Скрыть
Пей воду из твоего водоема и текущую из твоего колодезя.

Святые отцы

Прочие

Василий Великий, свт. (†379)

Пей воду из твоего водоема и текущую из твоего колодезя

«Пий воды от своих сосудов», то есть рассчитывай свои средства, не ходи к чужим источникам, но из собственных своих капель собирай для себя утешение в жизни. Есть у тебя медная посуда, одежда, пара волов, всякая утварь? Отдай это. Согласись отказаться от всего, только не от свободы. Но я стыжусь, говоришь ты, сделать это гласным. Что ж? В скором времени другой выставит же это напоказ, провозгласит, что оно твое, и на твоих глазах станет продавать по низкой цене. Не ходи к чужим дверям, ибо, действительно, «студенец тесен чуждий» (Притч. 23:27). Лучше посильными трудами помогать своим нуждам, нежели, вдруг обогатившись чужим имуществом, впоследствии лишиться всего состояния. Ежели у тебя есть чем отдать, почему же не удовлетворяешь этим средством настоящей нужде? Если же не в состоянии заплатить долг, то одно зло лечишь другим. Не верь заимодавцу, который ведет около тебя окопы. Не дозволяй, чтобы тебя отыскивали и преследовали, подобно какой-нибудь добыче.

Беседы на псалмы. Беседа на окончание четырнадцатого псалма и на ростовщиков

Кирилл Иерусалимский, свт. (†386)

Ст. 15-17 Пей воду из твоего водоема и текущую из твоего колодезя. Пусть не разливаются источники твои по улице, потоки вод - по площадям; пусть они будут принадлежать тебе одному, а не чужим с тобою

Обратимся к Божественному Писанию и будем пить воду из своих сосудов, то есть святых отцев, и из источника своих колодцев (Притч. 5:15; LXX). Будем пить из источника живой воды, текущей в жизнь вечную (Ин. 4:14). <…> Не из рек видимых, напояющих землю, производящую только терние и древа, но из рек, просвещающих душу.

Поучения огласительные 4

Амвросий Медиоланский, свт. (†397)

Ст. 15-17 Пей воду из твоего водоема и текущую из твоего колодезя. Пусть не разливаются источники твои по улице, потоки вод - по площадям; пусть они будут принадлежать тебе одному, а не чужим с тобою

Да соберешь сам себе плод радости и тебе пребывает, внутри тебя обретается, в тебе самом следует искать сладость твоей чистой совести. Посему сказано: Пей воду из твоего водоема и текущую из твоего колодезя (Притч. 5:15).

Шестоднев

Августин Аврелий, блж. (†430)

Ст. 15-17 Пей воду из твоего водоема и текущую из твоего колодезя. Пусть не разливаются источники твои по улице, потоки вод - по площадям; пусть они будут принадлежать тебе одному, а не чужим с тобою

Все, кто не любит Бога, - чужие, они антихристы. И хотя они входят в базилики, они не могут причисляться к сынам Божиим, и тот источник жизни к ним не относится. Быть крещеным или иметь способность к пророчеству может и злой человек. Мы видим, что и царь Саул мог пророчествовать, но он преследовал святого Давида, хотя и исполнился духа пророческого и начал пророчествовать. Принять таинство Тела и Крови Христа может и злой человек - о таких ведь и сказано: Кто ест и пьет недостойно, тот ест и пьет осуждение себе (1Кор 11:29). Носить имя Христа может и злой человек, то есть называться христианином и злой может; о таких сказано: …пятнали имя Бога своего (Иез 36:20; LXX).

Итак, прибегнуть ко всем этим таинствам может и злой человек, но и иметь любовь, и быть злым - не может. В этом и состоит собственное дарование добрых, в этом - свойственный только им источник. Из него призывает нас пить Дух Божий; Дух Божий призывает вас пить от Него Самого.

Трактат на 1-е послание Иоанна

Иоанн Кассиан, прп. (†435)

Ст. 15-17 Пей воду из твоего водоема и текущую из твоего колодезя. Пусть не разливаются источники твои по улице, потоки вод - по площадям; пусть они будут принадлежать тебе одному, а не чужим с тобою

Пей воду из твоего водоема и текущую из твоего колодезя (Притч. 5:15). <…> И по словам пророка Исаии, будешь как напоенный водою сад, и как источник, которого воды никогда не иссякают. И застроятся [потомками] твоими пустыни вековые, ты восстановишь основания многих поколений, и будут называть тебя восстановителем развалин, возобновителем путей для населения (Ис. 58:11-12). <…> Таким образом, не только всякое направление и размышление твоего сердца, но и все блуждающие, рассеивающиеся твои помыслы обратятся к святому непрестанному поучению в законе Божьем.

О постановлениях монастырских

Максим Исповедник, прп. (†662)

Пей воду из твоего водоема и текущую из твоего колодезя

Научившийся, наподобие патриархов, откапывать в себе через [духовное] делание и созерцание колодези ведения обретает внутри [них] Христа - Источника Жизни. Премудрость призывает нас пить из него: Пий воды от своих сосудов, и от твоих кладенцев источника - исполняющие это обретут сокровища Ее, сущие внутри нас.

Главы о богословии и домостроительстве воплощения Сына Божия

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Ст. 15-20 Пей воду из твоего водоема и текущую из твоего колодезя. Пусть не разливаются источники твои по улице, потоки вод - по площадям; пусть они будут принадлежать тебе одному, а не чужим с тобою. Источник твой да будет благословен; и утешайся женою юности твоей, любезною ланью и прекрасною серною: груди ее да упоявают тебя во всякое время, любовью ее услаждайся постоянно. И для чего тебе, сын мой, увлекаться постороннею и обнимать груди чужой

В противовес искажениям семейного и полового инстинкта, Премудрый убеждает ученика своего довольствоваться благами супружеского союза с единой законной женой, причем сравнивает ее с собственным домашним водоемом и родниковыми источниками. Для каждого домовладельца, особенно в бедных водой восточных странах, служит предметом особенного удовольствия иметь для своего житейского обихода собственный колодезь или цистерну и не обращаться за водой к соседям. С подобным удовольствием Премудрый сравнивает (ст. 15-16) обладание одной, законной женой, без нарушения чистоты супружества, своего или чужого. По связи речи с предыдущим (ст. 3 сл., 8 дал.), сравнение это имеет прежде всего такой же смысл, как изречение Апостола: «лучше бо есть женитися, нежели разжизатися» (1Кор VII:9). Но это же сравнение (ст. 16-17) имеет и другую сторону: оно обозначает многочисленное потомство от законного, целомудренного супружества, поскольку и в других библейских местах (Чис XXIV 7; Ис XLVIII:1, LI:1-2) дети изображаются под образом вод, текущих из источника, т. е. от родителей. LXX, по-видимому, понимали и ст. 16 только в первом смысле - о пользовании удовольствиями супружества о одной женой, и потому прибавили в начале ст. 16 отрицание μη - μη υπερεκχεισθω. Но многие греч. кодд. (29, 109, 147, 157, 161, 248, 252, 253, 254, 260, 295, 297 у Гольмеса, также Алекс., Альд. Комплют.) не имеют отрицания, нет его и в Вульгате и славян. Поэтому, кажется, следует предпочесть чтение евр. масор., хотя понимание ст. 16, даваемое у LXX-ти, согласуется с общим контекстом рассматриваемого места (ср. VII:12). В ст. 18 повторяется наставление ст. 15, но с прибавлением совета «утешайся женою юности твоей»; образ выражения прямо напоминает место из законодательства Втор XXIV:5 о новобрачных. Законная жена при этом выразительно сравнивается (ст. 19) с ланью или серною: обычный в восточной поэзии образ грациозности и миловидности женщины (ср. Песн II:9, 17; VIII:14). Напоминая мужу о долге супружеской верности Премудрый выражает желание, чтобы нежные отношения между мужем и женой установившиеся на первых порах их совместной жизни, не ослабевали с течением времени, чтобы взаимная привязанность супругов длилась всю жизнь, и для супруга не было надобности искать супружеских удовольствий на стороне (ст. 19-20).

Толковая Библия

Георгий Максимов, свящ.

Притч. 5:15-17

«Пей воду из твоего водоема и текущую из твоего колодезя. Пусть не разливаются источники твои по улице, потоки вод  по площадям; пусть они будут принадлежать тебе одному, а не чужим с тобою» (Притч. 5:15–17).

Если до этого говорилось: не ходи к чужой жене, то здесь это дополняется словами о том, что должно оставаться со своей женой, которая называется «своим колодцем». Святой Иоанн Златоуст пишет, что «здесь идет речь о жене, о том, что с нею нужно обращаться целомудренно; она называется «источником» по причине чистоты супружеского сожития».

Уже даже самим таким сравнением автор Книги Притч показывает ценность жены. Потому что в жарких странах иметь собственный источник у себя дома было огромным благом, которое ценили. А еще через такое сравнение показано, насколько глупо искать кого-то на стороне. Потому что было бы безумием, имея во дворе собственный колодец, идти куда-то и искать чужой колодец, чтобы попить воды. Так никто не делал.

Словами же «пусть твои источники вод будут принадлежать тебе одному, а не чужим с тобою» выражается следующая мысль. Если ты тайно прелюбодействуешь с чужой женой, то она, продолжая жить со своим мужем, получается, делит ложе с вами обоими. И эта ситуация, когда ты делишь женщину с другим мужчиной, она тебя самого унижает и является гораздо худшей, чем ситуация, когда ты спишь со своей женой, которая только твоя.

Это непосредственный смысл притчи, но святые отцы видели здесь и другие смыслы. Святитель Кирилл Иерусалимский говорит: «будем пить воду из своих сосудов, то есть святых отцев… Не из рек видимых, напояющих землю, производящую только терние и древа, но из рек, просвещающих душу». Здесь уже слова притчи понимаются как относящиеся к источникам истинного учения – святым отцам Церкви. Соответственно, к ним нужно обращаться, от них нужно напоять собственную душу, а не к различным источникам лжеучений.

К сожалению, некоторые христиане вместо того, чтобы обратиться к чистому источнику учения, обращаются к внешним источникам, мутным учениям человеческим, и оттуда больше черпают и чаще пьют, чем от источников чистых, – святых отцов. Зачастую это следствие гордыни, когда человеку кажется слишком примитивным обращаться с доверием к слову Божию и писаниям святых отцов, а чем-то более продвинутым представляется обращение к каким-нибудь современным западным или восточным авторам. Об этом хорошо писал святитель Николай Сербский: «Есть некоторые богословы и в Православной Церкви, которые следуют путем еретических богословов, полагая, что Евангелие недостаточно сильно… Они симпатизируют еретическим мыслям и еретическим методам. Всей своей душой они с еретиками, но внешне держатся Православной Церкви… им все по ту сторону забора кажется лучше и умнее… Православная Церковь как целое отвергает таких богословов и не признает их за своих, но терпит их». Как прелюбодеяние – нарушение верности мужу или жене, так это религиозное поведение, привнесение чуждого в чистое учение Божие, тоже является нарушением верности Богу. Святой Ириней Лионский пишет: «не должно искать у других истины, которую легко получить от Церкви, ибо Апостолы, как богач в сокровищницу, вполне положили в нее все, что относится к истине, так что всякий желающий берет из нее питие жизни. Она, именно, есть дверь жизни, а все прочие (учители) суть воры и разбойники». Тот дух, который подвигает христианина не довольствоваться этими чистыми источниками учения Божия и искать иные, чужие источники, действует примерно так же, как и дух прелюбодейный, который подвигает человека не довольствоваться своей женой и искать себе кого-то ещё.

В свою очередь святой Амвросий Медиоланский относит слова притчи к той радости, которую рождает в человеке чистая совесть: «Да соберешь сам себе плод радости и тебе пребывает, внутри тебя обретается, в тебе самом следует искать сладость твоей чистой совести». В нашей культуре чаще говорится об угрызениях совести, то есть о совести как об источнике мучительных состояний. Это из-за того, что светская культура создана грешными людьми, которые знают только эту сторону совести. Действительно, совесть может мучить за совершенный грех, обличая его. Иногда даже бывает, что преступник, который ушёл от наказания, через какое-то время сам приходит и сдаётся, чтобы получить наказание, потому что не может выдержать этих мук совести. Понятие мук совести известно всем, но вот понятие радости от чистой совести известно немногим. Однако святые свидетельствуют, что чистая совесть становится источником духовной радости для человека и счастья, которое не зависит от внешних обстоятельств.

Блаженный Августин, в свою очередь, говорит уже о последней части этого предложения «пусть они будут принадлежать тебе одному, а не чужим с тобою» – и задаётся вопросом, кто такие эти чужие? И отвечает: «Все, кто не любит Бога, – чужие, они антихристы. И хотя они входят в храмы, они не могут причисляться к сынам Божиим, и тот источник жизни к ним не относится. Быть крещеным или иметь способность к пророчеству может и злой человек. Принять таинство Тела и Крови Христа может и злой человек. Но и иметь любовь, и быть злым – не может. В этом и состоит собственное дарование добрых, в этом – свойственный только им источник [любви]. Из него призывает нас пить Дух Божий».

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible