Скрыть
Благословите Господа, Ангелы Его, крепкие силою, исполняющие слово Его, повинуясь гласу слова Его;

Святые отцы

Прочие

Афанасий Великий, свт. (†373)

Благословите Господа вси Ангели Его. Учит этим, что народ, приступающий к вере, как посвящающий себя песнословию, будет в одинаковом достоинстве с Ангелами. Ибо, если служение Ангелов состоит в том, чтобы хвалить и прославлять Бога; а это же самое повелевается делать душе, то есть всегда славословить; то явно, что она сподобляется и того же достоинства. Ибо у кого занятие одно, у тех одинаково и достоинство.

Толкование на псалмы

Иоанн Златоуст, свт. (†407)

Благословите Господа, вси ангели Его, сильнии крепостию, творящии слово Его, услышати глас словес Его

Вполне справедливо призвал псалмопевец небесные силы к участию в песнопении. Конечно, человеческая природа не в силах достойно прославить Благодетеля: (это могут сделать только) бестелес­ные и святые существа, проводящие жизнь бесстрастную и способные выполнить божественные повеления. Мог и иное иметь в виду про­рок: что, говорит, касается тебя; о, душа, – ты бессильна по достоин­ству воспеть Бога, однако, насколько можешь, делай это. Но знай, что по достоинству благословляют Его только ангелы Его, сильные кре­постью, неуклонно исполняющие слово Его и достойные слышать го­лос Его и слова Его. И вот, если между людьми найдутся прово­дящие жизнь, равную ангельской, подобно сказавшему: «все могу в укрепляющем меня Иисусе Христе» (Флп.4:13), пусть они благословляют Его. Но никто из преступающих слово Его и ослушников гласа Его пусть не осмеливается безрассудно делать это.

Беседы на псалмы. На псалом 102

Феодорит Кирский, блж. (†457)

«Благословите Господа вси Ангели Его, сильнии крепостию, творящии слово Его», услышати глас словес его. Справедливо Пророк к общению в песнопении призвал и невидимыя Силы; потому что человеческая природа не в состоянии достойно воспеть Тебя Благодетеля, безплотныя же и святыя природы, имея жизнь свободную от страстей, имеют и достаточныя силы исполнять Божественныя заповеди.

Евфимий Зигабен (†1118)

Благословите Господа вcи ангели Его, сильнии крепостию, творящии слово Его, (как только) услышати глас словес Его

Поскольку Давид выше упомянул о престоле Божьем; то посему необходимо теперь говорить здесь об ангелах, предстоящих престолу Его и возбуждает их, как сослужителей благословлять и прославлять владыку всех, Бога, с радостью о том, что столь много благодетельствует человеческому роду. Говорит также, что ангелы сильны и благомощны; поскольку сила их не подлежит старости и тлению, почему и называются силами, как имеющие силу, и совершают повеления Святого Бога; ибо они исполняют слово или повеления Божии, как только услышат голос слов Его, который слышен для них.

Слова Евсевия: (Давид) ведет к одной цели и душу свою и небесные силы; ибо одно и тоже дело благословения предлагает и ей и им, научая и пришедший с верою народ, что кто занимается хвалением, тот получит одно достоинство с Ангелами, и будет стоять вместе с ними. Григория богослова вместе с Феодоритом: Силы твои, душа, слабы к достойному прославлению Бога. Но святые Ангелы, как имеющие жизнь свободную от страстей, крепкие силою как естественною и приобретенною и непрестанно творящие слова Его и достойные слышать голос Его, прилично славословят Его, если только и для них доступно все песнопение. Надобно заметить, что и ангелы слышат некоторые поучительные для них слова. Ибо и у них есть соответственная им речь, которою они передают друг другу повеления Божии; почему и Павел говорит: если и языками ангельскими буду говорить. Собственно Феодорита: Многоразличны чины небесные; но сие пророческое слово заключает все чины сии в двух наименованиях: называет их ангелами, как служащих божественным повелениям, и передающих слова Божии другим; и силами, как способных к исполнении повеления и получивших от Творца естественную силу. Дидима: Дух Святой, обитавший в Давиде, повелевает ангелам благословлять Бога, поскольку Он отличен от ангелов по существу. А если так, то как смеют некоторые дерзко причислять Его к чину ангелов, тогда как Он по всему отличен от них?

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Ст. 20-22 Благословите Господа, вси ангели его, сильнии крепостию, творящии слово его, услышати глас словес его. Благословите Господа, вся силы его, слуги его, творящии волю его. Благословите Господа, вся дела его на всяком месте владычества его: благослови, душе моя, Господа

Такого царя должны прославлять и ангелы, более человека «крепкие силою» в слушании и исполнении Его воли; они лучше человека знают Бога, так как через них, как ближайших своих слуг, Он проявляет свою силу в мире. «Крепкие силою», «воинства Его», «служители Его» - Ангелы Божии. Может быть, что разные наименовании их указывают на разные степени и виды их служения, на деление их на несколько чинов, представление о которых было не чуждо верованию евреев. Этого царя и должен восхвалять весь мир, все творение.

Изображение милостивого отношения Бога к человеку отличается здесь необыкновенной трогательностью.

Ириней (Орда), еп. (†1904)

Ст. 20-22 Благословите Господа, вси ангели Его, сильнии крепостию, творящии слово Его, услышати глас словес Его. Благословите Господа, вся силы Его, слуги Его, творящии волю Его. Благословите Господа, вся дела Его на всяком месте владычества Его: благослови, душе моя, Господа Такой Царь должен быть прославляем всеми ангелами, всеми тварями и в частности верующими (благослови душе моя). Сильнии крепостию – так называются ангелы, как могущественные исполнители Божественной воли. Силы Его – не звезды (воинство небесное), но, как показывает приложение, снова ангелы. Руководственное пособие к пониманию Псалтири.

Григорий Разумовский, прот. (†1967)

Ст. 19–21 Господь на небеси уготова престол Свой, и царство Его всеми обладает. Благословите Господа, вси ангели Его, сильнии крепостию, творящие слово Его, услышати глас словес Его. Благословите Господа, вся силы Его, слуги Его, творящии волю Его

Возбуждая душу свою к благоговейному прославлению и благодарению Господа Бога, пророк здесь (в ст. 19) указывает ей, куда она должна обращаться мыслию своею всякий раз, когда будет благословлять Господа. Он говорит как бы так: помни и не забывай, душа моя, что Господь Бог на небе поставил (уготова) престол Свой, и оттуда царственная сила и власть Его распространяются по всей вселенной (и царство Его всеми обладает), т.е. во власти Его состоят не только израильтяне и все народы земли, но и все ангелы и все воинства небесные. Св. Афанасий Александрийский к последним словам делает такое замечание: «Сказано – всеми обладает, а не царствует над всеми, потому что не все достойны Его царства. А потому Небесное Царство обетовал Спаситель преуспевающим в евангельской жизни, и державствует Господь над достойными» [3, с. 329]. Сказав о престоле Бога и о царственной власти Его над всем миром, пророк переходит к призыванию всех ангелов и всех сил небесных, как предстоящих у престола Божия и окружающих его, к тому же, к чему призывал и душу свою, т.е. к благословению и благодарению за все Его дарования, какие получили они от Бога как Творца своего. И не одних только низших чинов ангельских призывает пророк к прославлению Бога, но и «все силы Его, все воинства Его, служители Его, исполняющие волю Его» (по пер. с евр.). «Многоразличны, – говорит на сие блж. Феодорит, – чины небесные; но сие пророческое слово заключает все чины сии в двух наименованиях: называет их ангелами, как служащих божественным повелениям и передающих слова Божии другим; и силами, как способных к исполнению повеления и получивших от Творца соответственную силу» [6, с. 488]. Те же силы (ангелы) называются у пророка и слугами, или служителями, исполняющими волю Божию (в Вульгате: ministri), соответственно тому, как это изложено в книге св. Дионисия Ареопагита «О небесной иерархии».

Объяснение священной книги псалмов

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible