Скрыть
Пройдет над ним ветер, и нет его, и место его уже не узнает его.

Святые отцы

Прочие

Иоанн Златоуст, свт. (†407)

Ст. 15-16 Человек, яко трава дние его, яко цвет селный, тако оцветет: яко дух пройде в нем, и не будет, и не познает ктому места своего

Мы нисколько не лучше травы и цветов, которые весной цветут, но скоро засыхают и погибают. Опять речь о наружном покрове человека: по веществен­ному составу, как прах, мы после краткого срока жизни уподобляемся засыхающей траве. Это согласуется и с словами пророка Исаии: «всякая плоть – трава, и вся красота ее – как цвет полевой» (Ис.40:6). «Восходит солнце, настает зной, и зноем иссушает траву, цвет ее опадает, исчезает красота вида ее» (Иак.1:11). С этим сравнивает и кажущееся благоденствие людей – богатство, славу, достоинство: все это подобно сену увядает. Симмах передал это место так: «потому что дух проходит через него, и потом – нет его». Духом называет душу, в присутствии которой тело живет и действует, а когда она отлетает, тело умирает и разлагается, так что совершенно утрачивает свои прежние отличи­тельные черты и тогда уже нет возможности отличить, что принад­лежало одному человеку и что другому. Несомненнейшим образом можно убедиться в этом, заглянув в могилу. Там все одинаково становится добычей тления и не сохраняет своих прежних свойств.

Беседы на псалмы. На псалом 102

Феодорит Кирский, блж. (†457)

«Яко дух пройде в нем, и не будет, и не познает ктому места своего». А Симмах перевел так: потому что дух пройдет им, и потом его нет. Духом же Пророк называет душу. Пока душа в теле, оно живет и действует; а как скоро душа отлетела, оно угасает и истлевает, так что не узнаешь прежних черт, не различишь, что это – тело одного, а это – тело другаго. И сие каждый в точности увидит, приникнув в гроб; потому что все одинаковым образом делается добычею тления, и не сохраняет прежних черт.

Евфимий Зигабен (†1118)

Яко дух пройде в нем, и не будет (не станет) и не познает ктому места своего.

Духом Давид называет здесь воздух. Поскольку каждое животное, дышащее воздухом, тленно, то и человек, как подобный ему, также тленен: потому что воздух входит и в человека чрез вдыхание и также выходит посредством выдыхания. Или, по словам Феодорита, под духом мы должны разуметь душу, которая проходит все тело и в назначенное время смерти исходит из тела, и человек не существует более в настоящей жизни по причине смерти. Человек не узнает также более места и жилища настоящей жизни; поскольку переходит в другое место и жилище. Притом и дух, т. е. душа, по разлучении ее с телом, не будет более существовать, т. е. обитать в теле, как существовала и обитала в нем прежде в настоящей жизни, и не узнает более места обитания своего, т. е. тела; потому что хотя при воскресении и получат души опять тела свои, но не получат таковыми, каковы были прежде, т. е. тленными и подлежащими бесчисленным изменениям. Итак, прилично сказано, что по причине отличия сего души, не узнают их.

Слова Феодорита: Духом называет душу, от присутствия которой тело живет и действует, а по отлетении ее теряет жизнь и погибает оно, так что не могут быть узнаны прежние его черты, и даже быть узнано то, что одно принадлежит такому то, а другое другому. И ты это можешь узнать вернее, когда проникнешь во гроб. Ибо все они равно делаются пищею тления и не сохраняют прежних свойств.

Палладий (Пьянков), еп. (†1882)

16. Пройдет над ним ветер, и нет его, и место его уже не узнает его.

Яко дух пройде в нем, и не будет и не познает ктому места своего. «Духом пророк называет душу, – говорит бл. Феодорит. – Пока душа в теле, она живет и действует; а как скоро душа отлетела, оно угасает и истлевает, так что не узнаешь прежних черт, не различишь, что это тело одного, а это – другого». Здесь другая мысль. Человек (ст. пс.102:15) подобен траве, полевому цветку. Но вот пронеслась над ним буря житейских бед, – и его не стало, он исчез с лица земли, как исчезает цветок от сильного ветра, и прежнее место его, жилище его не видит, не знает его. Так слаба и кратковременна земная жизнь человеческая!

Толкование на Псалмы

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Ст. 14-19 Яко той позна создание наше, помяну, яко персть есмы. Человек, яко трава дние его, яко цвет селный, тако оцветет: яко дух пройде в нем, и не будет, и не познает ктому места своего. Милость же Господня от века и до века на боящихся его, и правда его на сынех сынов, хранящих завет его и помнящих заповеди его творити я. Господь на небеси уготова престол свой, и Царство его всеми обладает.

Человек слаб и беспомощен по самой своей природе: его можно сравнить с однодневным цветком, к вечеру уже иссыхающим. Небольшое дуновение, ветер («пройдет ветер») - и он гибнет. Человек быстро бы погибал, если бы его не поддерживал Бог, милость Которого к человеку вечна и неизменна. Помощь от Него - несокрушимая поддержка, так как Он - Царь всего мира - Царь и над небом и над всем существующим на земле.

Ириней (Орда), еп. (†1904)

яко дух пройде в нем, и не будет, и не познает ктому места своего В нем, т.е. человеке. И не познает, – олицетворяется место (Иов. 7:10). Руководственное пособие к пониманию Псалтири.

Григорий Разумовский, прот. (†1967)

Ст. 15–16 Человек, яко трава дние его, яко цвет селный, тако оцветет: яко дух пройде в нем, и не будет, и не познает ктому места своего

Здесь новое сравнение жизни человеческой с травой, и это сравнение яснее выражено в переводе с еврейского такими словами: «Дни смертного – как трава; как цвет на поле, так он цветет. Пронесется над ним ветер, и нет его, и место его уже не узнает его». Так, по еврейскому тексту псалма, жизнь человеческая сравнивается с полевой травой и с цветком, которые дотоле красуются и цветут на поле, пока орудие (коса) не коснулось травы, или пока ветер не прошел по полевому цветку. Жизнь травы скоро проходит, скорее проходящего лета, а жизнь цветка полевого еще короче: она кончается с дуновением на него ветра (дух пройде в нем, и не будет). Так слово дух понимают и объясняют иудейские раввины. Но отцы Церкви, и вообще христианские толковники, под словом дух разумеют здесь душу человеческую. «Духом пророк называет душу, – говорит блж. Феодорит, – пока душа в теле, она живет и действует, а как скоро душа отлетела, оно угасает и истлевает, так что не узнаешь прежних черт, не различишь, что это тело одного, а это – другого» [6, с. 486]. И не будет, и не познает ктому места своего,– здесь проглядывает другая мысль: человек подобен траве, полевому цветку. Но вот пронеслась над ним буря житейских бед, и его не стало, он исчез с лица земли, как исчезает цветок от сильного ветра, и прежнее место его, жилище его, не видит, не знает его. Так кратковременна жизнь человеческая на земле!

Объяснение священной книги псалмов

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible