Скрыть
Он сотворил луну для указания времен, солнце знает свой запад.

Святые отцы

Прочие

Афанасий Великий, свт. (†373)

Сотворил есть луну во времена. Возвращается опять к Промыслу о небесном и говорит, что луна создана не для иного чего, как для счисления и различения месяцев и дней. Солнце позна запад свой. И оно повинуется Божию повелению.

Толкование на псалмы

Иоанн Златоуст, свт. (†407)

Сотворил есть луну во времена: солнце позна запад свой

Исчислив все земное, сказав и о сотворении невидимых существ, и о создании небес, псал­мопевец вспоминает о светилах, сотворенных в четвертый день, и говорит, что луна создана для того, чтобы быть наставницей лю­дей в определении времени. В самом деле, ее изменения способ­ствуют измерению времени: она определяет миру месяца, в столько-то дней возрастая и ущербляясь. Луной он называет иудейскую синагогу, которую положил (Господь) во времена закона и пророков, солнцем же – Христа. Так о нем и пророк Малахия сказал: «для вас, благоговеющие пред именем Моим, взойдет Солнце правды и исцеление в лучах Его, и вы выйдете и взыграете, как тельцы упитанные» (Мал.4:2). Он знал Свой закат. Он знал время, в которое должно было Ему принять страдания, так что, пока оно еще не наступило, Он говорил: «еще не пришел час Мой, прославиться Сыну Человеческому» (Ин.2:4, 12:23). «Солнце познало запад свой». Не будучи одушевленным, не обладая разумом, но, совершая путь своей по божественному определению, оно, являясь, производит день и, скрываясь, ночь, движется одним и тем же ходом и соблюдает в своем движении меру.

Беседы на псалмы. На псалом 103

Феодорит Кирский, блж. (†457)

«Сотворил есть луну во времена». Пророк перечислив все земное, указав на создание невидимых естеств, представив сотворение небес, делает упоминание и о светилах небесных, которыя приведены в бытие в четвертый день, и говорит, что луна создана для научения, как познавать время; потому что видоизменения ея служат к измерению времени: она определяет продолжение месяца, возрастая и убывая именно в число дней составляющих месяц.

«Солнце позна запад свой». Не потому что оно одушевлено, или одарено разумом, но потому что совершает течение по Божиему определению, и появляясь, производит день, а скрываясь – ночь, и всегда имеет тоже течение, и сохраняет туже меру.

Евфимий Зигабен (†1118)

Сотворил есть луну во времена.

Бог, говорит, создал луну для освещения во время ночи; потому тот же Давид в другом месте сказал: луну и звезды во власть ночи (Пс. 135,9).

Солнце позна запад свой.

Солнце, говорит, знает, когда садиться, и знает сие, не как одушевленное и разумное, но как не преступающее предела, положенного ему Богом, чтобы светило днем, и скрывалось ночью, но на подобие разумного, по словам Феодорита, знает повеление Божие. А глагол: позна. перенесен от словесных к бессловесным и бездушным. Он означает здесь: совершает восток и запад свой.

Златоуста: Луна, говорит, произведена не для чего другого, как только для счисления и различения месяцев и дней; ибо речение: во времена, означает сие. И в книге Бытия написано о светилах: да будут в знамения и во времена; в знамения, по словам Василия, дождя, засух и перемены ветров; во времена—в изменения времен, зимы, весны, лета и осени. Исихия: Под луною разумеет иудейскую синагогу, которую положил Бог до окончания времен закона и пророков; а под солнцем—Христа, Который познал запад свой; ибо Он знал время, в которое надлежало Ему пострадать, так что до наступления его Он говорил: еще не пришел час, а когда наступил в надлежащее время час, Он сказал: пришел час прославиться Сыну человеческому.

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Ст. 19-24 Сотворил есть луну во времена: солнце позна запад свой. Положил еси тму, и бысть нощь, в нейже пройдут вси зверие дубравнии, скимни рыкающии восхитити и взыскати от Бога пищу себе. Возсия солнце, и собрашася, и в ложах своих лягут. Изыдет человек на дело свое и на делание свое до вечера. Яко возвеличишася дела твоя, Господи: вся премудростию сотворил еси: исполнися земля твари твоея.

Днем и ночью воды и земли полны жизни и движения

Земля производит хлеб, вино и елей человеку; на ней же появляются и сады при долинах, и роскошные кедры на Ливане; там же селятся птицы, выше всех гнездо свивает аист; на горах же живут серны, а среди камней укрываются зайцы. Таким образом - всюду жизнь и движение.

Толковая Библия

Ириней (Орда), еп. (†1904)

Сотворил есть луну во времена: солнце позна запад свой

Подымаясь на высоты гор к небесному своду и от дел третьего дня мироздания переходя к делам четвертого дня, псалмопевец встречается с луною и солнцем; ими условливается различие дня и ночи; ночь – время для голодающих диких зверей, а день – для труждающихся людей. Солнце позна и проч. – своевременно восходит и заходит; ср. Быт. 1:14. Руководственное пособие к пониманию Псалтири.

Григорий Разумовский, прот. (†1967)

Ст. 19–21 Сотворил есть луну во времена: солнце позна запад свой. Положил еси тму, и бысть нощь, в нейже пройдут вси зверие дубравнии, скимни рыкающии восхитити и взыскати от Бога пищу себе

От рек и морей, от гор, лесов и деревьев лесных пророк обращается к прославлению Бога в светилах небесных и говорит, во-первых, что Господь Бог сотворил луну во времена, т.е. для различения и распределения времен. Луне указаны круги обращения ее суточного, месячного и годового, так что по этому обращению ее люди различают не только времена года: весну, лето, осень и зиму, но и ведут счисление дней, месяцев и годов и по сему счислению составляют вперед свои календари и ежегодники. Далее пророк говорит, что солнце, по воле Творца, знает (позна) запад свой, и этими словами показывает, что солнце, согласно древнему мировоззрению, имеет не только ежедневные кругообращения от востока на запад, но и постепенные годовые удаления и возвраты к земной орбите, посредством которых оно приносит с собою на землю лето, зиму, весну и осень. Присовокупив к сему слова: положил еси тму, и бысть нощь, в нейже пройдут вси зверие дубравнии, пророк говорит, что, по закате солнца и окончании дневного света, Господь положил быть тьме, и с нею вместе наступает ночь, во время коей «бродят все лесные звери; львы рыкают, ища добычи и требуя от Бога пищи себе» (по пер. с евр.). Сими словами выразил ту мысль, что Бог и о хищных зверях имеет попечение, назначив им ночное время для снискания пищи. Будучи от природы робки и боязливы и зная, что люди днем выходят на охоту и добычу зверей, они во время дня не выходят из своих логовищ, но ждут ночной поры и тогда с рыканием ищут и добывают себе пищу. Здесь должно заметить, что звери дубравные и скимны, т.е. молодые львы, рыщут по полям и лесам, чтобы истребовать от Бога пищу себе, потому что им, как неимеющим разума и рук, дозволено хищническим способом добывать пищу, но людям, как существам разумным, имеющим возможность приобретать пищу и средства к жизни другими, разумными способами, хищнические способы, как-то: кража, ложь или обман, грабительство и разбой и проч., воспрещены от Бога и строго наказываются.

Объяснение священной книги псалмов

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible