Кни̑ги Но́вагѡ Завѣ́та: Мф. Мк. Лк. Ин. Деян. Иак. 1Пет. 2Пет. 1Ин. 2Ин. 3Ин. Иуд. Рим. 1Кор. 2Кор. Гал. Еф. Флп. Кол. 1Фес. 2Фес. 1Тим. 2Тим. Тит. Флм. Евр. Откр.
Толкования на Книга Притчей Соломоновых 5:3
Не внима́й ѕлѣ́й женѣ̀: ме́дъ бо ка́плетъ ѿ ᲂу҆сте́нъ жены̀ блꙋдни́цы, ꙗ҆́же на вре́мѧ наслажда́етъ тво́й горта́нь:
Святые отцы
- Афанасий Великий, свт. (†373)
- Кирилл Иерусалимский, свт. (†386)
- Иоанн Златоуст, свт. (†407)
- Кесарий Арелатский, свт. (†542)
Прочие
Афанасий Великий, свт. (†373)
Ст. 3-4 ибо мед источают уста чужой жены, и мягче елея речь ее; но последствия от нее горьки, как полынь, остры, как меч обоюдоострый
И хотя грешник чает иметь от этого удовольствие, однако после такой пищи он не обретет благополучного конца, как опять говорит Премудрость Божия: Сладок для человека хлеб, [приобретенный] неправдою; но после рот его наполнится дресвою (Притч 20:17); и мед источают уста чужой жены, и мягче елея речь ее; но последствия от нее горьки, как полынь, остры, как меч обоюдоострый (Притч 5:3-4). А когда он питается таким образом, получая лишь кратковременное удовольствие, то скоро предан будет мучениям, поскольку небрежет о собственной душе и не хочет знать, несмысленный, что удаляющиеся от Бога погибают.
Письма
Кирилл Иерусалимский, свт. (†386)
Ст. 3-4 ибо мед источают уста чужой жены, и мягче елея речь ее; но последствия от нее горьки, как полынь, остры, как меч обоюдоострый
Что пользы знать хорошо учение о Боге и постыдно прелюбодействовать? С другой стороны, какая польза быть воздержанным как следует и нечестиво богохульствовать? Поэтому, познание догматов и бодрствование души есть величайшее приобретение, поскольку много прельщающих философией и пустым обольщением. Эллины увлекают обращающихся сладостью языка, мед источают уста чужой жены (Притч 5:3).
Иоанн Златоуст, свт. (†407)
Ст. 3-4 ибо мед источают уста чужой жены, и мягче елея речь ее; но последствия от нее горьки, как полынь, остры, как меч обоюдоострый
Блудница любить не умеет, а только коварствует; в ее лобзании - яд, в устах - губительная отрава. Если же это и не тотчас обнаруживается, должно тем более избегать ее, которая прикрыла гибель, носит смерть сокровенную и не дает усмотреть ее сначала. Итак, кто ищет удовольствия и жизни приятной, тот пусть бежит сообщества развратных женщин, потому что они вносят в душу своих поклонников тысячи войн и смятений, возбуждая их всем - и словами и делами - к браням и ссорам. И как самые жестокие враги, так и они все делают и ведут к тому, чтобы повергнуть их в бесславие, нищету и крайние бедствия. Как звероловы, раскинув сети, стараются заманить диких животных, чтобы заколоть их, так и эти женщины, раскинув всюду сети любострастия, и глазами, и телодвижениями, и словами завлекают и опутывают своих любовников.
Кесарий Арелатский, свт. (†542)
Ст. 3-4 ибо мед источают уста чужой жены, и мягче елея речь ее; но последствия от нее горьки, как полынь, остры, как меч обоюдоострый
Давайте подумаем о том, что написано относительно роскоши и удовольствия: до времени, - говорит, - уста источают сладость, но после станут горше желчи (Притч 5:3-4). И поскольку жизнь нашу в веке сем следует понимать как дорогу, то мы должны скорее от трудов к покою переходить, чем от покоя к деятельности. И лучше для нас в пути краткое время потрудиться, чтобы потом мы могли в отечестве к вечной славе благополучно перейти, предстательством Господа нашего Иисуса Христа, Который со Отцем и Святым Духом живет и правит во веки веков. Аминь.
Проповеди
Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)
Ст. 1-6 Сын мой! внимай мудрости моей, и приклони ухо твое к разуму моему, чтобы соблюсти рассудительность, и чтобы уста твои сохранили знание. ибо мед источают уста чужой жены, и мягче елея речь ее; но последствия от нее горьки, как полынь, остры, как меч обоюдоострый; ноги ее нисходят к смерти, стопы ее достигают преисподней. Если бы ты захотел постигнуть стезю жизни ее, то пути ее непостоянны, и ты не узнаешь их
Переходя теперь к новой группе увещаний, главным образом к убеждению бегать распутства и влияния распутных женщин, Премудрый здесь (ст. 1-2), как и ниже (VI:20; VII:1), где снова и снова возвращается к этому же предмету, с особенной напряженностью отеческой любви и доброжелательства, требует от слушателей особенного внимания к своим наставлениям и особенной тщательности в хранении дорогих и священных заветов, которые должны быть основой благоденствия слушателей. Стоящие в скобках слова «не внимай льстивой женщине» (ст. 2, по слав. т. - начало ст. 3) имеются только у LХХ-ти и в Вульгате (в некоторых кодд. LXX отсутствуют) и, по-видимому, являются позднейшею глоссой, поставленной в начале главы в качестве как бы указания темы речи гл. V. В ст. 3-6 Премудрый делает пока лишь косвенное предостережение своих слушателей от пагубного влияния «чужой жены», т. е. блудницы (II:16), изображая, с одной стороны, внешнюю привлекательность и обольстительность ее, с другой же - конечную бесславную гибель ее. Внешняя привлекательность этой женщины увлекательность ее речи выражается сравнением ее речей (как и невесты в книге Песнь Песней IV:11; V:16) с каплями лучшего сотового меда (3а) и с елеем (3б, ср. Пс LIV:22), но последствия увлечения ее ласками крайне пагубны: увлекшийся ими будет испытывать такое же горькое и мучительное чувство, какое испытывает вкусивший горькой полыни (евр. лаана. Vulg. : abstinthtum, - так назыв. в ботанике artemisia abstintium - обычный в Ветхом Завете образ горечи (Втор XXIX:18; Иер IX:15; Ам V:17; VI:12; Иер IX:14), у LXX слав. не точно: χολή, желчь) или получивший глубокую и широкую рану от обоюдоострого меча (ст. 4). Тем естественнее и понятнее неизбежная конечная гибель самой жены распутной: удел ее - смерть (ст. 5), сначала духовная, поскольку духовное начало в ней окончательно подавляется плотским, а затем ранняя и бесславная смерть телесная с последующими мучениями в шеоле - аде. Однако, при свойственном такой жене коварстве, увлекающемуся юноше нелегко бывает открыть истинное свойство и надлежащую цену ее поступков (ст. 6), так как она всегда умеет придать благовидную форму.
Георгий Максимов, свящ.
«Ибо мед источают уста чужой жены, и мягче елея речь ее; но последствия от нее горьки, как полынь, остры, как меч обоюдоострый» (Притч. 5:3–4).
Это наставление является прямым продолжением предыдущих двух стихов, и оно не случайно, потому что смирение перед наставлением и перед учителем –это лишь одно из условий для научения знанию от Бога и о Боге. А второе необходимое условие – добрая нравственность. И в других местах Книги Притч выражается мысль, что нравственные преступления, – как в данном случае блудные грехи, прелюбодеяние – делают человека недостойным дара мудрости от Бога. Мне доводилось наблюдать печальные примеры того, как человек воцерковленный впадает в блуд, в прелюбодеяние, и когда он добровольно остаётся в этом грехе, как быстро он духовно деградирует. Это ужасное зрелище.
В данной главе Книги Притч даются конкретные советы о том, как уберечь себя от такого рода грехов. Но посмотрим, что говорят святые отцы.
Святитель Иоанн Златоуст так толкует эти стихи: «Блудница любить не умеет, а только коварствует; в ее лобзании – яд, в устах – губительная отрава. Если же это и не тотчас обнаруживается, должно тем более избегать ее, которая прикрыла гибель, носит смерть сокровенную и не дает усмотреть ее сначала. Итак, кто ищет удовольствия и жизни приятной, тот пусть бежит сообщества развратных женщин, потому что они вносят в душу своих поклонников тысячи войн и смятений, возбуждая их всем – и словами, и делами – к браням и ссорам. И как самые жестокие враги, так и они все делают и ведут к тому, чтобы повергнуть их в бесславие, нищету и крайние бедствия».
Очень сильными словами святитель Иоанн начинает данное толкование, неожиданными для подавляющего большинства наших современников: «блудница любить не умеет». Разумеется, и блудник тоже любить не умеет. Светские люди скажут: «Нет, как раз наоборот, это любовь людьми движет, такие сильные чувства!» Бывает, к сожалению, и у некоторых воцерковленных людей такое романтическое представление о блуде, что да, конечно, плохо, но это такая любовь, человек просто не может совладать с собой.
Слово «любовь» здесь вообще неприменимо. Святые отцы, как я уже упоминал ранее, называли это блудным возбешением. Оно действительно может быть очень сильным чувством и самому человеку кажется, что он сходит с ума от любви, но на деле это просто похоть, воздействующая не только на тело, но и на душу. Человеку может казаться, что это возвышенное чувство, но цель его просто ввергнуть человека в греховную грязь. А когда это происходит, нередко это чувство испаряется, и человек, у которого жизнь разрушена совершённым им грехом, потом искренне недоумевает: «А чего ради я все это делал? Зачем?» От всей этой якобы любви остаётся только недоумение и разочарование.
Вторая скандальная для современного мира мысль святителя Иоанна – это то, что если ты хочешь жизни приятной в удовольствии, то нужно избегать развратных женщин, избегать блуда. Для современного мира само собой разумеющимся считается прямо противоположное. Жизнь в блуде называется жизнью в удовольствие, массовая культура так это преподносит. Но если посмотреть на человека, который давно живёт во всяких блудных похождениях, то он отнюдь не кажется счастливым, и сами эти похождения привносят в его жизнь в сухом остатке больше беспокойств, боли, разочарований, потерь. Если смотреть на короткой дистанции, когда все только начинается, то это может выглядеть очень красиво, а если посмотреть на долгой дистанции, то плоды зачастую именно те, что описал святитель Иоанн.
И здесь в словах Священного Писания не отрицается, что поначалу все хорошо, говорится, что «мёд источают уста чужой жены», но последствия от неё «горьки как полынь и остры как меч обоюдоострый». Обоюдоострый меч это меч заточенный с двух сторон, и благодаря этому он наносит более тяжёлые раны по сравнению с мечом, который заточен только с одной стороны.
Святитель Афанасий Великий говорит об этом: «И хотя грешник чает иметь от этого удовольствие, однако после такой пищи он не обретет благополучного конца… А когда он питается таким образом, получая лишь кратковременное удовольствие, то скоро предан будет мучениям, поскольку небрежет о собственной душе и не хочет знать, несмысленный, что удаляющиеся от Бога погибают».
В свою очередь, святитель Кирилл Иерусалимский приводит эту фразу в следующем контексте: «Что пользы знать хорошо учение о Боге и постыдно прелюбодействовать? С другой стороны, какая польза быть воздержанным как следует и нечестиво Богохульствовать? Поэтому познание догматов и бодрствование души есть величайшее приобретение, поскольку много прельщающих философией и пустым обольщением. Эллины увлекают обращающихся сладостью языка, мед источают уста чужой жены (Притч 5:3)».
Здесь святой Кирилл предлагает второй уровень понимания данных слов как относимых не только к физическому блуду, но и к тому, что нередко называется в христианской письменности духовным блудом, а именно, когда христианин начинает увлекаться либо языческой философией, как здесь приводит пример святитель Кирилл, либо же какими-то еретическими поучениями.
Вообще в Священном Писании, особенно в пророческих книгах Бог неоднократно сравнивает верность, которую муж должен иметь к жене, а жена к мужу, с той верностью, которую душа должна иметь к Богу, «ибо твой Творец есть супруг твой; Господь Саваоф – имя Его» (Ис. 54:5). И нарушение этой верности Бог сравнивает с прелюбодеянием, – «Господь сказал мне: видел ли ты, что делала отступница, дочь Израиля? Она ходила на всякую высокую гору и под всякое ветвистое дерево и там блудодействовала… прелюбодействовала с камнем и деревом [из которых были сделаны идолы]» (Иер. 3:6, 9). Поэтому когда православному христианину становится скучно учиться своей вере, то это первый тревожный признак его духовного нездоровья, о чем говорил преподобный Ефрем Сирин. И второй признак – это если ему вдруг становится интересно учиться от внешних, от еретиков, язычников, иноверцев, как будто у них есть какая-то истина, которую Господь не додал Своей Церкви. Этот «флирт» с ересями и лжеучениями отнюдь не является чем-то невинным и допустимым, это грех, ведущий к еще большему греху – духовному прелюбодеянию, нарушению верности Богу и Его истине.