да и исполнявшие его не могли достигнуть верха совершенства.

…Господь наш хочет, чтобы для почитания и чести Его мы ничего не делали без рассуждения, поскольку и могущество царя любит суд (Пс 98:4). Потому премудрый Соломон убеждает, чтобы мы суждением не склонялись ни на ту, ни на другую сторону, говоря: Чти Господа от имения твоего и от начатков всех прибытков твоих (Притч 3:9). В совести нашей есть неложный, истинный судья, который один не ошибается в суждении о состоянии нашей чистоты, тогда как все другие иногда ошибаются.

Собеседования

Григорий Великий, Двоеслов, свт. (†604)

Ст. 9-10 Чти Господа от имения твоего и от начатков всех прибытков твоих, и наполнятся житницы твои до избытка, и точила твои будут переливаться новым вином

Написано: Чти Господа от праведных твоих трудов (Притч 3:9). Нельзя воздать честь Господу, взяв со злом, чтобы отдать это. Поэтому сказано через Соломона: Что заколающий на жертву сына пред отцем его, то приносящий жертву из имения бедных (Сир 34:20).

Письма

Беда Достопочтенный, прп. (†735)

Ст. 9-10 Чти Господа от имения твоего и от начатков всех прибытков твоих, и наполнятся житницы твои до избытка, и точила твои будут переливаться новым вином

[Соломон] велит нам чтить Господа не только от денег, которые мы подаем нищему, но и от всякого доброго дела, которое мы совершаем, и от плодов всей небесной благодати, которую мы получаем, и это значит, что во всех делах [мы должны] хвалить Его, а не себя. Тот человек чтит Господа от имения своего и от начатков всех прибытков своих (Притч 3:9), кто, совершая какое-либо доброе дело, не относит это на счет своих сил и заслуг, а возносит хвалу высшей благодати, помня о таких словах: ибо без Меня не можете делать ничего (Ин 15:5).

На Притчи Соломона

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Ст. 9-10 Чти Господа от имения твоего и от начатков всех прибытков твоих, и наполнятся житницы твои до избытка, и точила твои будут переливаться новым вином.

Честь Господу со стороны человека должна быть воздаваема не одним смирением, благоговением и страхом перед Ним, не одним удалением от греха, вообще не одними лишь духовными средствами богопочтения, но и материальными, внешними делами благоугождения Богу, к числу которых в Ветхом Завете относилась и обязанность каждого еврея посвящать Иегове первые произведения земли (Исх. 23:19 и далее, Исх. 34:26; Лев. 23:10-17; Числ. 18:12-18; Втор. 18:4 и далее; Втор. 26:2-10), равно как десятины от скота и всех произведений земли (Втор. 14:22 и далее; Втор. 26:12-14) и первородные из животных (Исх. 22:29; Числ. 18:15-18). Так как во все времена от исполнения этого закона о теократических приношениях святилищу могло удерживать евреев опасение оскудения вследствие щедрости (ср. Лев. 25:20), то Премудрый, имея в виду обетование благословения Божия за ниспослание этого закона (см. Лев. 25:21-22), обещает усердному жертвователю изобилие хлеба и вина (Притч. 3:10). Если в других местах книги Притчей вообще мало говорится об обрядовом законе, то принесение Иегове первых произведений земли было столь естественным обнаружением благодарности Богу за Его дары (в силу этого принесение, например, десятины Богу было обычаем еще до Моисея (Быт. 28:22); равно как обычай жертвовать Богу первые и лучшие произведения был широко распространен и у других древних народов), что Премудрый не мог обойти молчанием столь непосредственной формы выражения религиозного чувства и увещает своего слушателя к ревности в соблюдении упомянутого закона, подобно как то же впоследствии делает пророк Малахия (Мал. 3:10-12).

Толковая Библия

Георгий Максимов, свящ.

Притч. 3:9-10

«Чти Господа от имения твоего и от начатков всех прибытков твоих, и наполнятся житницы твои до избытка, и точила твои будут переливаться новым вином» (Притч. 3:9–10).

Святитель Григорий Богослов о словах «чти Господа от имения твоего» говорит: «Нельзя воздать честь Господу, взяв со злом, чтобы отдать это». Что значит «взяв со злом»? Это значит: украв у человека, но кроме явной кражи или грабежа, это касается и случаев, когда хозяин предприятия удерживает зарплату своих работников, заставляя их страдать, и приносит пожертвование из этих денег в храм. Бог не принимает таких жертв. Жертвовать нужно «от имения твоего», а не от того, что ты отнял у кого-то насилем либо хитростью. Об этом говорит и блаженный Августин: «Бог одобряет ту милость, которая совершается от праведных трудов. Однако то, что доставляется от слез других людей, Он отвергает и осуждает».

А святой Беда Достопочтенный так говорит об этих словах: «[Соломон] велит нам чтить Господа не только от денег, которые мы подаем нищему, но и от всякого доброго дела, которое мы совершаем, и от плодов всей небесной благодати, которую мы получаем, и это значит, что во всех делах [мы должны] хвалить Его, а не себя. Тот человек чтит Господа от имения своего и от начатков всех прибытков своих (Притч 3:9), кто, совершая какое-либо доброе дело, не относит это на счет своих сил и заслуг, а возносит хвалу высшей благодати, помня о словах: ибо без Меня не можете делать ничего (Ин 15:5)».

Святой Беда здесь предлагает духовное понимание этих слов, говоря, что они относятся не только к деньгам или имуществу, которое человек может пожертвовать Богу, но ко всем делам христианина, если он посвящает их Христу. Именно дела, которые совершаются ради Христа, сопровождают нас в жизнь вечную. Как посвятить дело Христу? Во-первых, во время совершения можно мысленно произнести: «Ради Тебя, Господи», а во-вторых после совершения поблагодарить Бога за то, что Он сподобил это сделать.

Здесь ещё стоит обратить внимание на слова «от имения твоего» – от того, что ты имеешь, оказывай милостыню. Иногда меня спрашивали: «А можно ли взять кредит в банке или одолжить у родственников, чтобы кому-то помочь с этого?» Я считаю, что нельзя. Бог предписывает помогать от имения своего, от того, что у тебя есть, а не от того, чего у тебя нет. Если ты не сможешь потом вернуть тому, у кого взял деньги в долг на хорошее дело, то введешь его в искушение. Помогать одному человеку через создание проблем для другого – это неправильно.

Что еще в этом стихе говорится? «Чти Господа от имения твоего и от начатков всех прибытков твоих», то есть от всего, что приносит тебе прибыль, отделяй Господу. Фактически речь идёт о десятине, когда верующий отделяет десятую часть своего дохода Богу. Такому Бог обещает: «и наполнятся житницы твои до избытка, и точила твои будут переливаться новым вином», то есть, ты не обеднеешь от того, что будешь уделять Господу. И вот в этой теме открывается один из аспектов нашей надежды на себя и ненадежды на Бога.

Почему многие воцерковленные не дают десятину в храм? Они говорят: «денег мало». Но Бог говорит: если бы ты платил десятину, то у тебя их было бы больше. Особенно сильно это сказано у пророка Малахии: «вы обкрадываете Меня. Вы говорите: «Как мы обкрадываем Тебя?» Десятинами и приношениями. Прокляты вы – весь ваш народ – за то, что обкрадываете Меня. Принесите десятину в хранилища целиком, чтобы в Моем доме была пища. Испытайте Меня в этом, – говорит Господь Сил, – и посмотрите, не отворю ли Я вам окон неба и не изолью ли благословения на вас так щедро, что у вас не хватит места их вместить?» (Мал. 3:8–10).

Выплата десятины это духовное дело и вопрос нашего доверия Богу: верим ли мы, что Он поможет нам в трудный момент, или же мы доверяем только собственной способности накопления? Я знаю примеры людей, которые начинали платить десятину, и убеждались в истинности этого общещания Господа. И я лично убеждался.

Виссарион (Нечаев), еп. (†1905)

9. И наполнятся житницы твои до избытка, и точила твои будут переливаться новым вином.

9. (церк-сл.) Чти Господа от праведных твоих трудов и начатки давай Ему от твоих плодов правды.

Честь Господу должна быть воздаваема не одним смирением и страхом пред Ним, не одним отвращением от греха, но вместе внешними делами Богопочтения, к числу которых в Ветхом Завете относилась обязанность посвящать Господу начатки от плодов хозяйства. По закону Моисееву, владевшие полями сыны Израилевы должны были приносить в скинию или в храм первый сноп жатвы в праздник пасхи и два первых хлеба в праздник пятидесятницы. Над снопом и над хлебами священник совершал обряд возношения пред Господом (Лев.23:10-17). Кроме того Израильтяне не прежде могли употреблять в пищу древесные плоды, масло и мед, как посвятив наперед их своему Господу (Исх.23:19 и д. Числ.18:12–18. Втор.26:2 и д.). Этим посвящением выражаема была благодарность всеблагому Богу, от Которого исходит всякое даяние доброе (Иак.1:17), и освящалось право пользования ими. Приносившие сии начатки отдавали их священнику для поставления их пред жертвенником и при сем должны были исповедать пред Господом великую любовь Его, по которой Он рукою сильною и мышцею высокою привел народ Свой в землю обетованную, текущую медом и млеком, и от сей земли сподобил их принести Ему начатки плодов (Втор.26:2-10). По принесении к жертвеннику начатки обращаемы были на содержание левитам (Числ.18:12). Равно и первородные из животных должны быть посвящаемы Богу, именно чистые животные приносимы были в жертву, нечистые были выкупаемы (Числ.18:15-18). Соломон напоминает своему ученику о том, чтобы он свято исполнял закон о начатках, но присовокупляет, чтоб начатки приносимы были от праведных трудов, ибо неправдой, с обидой ближнего приобретенные стяжания, если посвящаются Господу, Ему не благоугодны.

Толкование на паремии из книги Притчей

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро: t.me/azbyka