Скрыть
возложит на голову твою прекрасный венок, доставит тебе великолепный венец.

Святые отцы

Прочие

Нил Синайский, прп. (†430)

Яко ты благословиши праведника, Господи, яко оружием благоволения венчал еси нас

Сказано: «Господи, яко оружием благоволения венчал еси нас» (Пс. 5:13). Для праведных одно и то же служит оружием и венцом, так что вооруженный духовно венчается. Ибо и Соломон сказал: «венцем же сладости защитит тя» (Притч. 4:9).

Письма на разные темы. Председателю Аристотелю

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Ст. 4-9 и он учил меня и говорил мне: да удержит сердце твое слова мои; храни заповеди мои, и живи. Приобретай мудрость, приобретай разум: не забывай этого и не уклоняйся от слов уст моих. Не оставляй ее, и она будет охранять тебя; люби ее, и она будет оберегать тебя. Главное - мудрость: приобретай мудрость, и всем имением твоим приобретай разум. Высоко цени ее, и она возвысит тебя; она прославит тебя, если ты прилепишься к ней; возложит на голову твою прекрасный венок, доставит тебе великолепный венец

Увещания отца (Давида, по LXX, слав. - и матери: 'ελεγον και εδιδασκον με, иже глаголаша и учиша мя) Соломону, и по содержанию и по характеру сходны с увещаниями самого Соломона к юношеству, рассеянными по всей книге Притчей. Главным предметом речей и наставлений Давида Соломону (ст. 4 сл. ; ср. 1Пар XXVIII:9), как и самого Соломона слушателям его, был закон Божий, заключающийся в Пятокнижии Моисеевом; но затем, воспринятый умом человека. Закон должен быть прилагаем к его жизни и деятельности, а это требует особенной «мудрости» (хокма), особенного «разума» (бина) и отеческое наставление Соломону неоднократно завещает «наподобие выкликов торговца, предлагающего свой товар», по выражение Умбрейта (ст. 6; ср. ст. 8б), стремление к мудрости и неуклонную верность ей (ст. 5, 7; ср. III:14). Мудрец здесь сравнивается с любимой женой (ср. Сир XV:2), которая охраняет возлюбленного мужа от всяких бед; представляется высочайшим благом, ради которого надо жертвовать всеми иными благами: «главное - мудрость; приобретай мудрость, и всем имением твоим приобретай разум» (ст. 7). Ст. 8-9 говорят о благотворных и привлекательных плодах стяжания мудрости (ср. I:9).

Георгий Максимов, свящ.

Притч. 4:4-9

«И он учил меня и говорил мне: да удержит сердце твое слова мои; храни заповеди мои, и живи. Приобретай мудрость, приобретай разум: не забывай этого и не уклоняйся от слов уст моих. Не оставляй ее, и она будет охранять тебя; люби ее, и она будет оберегать тебя. Главное  мудрость: приобретай мудрость, и всем имением твоим приобретай разум. Высоко цени ее, и она возвысит тебя; она прославит тебя, если ты прилепишься к ней; возложит на голову твою прекрасный венок, доставит тебе великолепный венец» (Притч. 4:4–9).

Отчасти здесь идёт повторение другими словами того, что уже было сказано в предыдущих главах, и через это царь Соломон показывает, что изложенное в них он слышал от своего отца. Особенно здесь обращает внимание то, какие приоритеты ставил царь Давид, когда готовил себе преемника. Не то, чтобы быть самым богатым или самым лучшим организатором, или иметь самую сильную армию. Прежде всего нужно иметь мудрость от Бога. И здесь подчёркивается, что это обоюдный процесс. Чем больше человек стремится к ней, чем больше он любит её, тем больше и премудрость заботится о нем и охраняет самого человека.

Вот как блаженный Иероним Стридонский комментирует слова «приобретай премудрость»: «Все телесные добродетели изменяют старикам; возрастает одна только премудрость, все остальное слабеет… все, что совершается с помощью тела, с ослаблением тела уменьшается… Юность воздвигает сильную телесную борьбу, и среди порочных увлечений и плотских восстаний, как бы среди зеленых деревьев, огонь духа не может разгораться и явиться во всем своем блеске. А старость тех людей, которые юность свою провели в честных занятиях и в законе Господнем поучались день и ночь, – старость таких людей с годами бывает ученее, опытнее, с течением времени становится мудрее и производит сладчайшие плоды старческих учений».

Здесь блаженный Иероним обращает внимание на то, что для старых их опыт позволяет быть полезным и помогать молодым, делясь с ними мудростью, накопленной за время жизни. У нас в целом за последние десятилетия авторитет старости упал. На первое место вывели культ молодости, как будто это самое главное время жизни, когда человек может жить на полную катушку, а старость уже просто угасание и бессмысленное существование. Такой взгляд был несвойственен человечеству в предыдущие века, да и сейчас для многих народов он несвойственен. В этих народах сохраняется почтение к старикам, их опыту и мудрости. Этот нездоровый культ молодости связан с обожествлением плотской жизни и плотских удовольствий, как будто только ради них и стоит жить. А в старости телесная активность естественным образом угасает, и плотских удовольствий уже не можешь получать так, получается, твоя жизнь теряет смысл. Это очень прискорбное заблуждение, потому что нет бессмысленных возрастов, и все время нашей жизни, которое нам отмерил Господь, дано для того, чтобы мы могли пользоваться преимуществами каждого возраста. В молодом возрасте у человека больше сил для того, чтобы какие-то подвиги на себя брать, а в старости у него появляются возможности возрастать в премудрости Божией и делиться ею с теми, кто готов слушать. По факту молодость – это подготовка к старости, а то, к чему готовятся, важнее, чем подготовительный период.

Признаюсь, еще когда я пришел подростком к вере, мне бросилось в глаза, что, в отличие от мира, в Церкви никакой возраст не бессмысленен. В миру сам ход событий подталкивает тебя к мысли о том, что после выхода на пенсию ты не живешь, а доживаешь, ты бесполезен. Поэтому многие переживают, когда их отправляют на пенсию, не знают, чем заняться. Раньшы ты был нужным, у тебя была насыщенная жизнь, а теперь сиди и смотри телевизор, или смотри в окно и вспоминай прошедшую жизнь. Для многих это было потрясением.

Но в Церкви не так. Здесь ты всегда, сколько бы тебе ни было лет, можешь расти, развиваться, и выполнять самое главное предназначение жизни – обрести связь с Творцом вселенной и убрать из себя все, что мешает соединиться с Ним. К слову, у нас в Церкви это особенно выражается через почитание старцев – это уважение к мудрости, которая накоплена за годы и десятилетия жизни во Христе, но достигла своего совершенства именно в пожилом возрасте.

Приведу слова святителя Григория Нисского, уже на стихи с 6 по 8: «Если кто хочет последовать Соломону и принять к себе в сожительницы и сообщницы жизни истинную мудрость, тот пусть приготовит себе чистую одежду для участия в этом брачном торжестве вместе с веселящимися – дабы не быть ему отверженным, как призванному к участию в этом празднестве, но не облеченному в брачное одеяние». Здесь святитель ссылается на евангельскую притчу о том, кто пришёл на брачный пир в недолжной одежде. А общее значение его слов – для обретения премудрости необходима чистая, добродетельная жизнь, которая называется в притче брачной одеждой.

Далее он продолжает: «Очевидно, что такой способ приготовления к подобного рода браку есть общий как для мужей, так и для жен, поскольку, как говорит апостол, нет мужеского пола, ни женского (Гал. 3:28), но все и во всем Христос (Кол. 3:11)». Святитель подчёркивает, что путь премудрости открыт одинаково и для мужчин и для женщин. Сейчас мы воспринимаем это как что-то само собой разумеющееся, на это не было таким для подавляющего большинства человечества в древности вплоть до недавнего времени. Та же истина, кстати, явлена и в рассказе о том, как Мария Магдалина, увидев воскресшего Господа, назвала Его не «равви», то есть «Учитель», но «раввуни», что значит: «Учитель мой». Через это показывается, что для женщин путь научения вере открыт в полной мере, как и для мужчин. И хотя мы знаем, что в древности не было такой эмансипации как сейчас, но в том, что касается веры, путь духовного возрастания в христианстве был равно открыт для мужчин и для женщин, и мужчины почитали женщин, которые стали святыми.

Священномученик Ипполит Римский пишет: «И что значит: высоко цени ее (Притч. 4:8)? Окружи ее благоговейными помыслами. Ибо нужна тебе большая защита, поскольку многое таит в себе угрозу для этого [пути]». Не позволять себе пренебрежительных помыслов о пути Божием, думать с благоговением – это тоже защита, помогающая не сойти с данного пути.

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible