Скрыть
И призвал голод на землю; всякий стебель хлебный истребил.

Святые отцы

Прочие

Афанасий Великий, свт. (†373)

И призва глад на землю. По домостроительству допустил, чтобы настал голод и по причине его пришедши в Египет и размножившись, приняли в обладание обетованную землю. Всякое утвержение хлебное сотры. По действию гнева Божия в голодные времена обыкновенно бывает, что люди, вкушающие хлеб, не укрепляются.

Толкование на псалмы

Иоанн Златоуст, свт. (†407)

И призва глад на землю: всяко утверждение хлебное сотры

Грех влечет за собой наказание; наказание обличает зверо­нравную жизнь; а обличение производит перемену жизни. Итак, по­слал Бог голод за беззаконную жизнь тогдашних людей. Но в тоже время в этом самом выразилась заботливость Его о своих слугах. Бог произвел голод в целях домостроительства, чтобы, переселившись из-за него (в Египет) и (там) умножившись, они потом получили во владение землю обетования. «Всякий стебель хлебный истребил», т.е. во всем, что служит для питания, произвел Он недостаток, не только в пшенице, но и в ячмене, и бобах, и про­чем, чем только живут люди. Так обыкновенно и бывает по гневу Божию во время голода, чтобы людям нечем было поддерживать свою жизнь.

Беседы на псалмы. На псалом 104

Феодорит Кирский, блж. (†457)

«И призва глад на землю». Грех влечет за собою наказание; наказание обличает зверскую жизнь, обличение же производит перемену в жизни. Посему Бог наслал голод по причине беззаконной жизни людей того времени; впрочем и при этом прилагал попечение о рабах Своих.

«Всяко утверждение хлебное сотры,» то есть, соделал редким, что может питать, не только пшеницу, но и ячмень, и овощи, и все прочее, чем поддерживают жизнь люди.

Евфимий Зигабен (†1118)

И призва глад на землю: всякое утверждение хлебное (укрепляющий хлеб) сотры (истребил).

Бог, говорит, призвал, т. е. послал голод на землю ханаанскую, где обитал Иаков с сынами своими, чтобы видом голода искусно приготовить Иакова к отшествию в Египет, когда семь лет изобилия уступили место семи другим летам бедствия и голода и Бог истребил всю крепость от пищи и всю твердость, которую может доставлять сердцу человека хлеб.

Слова Златословесного: Ибо хотя голод был возмездие за грехи; но Бог, как милостивый, обратил и сей удар в благодеяние. Феодорита: Всякий укрепляющий хлеб, т. е. все могущее пропитать, сделал скудным, как-то: не только пшеницу, но и ячмень и бобы и все прочее, чем люди поддерживают свою жизнь. Опять Златоуста: В сем то особенно видна изобретательность Божия, что Он и чрез противное благотворит. Итак, Он послал голод. Ибо чтобы не считали события сего следствием природы, Он предсказал голод и присовокупил причину. Какая же это была причина? Та, чтобы все жители всех стран узнали могущество Божие. Афанасий прилагает и следующее удивительное: во времена голода, по гневу Божию, обыкновенно бывает и то, что люди, хотя и едят, не укрепляются, так что хотя бы и был хлеб, он не укрепляет насыщающихся им.

Палладий (Пьянков), еп. (†1882)

16. И призвал голод на землю; всякий стебель хлебный истребил.

Всяко утвержение хлебное сотры.  Т.е. «сделал редким, что может питать не только пшеницу, но и ячмень и овощи, и все прочее, чем поддерживают жизнь люди», – всяко утвержение (Бл. Феод.). Св. Афанасий замечает, что «по действию гнева Божия, в голодные времена обыкновенно бывает, что люди, вкушающие хлеб, не укрепляются».

Толкование на Псалмы

Ириней (Орда), еп. (†1904)

И призва глад на землю: всяко утверждение хлебное сотры

Чтобы семя Авраама под охранительным влиянием Египта возросло в великий самостоятельный народ, Он привел его в Египет, где Он уже чрез Иосифа, который приобрел величайшее влияние в египетских делах, приготовил для целей исполнения обетования весьма благоприятную почву. Утверждение хлебное – так как хлеб составляет важнейшее питательное вещество для людей, главная опора телесной жизни; Пс. 103:14.

Руководственное пособие к пониманию Псалтири

Григорий Разумовский, прот. (†1967)

Ст. 16–19 И призва глад на землю: всяко утверждение хлебное сотры. Посла пред ними человека: в раба продан бысть Иосиф. Смириша во оковах нозе его, железо пройде душа его, Дóндеже прииде слово его: слово Господне разжже его

Прежде, чем исполнилось обещание Господне, данное праотцам израильского народа, о предоставлении в их владение земли Ханаанской, Господь Бог подверг их тяжким испытаниям. Испытания эти коснулись отчасти Авраама и сына его Исаака, а главным образом обрушились они на семейство патриарха Иакова и продолжались в его ближайшем потомстве. Прежде всего Иакова постигло то несчастие, что он, по вероломству сыновей своих, лишился и горько оплакивал любимого сына своего Иосифа, которого братья из зависти продали в рабство (в раба продан бысть Иосиф). Вскоре за тем, по воле Божией, открылся повсеместный голод (и призва Господь глад на землю), заставивший Иакова со всем семейством переселиться в Египет. Голод был настолько силен, что весь хлеб, подкрепляющий человека, истребил (всяко утверждение хлебное сотры) и настолько был продолжителен, что в течение последних пяти лет его не было ни орания, ни сеяния, ни жатвы (Быт. 45:6). В течение всего семилетнего голода сыновья Иакова, по распоряжению отца своего, два раза ездили в Египет для покупки хлеба. Покупка эта производилась непосредственно чрез брата их Иосифа, из раба превратившегося, также по воле Божией, в главного властелина и распорядителя в египетской стране. Но прежде, чем Господь Бог возвысил Иосифа (о чем сказано ниже), ему пришлось много испытать бедствий и страданий, сначала как раба в доме знатного господина, а потом и как темничного узника, заключенного, по клевете преступной жены того господина, в темницу, где «оковами стеснили ноги его, железом стягчена была душа его» (по пер. с евр.). А что всего ужаснее, честнейшая и прекраснейшая душа сего молодого человека страдала от жгучего чувства при сознании тяжкой казни без вины (железо пройде душа его). И эти незаслуженные и тяжкие скорби и страдания Иосифа продолжались до тех пор, пока Господь не одарил его Своим словом (дондеже прииде слово Его) – словом мудрого снотолкователя. Слово Господне разжже его, т.е. не сам собою узнал он тайну снов фараоновых, а божественною мудростию и словом Господним, которое умудрило и воодушевило его. Слову Божию понятие горения приписывается и в других местах Священного Писания (напр., Лк. 24:32; Пс. 38:4).

Объяснение священной книги псалмов

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible