Скрыть
Милость и суд буду петь; Тебе, Господи, буду петь.

Святые отцы

Прочие

Афанасий Великий, свт. (†373)

Псалом Давиду

Содержание: В этом псалме Давид описывает нам достигшего совершенства, жительствующего по Богу, научая нас, какое житие должны препровождать возжелавшие улучить небесное царство.

Ст. 1-2 Милость и суд воспою Тебе, Господи. Поскольку непрестанно имею в устах оказанные нам благодеяния, какие только знаю, то да будет дан суд, т. е. явлено правосудие; потому что Господь оправдал прю нашу с врагами нашими. Пою и разумею в пути непорочне. Пою песнь, говорит Давид. Яснее же сказать: не перестану песнословить, путь мой соблюдая непорочным и ожидая Твоего явления, Владыко; потому что надлежит нам приуготовить себя к Господнему пришествию. А дивный сей муж приобрел такую чистоту, что с дерзновением взывал Богу: когда приидеши ко мне? Как бы так говорит он: уготовал я для Тебя благолепный царственный пир, вожделеваю Твоего пришествия, Владыко, сгораю желанием видеть явление Твое, даруй мне желаемое. Прехождах в незлобии сердца моего посреде дому моего. Не позволял я превитать у меня ни одному неправедному помыслу, но, весь заключась в себе самом, в чистоте прехождах.

Толкование на псалмы

Иоанн Златоуст, свт. (†407)

Милость и суд воспою тебе, Господи

Весьма полезна и спасительна, возлюбленные, эта песнь, полагающая в начале своем милость и суд. Одно указывает на богатство божественного чело­веколюбия, а другое – на оказанное нам великое благодеяние. Именно, милость означает благоволение, дарованное людям по благодати, – потому что «слава в вышних Богу, и на земле мир, в человеках благоволение» (Лук.2:14), а суд – предопределенное свыше спасе­ние: «кого Он предопределил, тех и призвал, а кого призвал, тех и оправдал» (Римл.8:30). Благий Бог по милости и человеколюбию ре­шил спасти погибающих под грехом. Об этом пророк и возве­щает, научая нас воздавать посредством этой песни непрестанное благодарение Богу. «Милость и суд воспою Тебе, Господи!». Мог разу­меть он и другое, также в пророческом смысле и с помощью Духа Святого изображая будущее как настоящее. Именно, созерцая правед­ный суд Божий, совершенный над неверным народом иудейским, – так как иудеи не приняли проповеданного законом и пророками, то по справедливости были наказаны за свое неверие и лишены дарован­ного в законе обетования, – видя с другой стороны народ из языч­ников, спасаемый милостью, в силу послушания и веры в Господа, он и пророчествует об этом, приятным и сладким голосом ука­зывая всем благость Владыки, чтобы всякий из нас, имея на языке эту песнь и приятным голосом напевая сопровождающую ее мелодию, всегда имел в памяти Владычнее благодеяние. «Милость, – говорит, – и суд воспою тебе, Господи». Хорошо и нам, братие, постоянно упо­треблять эту песнь, чтобы в одно и то же время быть благодарными благодетелю нашему Богу, и жизнь свою исправлять, стараясь вполне воспользоваться милостью Его и судом. Творите, говорит, милостыню и суд посреди земли: «ибо Я милости хочу, а не жертвы» (Ос.6:6). А также: «так говорил тогда Господь Саваоф: производите суд справедливый и оказывайте милость и сострадание каждый брату своему» (Зах.7:9; Иер.9:24). Если так будем ходить и будем делать то, чего требует Господь, то будем и мы смело говорить слова песни: «милость и суд воспою Тебе, Господи!».

Беседы на псалмы. На псалом 100

Феодорит Кирский, блж. (†457)

«Псалом Давиду». В некоторых списках читается еще: «в четвертый субботы»; но ни в еврейском, ни у других толковников, ни у Седмидесяти не нашли мы сего прибавления. Содержание же псалом имеет следующее: царь Иосия до основания разрушил все идольские жертвенники, жрецов идольских умертвил, и народ научил прежнему благочестию, – и не о здравом только разумении догматов заботился, но прилагал попечение о преспеянии в добродетели, судя право, награждая праведность, помогая обиженным, наказывая делающих обиды, радея о пользе граждан. Сие издалека провидев, блаженный Давид написал псалом сей, изобразив в нем добродетель Иосии и представив всем людям черты совершенства.

«Милость и суд воспою Тебе Господи». Поелику чудный Иосия и к обиженным был милостив, и делающих обиды осуждал, то повествование об этом Пророк назвал хвалением милости и суда.

Максим Исповедник, прп. (†662)

Новоначальному в исполнении заповедей не следует руководствоваться одной только добротой, но, помня о божественных заповедях, [подвижнической] суровостью стяжать себе обилие [духовности], а благодаря этому не только пылко возлюбить Божественное, но и со страхом [Божиим] воздерживаться от зла. Ведь милость и суд воспою Тебе, Господи, дабы услаждаемый любовным томлением к Богу воспевал бы [Его], а приведенный в молчание страхом [Божиим] также имел смелость воспевать [Его].

Главы о богословии и домостроительстве воплощения Сына Божия

Григорий Палама, свт. (†1359)

Милость и суд воспою тебе, Господи

Итак, милосердие и долготерпение Божие предшествует Его Суду, ибо, Бог обладающий и охватывающий в Себе всякую добродетель, сущий справедливый и вместе милостивый, поскольку милосердие не сочетается с беспристрастной справедливостью суда, по написанному: «Да не пощадишь нищего на суде» (Исх.23:4), – справедливо распределил время и для того и для другого, установив настоящее время – как век милосердия, а будущее – как век воздаяния.

Омилия 4. На Евангелие о Втором Пришествии Христовом и о милосердии и благотворении

Иоанн Кронштадтский, прав. (†1909)

Милость и суд воспою тебе, Господи

Милость ежедневную, милость без конца и суд, растворенный милостию.

Дневник. Том II. 1857–1858

Евфимий Зигабен (†1118)

Милость и суд воспою Тебе, Господи.

Сделаю, говорит, милость и суд Твой, Господи, предметом песни и таким образом принесу ее Тебе самому, т. е. поя о милости и суде Твоем, потому что Ты милуешь в настоящей жизни и судишь в будущей. Или говорит о том, что и милость Твоя не без суда, и суд Твой не без милости, по словам Василия. А восхваляя сии свойства Божии, я буду и подражать им, милуя и вместе производя суд, по словам Евсевия, право.

Слова Григория Богослова: Заметим что совершенный муж говорит к праведному судии Христу, которому хотя и воспеваем милость, но вместе с нею должны воспевать и суд. Василия: Соединяет с судом милость, дабы строгость суда смягчить преизбытком милости. Ибо если, говорить, на беззаконие будешь взирать, то кто устоит? Благ Бог, но и праведен; а правда есть воздаяние по достоинству, как написано: благо твори, Господи, благим. А уклоняющихся в развращения отведет Господь с делающими беззаконие. Он милостив, но и Cyдия: ибо любит, говорит, милостыню и суд. Посему и теперь говорит псалмопевец: милость и суд воспою Тебе Господи. Итак, милостив и праведен Господь; посему мы не должны разуметь Его в половину и не брать в повод к нерадению человеколюбие. Евсевия: Твою милость и Твой суд воспою, излагая способ, по которому Тебе несвойственно прежде судить, а потом миловать, но сперва миловать, а потом судить, и производить приговор с человеколюбием и милостью. Кирилла: Знаю, говорит, что Ты милостивый и праведный судья, и то самое я воспою Тебе: ибо Бог и Отец помиловал нас во Христе, оправдав нас верою в Него и даровав нам прощение прежних преступлений и произнесши о нас праведный суд. Исихия: Желая сим псалмом исправить всю нашу жизнь, Он упоминает о суде по необходимости. Ибо, взирая на оный, око не допустит преткновения, но ограждает от них страхом к тамошним грозным мукам. Но поелику прежде суда поставляет милость, то милостив наш Судия, впрочем не тогда когда судит, а и ныне, доколе еще не производит суда; так что милость принадлежит нынешнему, а суд будущему времени. Воспевая cиe, мы когда согрешаем, не можем ни отчаиваться, ни вознерадеть.

Палладий (Пьянков), еп. (†1882)

Псалом Давиду.

«Давид в псалме сем, – говорит св. Афан., – описывает нам (человека), достигшего совершенства, жительствующего по Богу, научая нас, какое житие должны препровождать возжелавшие улучить небесное царство». По мнению бл. Феодорита, в этом псалме выражает свои мысли и чувства благочестивый Иудейский царь Иосия, истребитель идолопоклонства и жрецов идольских. Ст. Пс.100:8. Сн. 4Цар.22, 4Цар.23.

1. Милость и суд буду петь; Тебе, Господи.

Толкование на Псалмы

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

В псалме Давид рисует образ своего будущего правления, идеал своего царствования, с изображением мучительно тоскующего настроения, от ожидания «когда Ты, Господи, придешь ко мне?» (2 ст.) Содержание псалма согласуется с обстоятельствами перенесения Давидом Кивота Завета в Иерусалим. Известно, что гибель Озы, прикоснувшегося без должного благоговения к Ковчегу, опечалила Давида, не решавшегося далее везти его. Ковчег был поставлен в доме Аведдара. В гибели Озы Давид видел указание, что он не достоин милости Бога, что Господь не может сейчас придти в Иерусалим, вероятно, за какой-то нравственной нечистотой последнего. Поэтому Давид в псалме дает обет пред Богом позаботиться об очищении Иерусалима, чтобы сделать его местом, достойным для пребывания в нем всесвятейшего Существа.

Милость и суд воспою тебе, Господи:

Давид обещается воспевать Божественные милости, Его суд, т. е. ту правду, которая дана в Его законе. Так как все содержание псалма представляет раскрытие общих оснований будущей преобразовательной деятельности Давида, то выражение «милость и суд» будет значить: я, Господи, позабочусь об очищении и возвышении внутренней, нравственной стороны («милость») жизни Иерусалима, равно также и о просвещении народа в заповедях закона и о согласовании жизни их с указаниями Твоей воли. В менее логической, но не противоречащей связи со всем содержании псалма, будет и такое понимание: я буду знакомить и поучать народ в привязанности к Тебе раскрытием пред ним тех многочисленных благодеяний («милости»), которые Ты изливал на него за всю его жизнь, чтобы тем самым расположить его следовать Твоим заповедям («суд буду петь»).

Толковая Библия

Ириней (Орда), еп. (†1904)

Милость и суд воспою Тебе, Господи

Этот псалом и по надписанию в еврейском тексте принадлежит Давиду. Обыкновенно признают, что Давид написал его вскоре по вступлении на царство и хотел выразить в нем правила, которым он намерен был следовать в теократическом управлении, именно он будет а) всегда хвалить Бога в тех Его свойствах, в которых земной царь должен быть Его образом (милость и правду); б) лично быть справедливым; в) не терпеть в своем доме и государстве никакой неправды. Псалом этот будет совершенно ясен для нас, если мы признаем, что Давид написал его во время какого-то неизвестного нам, постигшего его бедствия (вскоре по вступлении его на престол и по перенесении ковчега на Сион; ср. ст. 8).

Милость нельзя здесь понимать (против библейского словоупотребления), как «милосердие людей друг к другу» и суд, как право, которое соблюдают и сохраняют люди; Давид хочет воспевать милость Божию, которая часто была оказываема Давиду и которая снова должна открыться в испрашиваемом избавлении от настоящего бедствия, а потом наказания суда Божия, которые должны открыться над теперешними его притеснителями.

Руководственное пособие к пониманию Псалтири

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible