Но́вый Заве́т: Мф. Мк. Лк. Ин. Деян. Иак. 1Пет. 2Пет. 1Ин. 2Ин. 3Ин. Иуд. Рим. 1Кор. 2Кор. Гал. Еф. Флп. Кол. 1Фес. 2Фес. 1Тим. 2Тим. Тит. Флм. Евр. Откр.
Толкования на Книга Притчей Соломоновых 8:2
Она становится на возвышенных местах, при дороге, на распутиях;
Прочие
Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)
Ст. 1-3 Не премудрость ли взывает? и не разум ли возвышает голос свой? Она становится на возвышенных местах, при дороге, на распутиях; она взывает у ворот при входе в город, при входе в двери
Еще прежде, в начале книги гл. I, ст. 20-21 след., Премудрый вводил в речь свою проповедь Премудрости от собственного ее лица, а в III:19-20 упомянул об участии Премудрости в творении мира и промышлении. Теперь он делает то же значительно подробнее: почти целых две главы, VIII-IX, посвящены раскрытию учения самой Премудрости о себе самой, о достоинстве - Божеском или Божественной природе Премудрости, о миротворческой, миропромыслительной и мироспасающей деятельности, о высочайших свойствах и богатейших дарах ее, о значении для человечества и т. д. Священный писатель как бы намеренно в предыдущих главах (гл. IV-VII) сгруппировал и исчерпал все возможные виды и случаи соблазнов на пути благочестивой и мудрой жизни, чтобы здесь, в гл. VIII-IX, цельнее изобразить положительным образом истинную мудрость по учению самой же Ипостасной Премудрости. При этом, естественно, отсутствует всякое упоминание о том, что это учение дошло до Премудрого по преданию от предков (как в IV:3-4 и дал.). Даваемая чтением ст. 1 LXX и слав. форма обращения к слушателю: σύ τήν σοφίαν κηρύξεις, ίνα φρόνησις σοι υπακούση, сыне, премудрость проповеждь, да разум послушает тебе, менее удобоприемлема, чем по чтению евр. масор. Вульг. и русск.: проповедующею выступает сама Премудрость Божия. Подобно всем проповедникам вещаний Божиих - пророкам, апостолам, Премудрость проповедует во всех местах общественных собраний, равно вообще всюду, где только можно встретить слушателей: на возвышенностях, на дорогах, распутиях и перекрестках, при входе в город - у городских ворот, на улицах и при входе в дома (ст. 2-3). Как бы ни были шумны подобные народные собрания, но и среди сутолоки и шума празднословящих и спорящих людей, раздаются, подобно некоторому гимну, поучительные и назидательные речи из уст ревнителей и вестников Божественной мудрости.
Георгий Максимов, свящ.
«Не премудрость ли взывает? и не разум ли возвышает голос свой? Она становится на возвышенных местах, при дороге, на распутиях; она взывает у ворот при входе в город, при входе в двери» (Притч. 8:1–3).
Напомню, что под премудростью имеется в виду как просвещённый от Бога разум, который помогает человеку жить по воле Божией, так и второе Лицо Пресвятой Троицы. Согласно апостолу Павлу Премудрость – это одно из имён Христа (см.: 1Кор. 1:24). И в этой главе речь Премудрости понимается святыми отцами как речь Христа.
В первых стихах говорится о том, что речь премудрости адресована ко всем, и она доступна во всяком месте. Здесь имеется в виду призывающая благодать Божия, посредством которой Господь каждого человека, независимо от того, где он родился, побуждает искать Его, искать истину. А дальше уже от человека зависит, откликнется ли он на зов Божий, или нет.
Святитель Иоанн Златоуст говорит: «То, что премудрость становится на возвышенных местах, означает ясность и возвышенность ее учения». А что касается слов «при вратах» – в переводе семидесяти написано «при вратах сильных». По словам святого Иоанна Златоуста это означает то, что Премудрость делает духовно сильными.
И вот начинается прямая речь Премудрости, обращённая к людям: