Скрыть
потому что мудрость лучше жемчуга, и ничто из желаемого не сравнится с нею.

Святые отцы

Прочие

Василий Великий, свт. (†379)

Ст. 9-11 все они ясны для разумного и справедливы для приобретших знание. Примите учение мое, а не серебро; лучше знание, нежели отборное золото; потому что мудрость лучше жемчуга, и ничто из желаемого не сравнится с нею

Потому Соломон говорит: примите учение мое, а не серебро (Притч 8:10), чтобы во время нужды, когда или тело больно, или домашние дела в расстройстве, не возыметь тебе лукавой мысли о Боге, но со многим терпением принимать Его удары, вразумляясь, в чем ты согрешил, и, познав наказание, говорить: гнев Господень я буду нести, потому что согрешил пред Ним (Мих 7:9).

Беседа на Книгу Притчей

Кирилл Александрийский, свт. (†444)

Ст. 9-11 все они ясны для разумного и справедливы для приобретших знание. Примите учение мое, а не серебро; лучше знание, нежели отборное золото; потому что мудрость лучше жемчуга, и ничто из желаемого не сравнится с нею

Написано, что мудрость лучше жемчуга, и ничто из желаемого не сравнится с нею (Притч 8:11). Ибо мудрость, идущая свыше, от Бога, есть благо несравненное. Когда мы прикасаемся к ней чрез Писание святое, Богом вдохновленное, и обретаем божественный свет, разум наш проницающий, мы уже более не блуждаем, но идем вперед и приходим к тому, что полезно для духа нашего. Посему прииди, и будем со тщанием исследовать смысл уроков Писания.

На Евангелие от Луки

Климент Александрийский, пресв. (†215)

Ст. 9-11 все они ясны для разумного и справедливы для приобретших знание. Примите учение мое, а не серебро; лучше знание, нежели отборное золото; потому что мудрость лучше жемчуга, и ничто из желаемого не сравнится с нею

[Иисус] говорил народу притчами, и без притчи не говорил им (Мф 13:34). А поскольку все чрез Него начало быть, и без Него ничто не начало быть (Ин 1:3), то и пророчество, и закон, возникшие через него, должны быть выражены в притчах. Все ясно для разумного (Притч 8:9), - говорит Писание, то есть для того, кому Он сам объяснил все это и кто усвоил это согласно церковному канону. Церковным каноном же называется согласие и симфония закона и пророков в завете после пришествия Спасителя. Гносис следует после разумения, разумение - после благоразумия. Можно сказать, что разумение причастно божественному гносису и им обладают приблизившиеся к Богу, в то время как благоразумие присуще тем, что являются только любомудрами, а не мудрыми.

Строматы

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Ст. 4-13 «к вам, люди, взываю я, и к сынам человеческим голос мой! Научитесь, неразумные, благоразумию, и глупые - разуму. Слушайте, потому что я буду говорить важное, и изречение уст моих - правда; ибо истину произнесет язык мой, и нечестие - мерзость для уст моих; все слова уст моих справедливы; нет в них коварства и лукавства; все они ясны для разумного и справедливы для приобретших знание. Примите учение мое, а не серебро; лучше знание, нежели отборное золото; потому что мудрость лучше жемчуга, и ничто из желаемого не сравнится с нею. Я, премудрость, обитаю с разумом и ищу рассудительного знания. Страх Господень - ненавидеть зло; гордость и высокомерие и злой путь и коварные уста я ненавижу»

Премудрость обращает призыв Свой решительно ко всем людям - к праведным и нечестивым, знатным и простолюдинам [Мидраш объясняет различие обращений в ст. 4 - «люди» или «мужи» (ишим) и - «сыны человеческие» (бене-адам) так: «если будете достойны и сохраните закон, то будете называться, подобно Аврааму, Исааку и Иакову - «мужами», ишим, а если нет, то - «сынами человеческими», бене - адам, подобно Адаму, который не сохранил Закона и потому был изгнан из рая» (Midr. s. 21)]; всех призывает, по руководству Божественной Премудрости, развивать свои умы и сердца (ст. 5), обогащая ум всякими полезными сведениями духовной и житейской мудрости (ср. I:4; Еккл I:13) и сообщая сердцу устойчивость в истинном добре (ср. Мф X:16). Вещает Премудрость нечто безмерно важное в жизни человеческой (ст. 6; ср. Мф VII:29), именно: чистую истину, подлинную правду, совершенную справедливость, все же противное тому Ей абсолютно чуждо: все эти наставления Премудрости, при всей своей высоте и глубине, однако вполне доступны разумению человека (ст. 7-9). Поэтому стяжание этих учений должно быть предметом больших вожделений и исканий человека, чем приобретение богатств и сокровищ (ст. 10-11, сн. III:14-15; Иов XXVIII:15-16; Прем VII:9). Сила совета и способность руководить мысль людей к достижению правильного решения в делах неизменно присущи Божественной Мудрости, основу же и самую сущность мудрости, сообщаемой Ею, составляет страх Божий и отвращение от зла (ст. 12-13, сн. I:7, IX:10).

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible