Скрыть
пото́мъ же на́йдетъ тебѣ̀ а҆́ки ѕо́лъ пꙋ́тникъ ᲂу҆бо́жество: скꙋ́дость же а҆́ки благі́й тече́цъ. А҆́ще же не лѣни́въ бꙋ́деши, прїи́детъ ꙗ҆́кѡ и҆сто́чникъ жа́тва твоѧ̀, скꙋ́дость же а҆́ки ѕлы́й тече́цъ (ѿ тебє̀) ѿбѣжи́тъ.

Святые отцы

Прочие

Иоанн Златоуст, свт. (†407)

Ст. 11-14 и придет, как прохожий, бедность твоя, и нужда твоя, как разбойник. Человек лукавый, человек нечестивый ходит со лживыми устами, мигает глазами своими, говорит ногами своими, дает знаки пальцами своими; коварство в сердце его: он умышляет зло во всякое время, сеет раздоры

Потом придет к тебе, как злой прохожий, бедность, и нужда, как добрый скороход (Притч 6:11; LXX). Нет ничего противнее добровольной бедности, которая весьма быстро постигает ленивого, в быстроте превосходя хороших скороходов. Бедность и нужда значат следующее: бедность - отсутствие знания; скудость - недостаток добродетелей. Смотри на преимущество деятельности. Не хочешь брать уроков у бессловесных? Учись из самого дела по опыту: не окажись более неразумным, чем бессловесные. Итак, избегай бедности. Тяжел труд? Но смотри, чем он оканчивается. Приятна леность? Но подумай о ее последствиях. Мы оцениваем вещи не по началу, а по тому, к чему они приводят. Выходящий из дому не хочет оставаться навсегда в пути, а при самом выходе имеет в виду то, куда придет. Поэтому он и отправляется в дорогу, чтобы достигнуть конца. А ты поступаешь вопреки этому.

На Притчи Соломона

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Ст. 6-11 Пойди к муравью, ленивец, посмотри на действия его, и будь мудрым. Нет у него ни начальника, ни приставника, ни повелителя; но он заготовляет летом хлеб свой, собирает во время жатвы пищу свою. Доколе ты, ленивец, будешь спать? когда ты встанешь от сна твоего? Немного поспишь, немного подремлешь, немного, сложив руки, полежишь: и придет, как прохожий, бедность твоя, и нужда твоя, как разбойник

То же чувство самосохранения, по мысли Премудрого, должно побуждать человека к трудолюбию и отвлекать от лености, причем в 6-8 в пример трудолюбия указывается муравей (по LХХ ст. 8 - еще и пчела), а в ст. 9-11 приводятся гибельные последствия для человека от лености его. Муравей, трудящийся во всякое время по собственному, инстинктивному побуждению - без внешнего принуждения (ст. 7) и мудро собирающий себе запасы летом для зимы (ст. 8), является весьма пригодным и внушительным символом и уроком трудолюбия; в качестве такого символа или образца муравей весьма нередко встречается в поэзии арабской и персидской, а также в классической письменности (у Аристотеля, Вергилия, Горация, см. Zockler. Die Spruche Salomionis, s. 69). LXX (также слав. и русск. синод. ) в ст. 8, кроме муравья, приводят в качестве образца трудолюбия и искусства еще пчелу (в Комплютенском изд. греч. текста речь о пчеле опущена): мед пчелы, собираемый ею с величайшим искусством, употребляют во здравие не одни простолюдины, но и цари, и у всех пчела в почете. Хотя о пчеловодстве, как промысле, в Ветхом Завете не упоминается (только уже у Филона и в Мишне), под именем меда (евр. дебаш) (напр., в выражении: земля текущая молоком и медом) разумеется, главным образом, фруктовый мед (и теперь еще называемый в Сирии дибс), но и о пчелином меде библейские евреи несомненно знали (см. Втор I:44; Суд XIV:8; Пс CXVII:12; Ис VII:18), и потому LXX могли в имевшемся у них еврейском подлиннике читать это другое сравнение или олицетворение трудолюбия [Впрочем, по филологическим основаниям, Лагард, Гитциг Евальд, Делич и др. считают всю речь о пчеле собственно греческой интерполяцией]. От сравнения Премудрый переходит (ст. 9 и сл.) к прямому обличению ленивца, беспечно почивающего непробудным сном. На приглашение проснуться (ст. 9, сн. Еккл IV:5; сн. Еф V:14), ленивец отвечает просьбой дать ему еще несколько поспать или подремать (ст. 10, сн. XXIV:33). Но Премудрый угрожает ему неизбежными последствиями беспечности и лености: нищетой бедностью, которая приходит быстро, нежданно, как прохожий как вооруженный разбойник (LXX: ὥσπερ κακος ὀδοὸπόρός ὤσπερ ὰγὰθος δρομευύς, Vulg.: quasi viator, quasi vir armatus), см. 11. В конце ст. 11 LXX, Vulg. (слав., русск.) имеют прибавку, выражающую обратную мысль той, какая высказана в первой половине стиха (в Комплют. Библ. прибавка отсутствует): прибавка имеет вид распространительной глоссы. В гл. XXIV ст. 33-34 повторяются стихи 10-11 рассматриваемой главы, но данной прибавки там не имеется.

Георгий Максимов, свящ.

Притч. 6:9-11

«Доколе ты, ленивец, будешь спать? когда ты встанешь от сна твоего? Немного поспишь, немного подремлешь, немного, сложив руки, полежишь: и придет, как прохожий, бедность твоя, и нужда твоя, как разбойник» (Притч. 6:9–11).

Ранее священный автор обличал лентяев, что они уступают в добродетели даже насекомым (муравьям). Само по себе такое сравнение должно было бы побудить человека пересмотреть свою жизнь. Но теперь он приводит другой аргумент, – что жизнь в праздности ведёт к бедности. Даже если у человека есть деньги, но он не трудится, то рано или поздно они закончатся, и нужда поступит гораздо быстрее, чем празднолюбец этого ожидает.

Как говорит святитель Иоанн Златоуст, толкуя эти строки: «Нет ничего противнее добровольной бедности, которая весьма быстро постигает ленивого». Это интересное выражение, потому что вообще в христианстве уважается бедность, но не сама по себе, а бедность ради Христа, когда человек раздаёт своё имущество ради Бога. Однако культа бедности самой по себе у нас нет. И если человек вынужденно становится бедным из-за вещей, которые не зависели от него, в этом, конечно, его вины нет и такая бедность не укоряема. Если же говорить о бедности Христа ради, то такая бедность в христианстве не только не укоряема, но и похваляема. Но если бедность является результатом пороков, например, пьянства или праздности, то такая бедность считается позорной, как пишет святитель Иоанн.

И он продолжает: «Бедность и нужда значат следующее: бедность – отсутствие знания; скудость – недостаток добродетелей. Смотри на преимущество деятельности. Не хочешь брать уроков у бессловесных? Учись из самого дела по опыту: не окажись более неразумным, чем бессловесные. Итак, избегай бедности. Тяжел труд? Но смотри, чем он оканчивается. Приятна леность? Но подумай о ее последствиях. Мы оцениваем вещи не по началу, а по тому, к чему они приводят». Очень важный принцип: оценивать вещи по тому, к чему они приводят, и какими они нас в итоге делают, что творят с нашей жизнью. Святой Иоанн Златоуст приводит здесь параллель с тем, как человек, выходя из дома, оценивает свой путь прежде всего по тому, куда идёт, к чему он направляется.

На этом завершается в данной главе обличение лености и праздности и дальше священный автор переходит уже к другому пороку – лукавству.

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible