Скрыть
ибо рабы Твои возлюбили и камни его, и о прахе его жалеют.

Святые отцы

Прочие

Афанасий Великий, свт. (†373)

Яко благоволиша раби Твои камение его, и персть его ущедрят. Каменем именует уверовавших во Христа по воскресении и соделавшихся, по слову Захарии, каменем святым (Зах. 9,16); рабами же называет святых Апостолов, при содействии которых спаслись уверовавшие во Христа; а под перстию разумеет людей, которые живут еще перстною жизнью и доныне не уверовали. Но Псалмопевец и их именует достойными щедрот; потому что останок сей блюдется до последнего дня. Ибо и сии спасутся чрез пророка Илию.

Толкование на псалмы

Иоанн Златоуст, свт. (†407)

Яко благоволиша раби твои камение его, и персть его ущедрят

«Ибо, подобно камням в венце, они воссияют на земле Его», сказано у пророков (Зах.9:16, ср. Пл. Иер.4:1). Да и Петр говорит: вы же все «сами, как живые камни, устрояйте из себя дом духовный, священство святое» (1Петр.2:5). Так называет он тех, которые принимают участие в создании Церкви Божией. Тесным единством и взаимным согласием, единомыслием и единогласием утверждаясь в одном разуме и одной вере, они созидают один храм в Боге. Вот к этим-то камням «рабы Твои возлюбили», конечно, пророки. Они, Духом Святым провидя будущее устроение во всей вселенной нового Сиона, одобрили камни, имеющие быть при­несенными для постройки от всех народов, приняли их с удо­вольствием. Что касается праха, то можно сказать, что «прахом» нашего духовного Сиона оказываются люди, действительно по земному живущие, но причисляющие себя к камням здания; тогда значит про­рок выражает сожаление о иудеях, еще и доныне считающих истинным свое земное богопочтение, и потому оправдывающих назва­ние земного праха. Они достойны сожаления и милости, говорит про­рок. Поэтому он и предсказывает, что рабы Божии пожалеют их, но что благоволить они будут к камням нового здания. Или же камнями считает пророк уверовавших во Христа после Его воскре­сения, а рабами – святых апостолов, чрез которых спаслись уве­ровавшие в Господа нашего Иисуса Христа.

Беседы на псалмы. На псалом 101

Феодорит Кирский, блж. (†457)

«Яко благоволиша раби Твои камение его: и персть его ущедрят». Весьма вожделен для нас Сион, даже соделавшийся крайне опустевшим, достолюбезны и разсыпанные камни, даже воспоминание о развалинах, составившихся по разрушении, возбуждает в нас жалость.

Евфимий Зигабен (†1118)

Яко благоволиша раби Твои камение (к самим камням) его, и персть его ущедряет (над перстию его умилосердятся).

Потому, говорит, что рабы Твои, Господи, апостолы приготовили камни для устроения ее, т. е. церкви, весьма крепкие и весьма способные к благочестию и добродетели, состав и соединение которых производит строение церкви. Притом и к самой персти церковной окажут милость и попечительность, т. е. к слабейшим в ней и провождающим жизнь более пристрастную к персти.

По словам Златоуста и Феодорита, эта речь от лица пленных иудеев. Превожделенен, говорит, для нас Сион, хотя он и опустошен. Достославны также и жалки камни и память о самых насыпях, произведенных разрушением, производит в нас сожаление. Другой прибавляет: И самая персть, т. е. живущие из народа в пристрастии к праху достойны, говорит, сожаления. Ибо остаток иудеев хранится на день последний, когда будет спасен посредством Илии.

Палладий (Пьянков), еп. (†1882)

15. ибо рабы Твои возлюбили и камни его, и о прахе его жалеют

Рабам Твоим даже камни Сиона приятны и о самом прахе его они жалеют. «Весьма вожделенен для нас Сион, даже соделавшийся крайне опустевшим, достолюбезны рассыпанные камни его, даже воспоминание о развалинах, составившихся по разрушении, возбуждает в нас жалость» (Бл. Феод.). Св. Афанасий разумеет под камением уверовавших в Христа (Зах.9:16), под рабами – св. Апостолов, под перстию – людей перстных, земных, еще неверующих; но и они достойны милости, ибо останок их блюдется до последнего дня и они в последние дни «спасутся чрез пророка Илию» (Св. Афан.).

Толкование на Псалмы

Ириней (Орда), еп. (†1904)

Яко благоволиша раби Твои камение его, и персть его ущедрят

Посему Он подымается, чтобы снова принять Сион под Свою милость; назначенное для сего время близко; наказание (плен) достигло уже предназначенной Богом цели, так как Израиль снова теперь всем сердцем привязан к Сиону; даже кучи развалин его составляют для него предмет почитания, и для него ничего нет тяжелее, как то, что город Божий лежит в мусоре. Ст. 15 представляет основание, что близко назначенное время, Израиль теперь способен принять милость Божию, смягчился, научился ценить счастие – быть народом Божиим, иметь священный город и в нем жилище Божие; один камень из развалин этого св. города для него теперь дороже дворца в Вавилоне. Благоволиша – полюбили. Ущедрят – пожалеют. Руководственное пособие к пониманию Псалтири.

Григорий Разумовский, прот. (†1967)

Ст. 13–15 Ты же, Господи, во век пребываеши, и память Твоя в род и род. Ты воскрес ущедриши Сиона: яко время ущедрити его, яко прииде время. Яко благоволиша раби Твои камение его, и персть его ущедрят

В этих стихах для того, чтобы перевести речь свою на открывающееся его пророческому предвидению и приближающееся Царство Мессии – Христа, пророк, по связи с предыдущим, противопоставляет кратковременности и ничтожности своего существа величие и всемогущество Существа Божия и говорит как бы так: говоря о себе, или о своем несчастном народе, что иное я мог сказать, как не то, что дни жизни моей проходят, как скоропроходящая тень, что и самая жизнь моя есть не что иное, как сухая трава, или иссохшее сено. Но когда мысль моя обращается к Тебе, Господи, тогда я не могу не видеть, что бытие Твое безначально и бесконечно (Ты во век пребывавши), и воспоминание о Тебе, вера в Тебя переходит из рода в род (память Твоя в род и род); так как с продолжением времен продолжится и род человеческий, который всегда будет воспоминать и славить чудные дела Твои. Не забыты у Тебя времена и сроки, предназначенные для будущих судеб Сиона, или Церкви Твоей Святой. Воскресла в памяти Твоей судьба разрушенного и как бы упраздненного Сиона, и настало время, назначенное по судьбам правды Твоей (Иер. 29:10) для восстановления Иерусалима и храма, и вот снова готов Ты явить милость Свою к нему, Ты опять ущедряешь его своими благодеяниями (Ты воскрес ущедриши Сиона: яко время ущедрити его); исполнилось время, назначенное Тобою для прекращения наказания иудейскому народу и для изъявления новых милостей ему. Слово воскрес здесь равнозначаще слову «убудися» (Дан. 9:14), т.е. Господь как бы пробудился от сна, чтобы изъявить щедроты Свои и помиловать народ Свой. Но предвидение пророка устремляется здесь еще далее: от видимого Сиона к невидимому, т.е. к новозаветной Церкви Христовой, а потому и выражения: Ты воскрес ущедриши Сиона: яко время ущедрити его, – будут значить здесь то, что Христос, по воскресении Своем из мертвых, ущедрил Церковь Свою, состоявшую из апостолов, и всех уверовавших их проповеди облагодетельствовал ее всеми милостями благодати Божией и даровал ей на все времена благодатную помощь Свою против врагов видимых и невидимых (Мф. 28:20), потому что наступило время этой помощи; Церковь Христова нуждается в этой благодатной помощи, так как все враги – и чувственные, и духовные – восстают против нее. Сначала наступило время ущедрити Сиона, т.е. оказать милости в деле восстановления разрушенного Иерусалима и храма, а потом (это и значит повторение слов: яко прииде время), по исполнении времен, настало время ущедрити, т.е. облагодетельствовать, и Новый Сион, или новозаветную Церковь. Любовь пленных иудеев к Иерусалиму и Сиону, о которых они с жалостию воспоминали, выражалась, по словам пророка, в том, что они, по праву раскаивающихся грешников, признавая себя рабами Божиими, возлюбили и камни разрушенного города (благоволиша раби Твои камение его) и о прахе его жалеют, желали бы облобызать прах разрушенного Храма (и персть его ущедрят). Не то же ли самое делают и нынешние паломники ко Святым местам Палестины и Иерусалима, принося с собою на память узелки с землей и камешками из священного города?

Объяснение священной книги псалмов

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible