Скрыть
ты опутал себя словами уст твоих, пойман словами уст твоих.

Святые отцы

Прочие

Григорий Великий, Двоеслов, свт. (†604)

Ст. 1-2 Сын мой! если ты поручился за ближнего твоего и дал руку твою за другого, - ты опутал себя словами уст твоих, пойман словами уст твоих

Поручиться за друга - значит взять чужую душу на свою ответственность или на свой страх. Поручитель как бы передает себя в распоряжение врага, потому что ручательство постоянно связывает его тем, от чего прежде он был свободен. Он связал себя обязательною порукой своей словно сетью, закрепил себя как пленник и раб собственными устами своими в том, что, уча по обязанности добру тех, кто ему поручен, он, прежде всего, сам будет подавать собою живой пример доброго согласия между учением и жизнью, наблюдая и за ними, и строго преследуя в них в том разногласие.

Правило пастырское или о пастырском служении

Максим Исповедник, прп. (†662)

Ст. 1-2 Сын мой! если ты поручился за ближнего твоего и дал руку твою за другого, - ты опутал себя словами уст твоих, пойман словами уст твоих

Не поручайся за друга твоего — ведь если ты не сможешь заплатить, то возьмут и постель твою из-под тебя (Притч. 22,27: LXX).

«Другом» Соломон называет тело из-за отношения души к нему. Он говорит, что не следует поручаться за него, то есть удостаивать его жалости, а когда оно должно воздать трудами за добродетель, не нужно позволять ему искать отдыха. Ведь если в аскезе подвизающийся ум начинает несколько сдавать [уступая телу] и [поэтому] ему не найти, [как] воздать логос за добродетель, то бесы похищают и те виды аскезы, на которых он покоился, — это ведь и означает постель.

Вопросы и затруднения

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Ст. 1-5 Сын мой! если ты поручился за ближнего твоего и дал руку твою за другого, - ты опутал себя словами уст твоих, пойман словами уст твоих. Сделай же, сын мой, вот что, и избавь себя, так как ты попался в руки ближнего твоего: пойди, пади к ногам и умоляй ближнего твоего; не давай сна глазам твоим и дремания веждам твоим; спасайся, как серна из руки и как птица из руки птицелова

Частые наставления книги Притчей о вреде поручительства VI:1, XI:15; XIII:18; XX:16; XXII:26) объясняются тем, что, по воззрениям обычного (в законе Моисеевом не записанного) древнееврейского права, поручившийся за несостоятельного должника трактовался юридически заменявшим последнего и, при обычном жестокосердии кредиторов, нередко платился за своего клиента не только собственным имуществом (Сир VIII:16; XXIX:18-25), но и личной свободой (4Цар IV:1; Мф XVIII:25. См. у Ewald'a Die Alterthummer des Volkes Israel. 3 A (1866), s. 246).

Но в данном случае Премудрый со всею настоятельностью предупреждает ученика своего собственно от необдуманного, поспешного и безрассудного принятия поручительских обязательств, что без сомнения было не редкостью у юношей того времени (охота принимать на себя поручительство за другого могла у юношей обращаться в особую страсть и превращаться в азарт, наподобие дуэли у европейских народов). Самое поручительство совершалось через рукобитие: поручитель давал руку заимодавцу и кредитору (ср. Притч XI:15; Иов XVII:3).

Указав, ученику своему великую опасность поручительства (ст. 1-2), Премудрый далее (ст. 3-5) советует ему всеми мерами освободиться от возможных неприятных последствии своего необдуманно принятого обязательства. В качестве такой меры рекомендуется (ст. 3) усиленно, даже униженно умолять должника немедленно возвратить долг заимодавцу; а затем - советуется с неослабной бдительностью - не давая сна глазам и веждам дремания (ст. 4 - по-видимому, древнееврейская пословица, ср. Пс CXXXI:4), во что бы то ни стало, хотя бы с затратой величайших усилий, освободиться, как иногда освобождается серна или птица из ловушки (ст. 5, сн. Пс CXXIII:7), из своего тягостного положения, созданного неблагоразумным поручительством. Вся речь о поручительстве имеет характер чисто житейской мудрости, указывая в качестве главного мотива деятельности - чувство самосохранения.

Георгий Максимов, свящ.

Притч. 6:1-5

«Сын мой! если ты поручился за ближнего твоего и дал руку твою за другого, – ты опутал себя словами уст твоих, пойман словами уст твоих. Сделай же, сын мой, вот что, и избавь себя, так как ты попался в руки ближнего твоего: пойди, пади к ногам и умоляй ближнего твоего; не давай сна глазам твоим и дремания веждам твоим; спасайся, как серна из руки и как птица из руки птицелова» (Притч. 6:1–5).

Что значит «поручиться за ближнего»? Это когда кто-то не имеет достаточного доверия в чьих-то глазах, но мы говорим: «я ручаюсь за этого человека». То есть, мы берем на себя ответственность за его будущие действия, гарантируем, что он будет отвечать возложенным на него ожиданиям. Например, мы привели знакомого устраиваться на работу, и говорим начальнику: «Я ручаюсь, что с ним все будет в порядке. Он не будет пьянствовать, прогуливать и т.д.» Может быть и формальное поручительство – в банке, когда мы выступаем поручителем кого-то, то есть, гарантируем, что он своевременно выплатит кредит.

Священное Писание во многих местах высказывается резко против поручительства. Потому что мы не знаем будущего, и не знаем, как поведёт себя человек, за которого мы поручились. А значит, есть некоторая дерзкая самонадеянность с нашей стороны, когда мы так поступаем. Мы не можем точно сказать, как сами отреагируем в той или иной ситуации, зачастую не можем за себя поручиться, а тем более за другого человека!

Но что значит это поручительство? Что если данный человек не оправдает оказанного ему доверия, тогда проблемы будут у нас, претензии будут к нам. И справедливо. Начальник может нам сделать выговор, перестать доверять, когда тот, за кого мы поручились, подведет. А банк может изъять наше имущество в счет долга того, за кого мы поручились. Не раз я видел матерей, вынужденных расплачиваться по кредитам их сыновей, за которых они выступили поручителями.

А как отказать сыну, если он просит? Или другу? Как раз чтобы дать нравственную силу отказаться, написаны эти слова Священного Писания. Так что можно и нужно сослаться на это: извини, но Господь запрещает давать поручительство, я не могу нарушить заповедь. Если я могу как-то иначе тебе помочь, без нарушения заповеди, я помогу, а быть поручителем Бог запрещает.

К слову, эта норма Писания нашла выражение и в русской народной поговорке: «Кто поручится, тот и помучится». Если современные поручители рискуют лишь репутацией или имуществом, то в древности иногда они рисковали и жизнью, их могли казнить. Либо же причинить телесный вред. Древняя форма ручательства звучит как: «даю руку на отсечение».

Итак, вы понимаете, почему сказано, что «тот, кто поручился за ближнего твоего, тот опутал себя словами уст твоих». То есть, ты сам себя словами своими связал. И поэтому нужно постараться избавиться от этой ситуации и от вреда, который она может принести. Как сказано: «пади к ногам, умоляй ближнего твоего» – того, за кого ты поручился, чтобы он действительно исполнил то, за что ты поручился. «Спасайся как серна и как птица из руки птицелова», то есть, постарайся как можно скорее из этой ситуации вырваться, так же, как пойманная птица пытается вырваться из руки птицелова.

Святитель Григорий Богослов пишет: «Поручиться за друга – значит взять чужую душу на свою ответственность или на свой страх. Поручитель как бы передает себя в распоряжение врага, потому что ручательство постоянно связывает его тем, от чего прежде он был свободен. Он связал себя обязательною порукой своей словно сетью, закрепил себя как пленник и раб собственными устами своими».

В свою очередь преподобный Максим Исповедник даёт духовное понимание предписания «не ручаться за друга». Он объясняет, что «другом» Соломон называет тело из-за отношения души к нему. Он говорит, что «не следует поручаться за него, то есть удостаивать его жалости, а когда оно должно воздать трудами за добродетель, не нужно позволять ему искать отдыха». Речь идет в контексте подвижничества о том, что не нужно потакать собственной плоти, ибо путь потакания ведёт к тому, что христианин лишается всего, что приобрёл благодаря своему подвижничеству.

В следующих стихах священный автор начинает новую тему, а именно обличение порока лености, праздности:

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible