Скрыть
Буду размышлять о пути непорочном: «когда ты придешь ко мне?» Буду ходить в непорочности моего сердца посреди дома моего.

Святые отцы

Прочие

Афанасий Великий, свт. (†373)

Псалом Давиду

Содержание: В этом псалме Давид описывает нам достигшего совершенства, жительствующего по Богу, научая нас, какое житие должны препровождать возжелавшие улучить небесное царство.

Ст. 1-2 Милость и суд воспою Тебе, Господи. Поскольку непрестанно имею в устах оказанные нам благодеяния, какие только знаю, то да будет дан суд, т. е. явлено правосудие; потому что Господь оправдал прю нашу с врагами нашими. Пою и разумею в пути непорочне. Пою песнь, говорит Давид. Яснее же сказать: не перестану песнословить, путь мой соблюдая непорочным и ожидая Твоего явления, Владыко; потому что надлежит нам приуготовить себя к Господнему пришествию. А дивный сей муж приобрел такую чистоту, что с дерзновением взывал Богу: когда приидеши ко мне? Как бы так говорит он: уготовал я для Тебя благолепный царственный пир, вожделеваю Твоего пришествия, Владыко, сгораю желанием видеть явление Твое, даруй мне желаемое. Прехождах в незлобии сердца моего посреде дому моего. Не позволял я превитать у меня ни одному неправедному помыслу, но, весь заключась в себе самом, в чистоте прехождах.

Толкование на псалмы

Иоанн Златоуст, свт. (†407)

пою и разумею в пути непорочне: когда приидеши ко мне? прехождах в незлобии сердца моего посреде дому моего

Видишь, после того как он исправил свою жизнь и прошел по всему пути правды, тогда, ничего порочного и нечистого не находя в своих путях и понимая всякое оправдание и суд и жизнь по за­кону, свидетельствуемую делами, тогда он воспевает эту песнь, с радостью рассказывая о своих делах.

Он воспевал с разумением, чистым сердцем, исчисляя свои дела. Приготовив, как написано, пути Господни и исправив стези Божии, он ожидал пришествия Владыки, призывая Его такими словами: «когда… придешь ко мне?» И как бы отвечая, говорил: я при­готовился принять тебя умом своим, изгладил неровности моего сердца, отбросил все острое, не оставив никакого препятствия для Твоего прихода. Я сделал гладким путь души моей, очистил чув­ствования моего сердца, сделал чистыми все мои помыслы. Я готов принять Тебя, когда Ты придешь. Но «когда… придешь ко мне?» Приходи беспрепятственно, Владыка Мой, Ты не найдешь во мне пути злобы. «Я ходил в незлобии сердца моего …среди дома моего«.

«Я ходил, – говорит он, – в незлобии сердца моего …среди дома моего». Прежде всего, велика и прекрасна добродетель незлобия, не одного только того, кто обладает ею, она украшает, но прости­рается и на ближних, как говорит Премудрый: «[Сын мой!] если ты мудр, то мудр для себя [и для ближних твоих]; и если буен, то один потерпишь» (Притч.9:12). Итак, прекрасно незло­бие, это подражание Владыке и уподобление Богу, потому что незлобив и свят Господь. Это незлобие есть охрана души, очищение мысли, спо­койствие нравов, умирение помыслов, ясность лица, кротость глаз, наставник дружбы, мать любви, спутник веры, совершенство правды: одним словом, корнем всякой добродетели и основанием всей благости является незлобие. Оно не знает самого смысла вражды, не ве­дает необузданности, гнева, не понимает действия злобы. И оно как царица превозносится над всеми добродетелями. Итак, прекрасно незлобие, причина стольких благ! С него-то и начинает Давид свою речь: «я ходил в незлобии сердца моего». И не просто сказал: «в незлобии», но: «в незлобии сердца моего», разумея, что у него не было – одно на языке, а на сердце – другое. Я не говорил устами мирное, в сердце разумея злое, но каков был языком, таков был и в сердце. «Я ходил в незлобии сердца моего …среди дома моего«. Здесь, возлюбленные, он разумеет не этот дом, дело рук человече­ских, сложенный из камня или дерева, созданный из грубого веще­ства, но разумный храм души, отражающий вовне внутренний неви­димый образ, созидаемый в разумной и духовной природе, ожи­вотворяемый божественным дуновением, содержащий душу и содер­жимый душой, вместилище благодатных даров самобытной силы. «Среди», этого-то дома «ходил». Срединой называет основание сердца потому, что оно занимает средину всего человеческого тела. Злыми путями представляются помышления и пожелания, как говорит и Спаситель: «из сердца исходят злые помыслы» (Мф.15:19), потому что от него исходит всякое движение человеческой природы. Это значит вот что. Произойдет ли беспокойство, сердце приходит в движение; случится ли тревога, сердце смущается; восстание ли вра­гов, поражается сердце; нападет ли страх, сердце трепещет, сообщая трепетание и ближайшим членам тела; то затихая, то опять схваты­ваясь, оно не позволяет успокоиться, но усиленным биением разно­сит беспокойство и волнение по всему телу, производит перемены и в цвете лица, и в наружности, и в состоянии духа, поражает блед­ностью лицо, затемняет зрение, причиняет трясение губ, расслабляет колена, и, связывая язык, все движущий, производит заикание, и вообще, можно сказать, делает человека диким и полумертвым; когда начинается война, оно рвется в битву, и не успокаивается, пока дело не дойдет до боя. Когда же все это кончается и завершается победой, тогда восстановляется обыкновенное движение сердца и – вслед затем – во всем теле водворяется спокойствие и довольство, смуще­ние сменяется радостью и все возвращается к прежнему состоянию, возобновляется порядок в отправлениях всех членов: опять просветляются глаза, успокаиваются губы, исправляется орган речи, лицо принимает обычное выражение, как будто какой искусный возница, овладевши вожжами, возвращает человека в прежнюю колею.

Впрочем, сказанное не относится к праведнику: его сердце не испытывает смущения или страха. Хотя бы ему угрожало нападе­ние врагов, он смело говорит: «если выстроится против меня полк, не убоится сердце мое; если восстанет на меня брань, на Него я уповаю» (Пс.26:3). Поэтому он и говорит: «ходил в незлобии сердца моего …среди дома моего», то есть: я наблюдал за собою, испытывал самого себя, чтобы какой-нибудь горький корень, возросши, не отра­вил и не осквернил чувствований моего сердца, но чтобы незлобие, пребывая во мне, способствовало мне в достижении всех добродетелей.

Беседы на псалмы. На псалом 100

Феодорит Кирский, блж. (†457)

«Пою и разумею в пути непорочне». А Симмах перевел так: буду воспевать, мысленно представлять путь непорочный; – тот путь непорочный и богоугодный, который увидел я по благодати Духа, изображу теперь с сладкопением.

«Когда приидеши ко мне?» Ибо сей чудный муж в такой мере приобрел чистоту, что с дерзновением взывал к Богу: «когда приидеши ко мне?» то есть, уготовал я Тебе благолепный царский чертог, вожделеваю Твоего пришествия, исполни же мое желание.

«Прехождах в незлобии сердца моего посреде дому моего». В простоте проводил я жизнь; не прибегал к двоедушию, и не иным показывал себя вне дома, противное тому делая в доме, но с видимым сходно было и сокровенное.

Максим Исповедник, прп. (†662)

Кто непорочно и неуклонно с благочестивым и правым ведением блюдет путь добродетелей, тот узрит благодаря бесстрастию пришествие Бога к нему. Ведь пою и разумею в пути непорочне, когда приидеиши ко мне. Ибо “песнь” здесь означает добродетельное делание, “разумение” — умозрительное ведение, соответствующее добродетелям. Сообразно этому ведению и воспринимает Божественное пришествие тот, кто, бодрствуя в добродетелях, ожидает Господа своего.

Главы о богословии и домостроительстве воплощения Сына Божия

Евфимий Зигабен (†1118)

Пою и разумею (что пою) в пути непорочне.

Совершая, говорит, путь жизни беспорочно и неукоризненно, таким образом я стану петь и разуметь, что пою: потому что кто поет, тот должен и разуметь что поет. Итак совершать путь, т. е. жить беспорочно составляет деятельную добродетель, а петь песни с разумением содержания их — созерцательную. Или пением выражает деятельную добродетель, а разумением созерцательную; и то и другое должно совершать с тою целью, чтобы приобресть путь, или образ жизни беспорочный и неукоризненный.

Кирилла: Стану, говорить, петь Тебе, Владыко, и прославлять непрестанно; буду иметь и разумение на пути непорочном, т. е. буду проходить с разумением и мудростью правый, неуклонный и непорочный путь; ибо, желая благоугодить Богу и иметь сердце наполненное мудрости, притом не земной и не мирской, но даруемой Христом, в Котором все сокровища премудрости и разума сокрыты, и который умудряет слепцов и подает всякое знание, мы должны быть весьма разумны.

Когда приидеши ко мне?

Когда, говорит, придешь Господи, ко мне, живущему беспорочно? Я и пою и понимаю, что пою, с тою целью чтобы удостоиться Твоего умственного пришествия, или когда Ты, Господи, придешь ко мне, пламенно желающему Твоего явления? Ибо Господь сказал: кто любит Меня, тот слово мое соблюдет; и Отец Мой возлюбит его, и Мы приидем к нему, и обитель у него сотворим (Иоан. 14,23).

Божест. Максима: Кто соблюл неповрежденным путь добродетелей, без уклонения в ту или другую сторону, с благочестивым и правым разумением, тот уразумеет бывающее при бесстрастии явление ему Бога. Ибо стану, говорить, пить и разуметь на пути непорочном: когда придешь ко мне? Ибо сей псалом изъясняет добродетельное действие, а разумение означает соединенное с познанием искусство в добродетели, по которому бдительно ожидающий Господа своего чувствует богоявление. Исихия: Блаженное дело ожидать пришествия Бога и таким образом непрестанно приготовляться ко входу Его к нам; и Он придет к нам тогда, когда мы соблюдем заповеди Его. Феодорита: Когда придешь ко мне? вместо того, чтоб сказать я устроил для Тебя благолепный царский дом (душевный); желаю Владыко Твоего пришествия, хощу Твоего явления; дай мне желаемое.

Прехождах в незлобии сердца моего посреде дому моего.

См. Толкование на Пс. 100:3

Сергий Терновский, прот. (†1868)

пою и разумею в пути непорочне: когда приидеши ко мне? прехождах в незлобии сердца моего посреде дому моего

Пою и разумею в пути непорочне. Не токмо буду воспевать Твою милость, но буду учиться жить непорочно, чтобы не словами только, а и жизнью прославлять Тебя. Ст. 7. Не исправляше пред очима моима - не получил одобрения и не успевал в своих намерениях.

Толкование особых изречений в церковной Псалтири, изложенное по руководству святых отцов Церкви

Палладий (Пьянков), еп. (†1882)

2.Буду размышлять о пути непорочном: «когда ты придешь ко мне?» Буду ходить в непорочности моего сердца посреди дома моего.

Пою, и разумею в пути непорочне. Симмах перевел так: «Буду воспевать, мысленно представлять путь непорочный», т.е. «тот путь непорочный и богоугодный, который увидел я по благодати Духа, изображу теперь с сладкопением» (Бл. Феод.). «Не престану песнословить, путь мой соблюдая непорочным и ожидая Твоего явления – когда приидеши ко мне? Как бы так говорил: уготовал я для Тебя благолепный царственный пир (по бл. Феод. – чертог), вожделеваю Твоего пришествия Владыка» (Св. Афан.). Прехождах о незлобии сердца моего, посреде дому моего. «В простоте проводил я жизнь, не прибегал к двоедушию и не иным показывал себя вне дома, делая противное тому в доме, но с видимым сходно было и сокровенное» (Бл. Феод.).

Толкование на Псалмы

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

пою и разумею в пути непорочне: когда приидеши ко мне? прехождах в незлобии сердца моего посреде дому моего.

«Буду размышлять о пути непорочном» - буду заботиться сделать свои поступки чистыми, чтобы узнать, когда я буду достоин принять Ковчег Завета («когда ты придешь ко мне?»). Буду заботиться (прошедшие времена вместо будущих) о пути непорочном не только в смысле зоркости по отношению к своим мыслям и чувствам, но и по отношению к своим поступкам как частного человека, так и правителя народа.

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible