Скрыть
И прогневали Бога у вод Меривы, и Моисей потерпел за них,

Святые отцы

Прочие

Афанасий Великий, свт. (†373)

Аллилуия

Содержание: В этом псалме перечисляет грехи народа первого, показывая, за что отвержены израильтяне. Грехи же их суть следующие: во-первых: преогорчиша Бога восходяще в Чермное море (Пс. 105:7), сказав: за еже не быти гробом во Египта, извел нас здесь погубить (Исх. 14,11); во-вторых: искусиша Бога в пустыни (Пс. 105:14); в-третьих: прогневаша Моисея в стану (Пс. 105:16); в-четвертых: сотвориша тельца в Хориве (Пс. 105:19); в-пятых: уничижиша землю желанную (Пс. 105:24); в-шестых: причастишася Веелфегору (Пс. 105:28); в-седьмых: прогневаша Его на воде пререкания (Пс. 105:32); в-восьмых: не потребиша языки, яже рече Господь им, но даже стали покланяться идолам и детей своих приносить в жертву (Пс. 105:34).

Ст. 1, 3-4 Исповедайтеся Господеви, яко благ… Блажени хранящии суд, и проч. Ибо те одни достойны глаголать силы Господни, которые исполняют, что определено Богом в Писаниях, поступая во всем с рассуждением и по разуму, имея всегда пред очами суд Божий. Таковые естественным образом суть творцы правды, на самом деле исполняющие, что справедливо. Помяни нас, Господи, в благоволении людей Твоих. Здесь вводится уже лицо иудеев, которые молятся, чтобы им причаститься спасения, дарованного язычникам.

Толкование на псалмы

Иоанн Златоуст, свт. (†407)

Ст. 32-33 И прогневаша Его на воде пререкания, и озлоблен бысть Моисей их ради: яко преогорчиша дух его и разнствова устнама своима

Это седьмой грех народа еврейского, в который вовлечен был и Моисей. Приступив к нему, когда он сетовал о сестре своей, они с большим шумом требовали от него удовлетворения своей нужды. А он, подавленный скорбью и видя их необузданность, объятый гневом и негодованием, исполнял божественное повеле­ние без обычного спокойствия: с некоторым сомнением ударил по скале и извел воду. На это и указывает выражение: «и он погрешил устами своими», т.е. не без колебания говорил с народом. «И сказал он им: послушайте, непокорные, разве нам из этой скалы извести для вас воду?» (Числ.20:10) За это, без сомнения, вознегодовав на него, Бог всяческих не допустил его ввести народ в обетованную отцам землю, но повелел ему окончить жизнь в пустыне, а обещание свое исполнил чрез Иисуса Навина. Моисей, конечно, считал это для себя наказанием, но Господь всяческих устроил это с иной целью. Прежде всего, не дал Он Моисею довести до конца исполнение обетования, чтобы иудеи, безумие которых Он знал, не сочли своего вождя Богом. В самом деле, если изображение тельца они обоготворили, то какого почитания не воздали бы они соверши­телю стольких чудес? С этою же, конечно, целью Бог устроил и то, что могила его осталась неизвестной. А сверх того, тем, что случилось с самим законодателем, Господь хотел показать временное значение того законодательства, потому что если сам законодатель не достиг обетованной земли, то отсюда легко было понять, что и сами они не будут долго наслаждаться ее обла­данием. Изобразив, таким образом, события, совершившиеся в пу­стыне, псалом обличает затем и те беззакония, какие они совер­шили в земле обетования.

Беседы на псалмы. На псалом 105


Что значит: «из-за них»? Не по собственному расположению показал он неверие, а был разгневан противо­речием народа, и потому уже не имел тогда чистого суждения, но был как бы в смущении.

Беседа на слова: какой властью Ты это делаешь?

Феодорит Кирский, блж. (†457)

«И прогневаша Его на воде пререкания, и озлоблен бысть Моисей их ради»: «Яко преогорчиша дух его, и разнствова устнама своима». Ибо, приступив к Моисею, который оплакивал сестру, с великим безчинием просили удовлетворить их нужде; а он, изнемогая духом и видя их невоздержание, объятый и гневом и скорбию, не с обычным ему послушанием исполнил Божие повеление, но, выразив в словах некое сомнение, ударил в камень, и извел воду. Это и значит сказанное: «разнствова устнами своима», то есть, сказал не без сомнения. Ибо сказано: «рече к ним Моисей: еда из камене сего изведу вам воду» (Чис.20:10)? За сие-то, конечно, прогневавшись Бог всяческих, не дал ему земли обетованной отцам, но повелел ему приять конец жизни, а обетование исполнил чрез Иисуса Навина. Но Правитель всяческих, хотя, повидимому, обратил это в наказание Моисею, однако же при совершении сего имел в виду и нечто другое. Во-первых, зная неразумие Иудеев, не допустил в исполнение придти всему обетованию Моисеем, чтобы не почли его Богом; потому что обоготворившие изображение тельца, какого чествования не воздали бы бывшему служителем стольких чудес? Потому-то и гроб его соделал Бог сокровенным. Сверх же сего, что было с законодателем, тем самым угодно было Богу показать временность закона. Ибо, если законодатель не насладился обладанием обетованной земли, то легко было уразуметь из сего, что и они не долго будут пользоваться сим о них промышлением. Так, описав, что было в пустыне, Пророк обличает преступление, совершенное Иудеями в земле обетования.

Евфимий Зигабен (†1118)

Ст. 32-33 И прогневаша Его на воде пререкания, и озлоблен бысть Моисей их ради. Яко преогорчиша дух его, и разнствова (раздвоился) устнами своима.

Евреи, говорит, прогневали Бога в пустыни Кадис. Поскольку народ там возжадал и, жалуясь, роптал, или пререкал; то посему и та вода, которая истекла из камня, названа водою пререкания. Моисей же зло потерпел по причине евреев, потому что ему повелено было от Бога взять жезл свой, и, собрав весь народ, сказать находившемуся там насупротив его камню, чтоб он источил воду; а он взял свой жезл, и, собрав народ, сказал ему: слушайте меня вы, упорные! Разве известь мне для вас из камня сего воду? (Числ. 20,10). После сего ударил жезлом своим в камень дважды, и потекло много воды. Итак, поскольку он не сказал камню, как повелел ему Бог, во славу Божию, но говорил народу с негодованием и небрежно: то посему зло потерпел от Бога, Который и сказал Аарону и Моисею: поскольку вы не веровали в Меня, чтоб освятить (чтить) Меня, т. е. чтобы прославить Меня пред сынами Израиля, то посему не введете собрания сего в землю обетованную, данную им Мною. А причина, почему Моисей говорил так, была та, что израильтяне пред сим огорчили душу его своим ропотом против него и злословием: ибо чрез сие он пал в небрежность, т. е. мало позаботился о данном ему Богом повелении. А раздвоился в устах своих значит то, что Моисей выразился двусмысленно, или сомнительно, не веруя, что вода имела истечь из камня непременно; даже думаю, что он предполагал, что камень не источит воды за то, что евреи часто оказывались неблагодарными пред Богом, столько благодетельствовавшим им.

Слова Златословесного: По сей-то причине и Моисей, оплакивая свою участь, говорил Израильтянам: и Господь Бог прогневался на меня за ваши слова и поклялся, что я не перейду Иордана сего, и не войду в ту землю, которую Господь Бог твой даст тебе в наследие (Вт. 4,21); также: и презрел Господь меня по причине вас, и не послушал меня, и сказал Господь мне: довольно для тебя; не смей Мне говорить более подобных слов (Вт. 3,26). Он как бы так говорил: бодрствуйте и будьте разумны. Ибо если меня законодателя не пощадил за грех сей, то подумайте, какому подвергнетесь наказанию вы, если пребудете в злых навыках. Из сего видно, что если, кто и великое преступление сделал, но учинил его тайно и никого не соблазнил, меньшее понесет наказание, нежели тот, кто согрешил меньше, но открыто и соблазнил многих. И великий Василий, удивляясь сему говорит: я когда вижу, что великий угодник Божий Моисей не за что либо другое, как только за то, что при воде пререкания сказал роптавшему на недостаток воды народу: разве из сего камня изведу вам воду? за одно только сие тотчас получил угрозу, что он не войдет в землю обетованную, которая была тогда главнейшим из обетований, данных тогда иудеям,—когда вижу, что он просит и не получает прощения: то по истине заключаю о строгости Божией вместе с Апостолом; по истине убеждаюсь в верности сказанного: если праведник едва спасается, что же будет с нечестивцем и грешником? Итак, хотя по-видимому (сказал Феодорит) Промыслитель всего миpa положил Моисею кончину вне святой земли в наказание; но чрез сие действие он устроил на пользу нечто другое, и во 1-х, зная безрассудность иудеев, он не позволил, чтобы все обещание было исполнено чрез него, чтобы не сочли его за Бога. По сей-то причине Бог сделал и то, чтобы гроб его был неизвестен. Сверх того Он сим поступком с законодателем хотел показать и временность законодательства. Слова божест.Кирилла: В другом смысле мы под Моисеем разумеем закон, под Аароном священство, а под Мариамью представляем лице, служащее божественному закону. Итак, ни закон, ни подзаконное священство, ни образное богослужение не может ввести нас в достояние святых и в истиннейшую землю обетования. Ибо мы не можем угодить Богу посредством кровей. Напротив того мы войдем в вышний град и наследуем жребий отцов под руководством Христа, как иудеи под руководством Иисуса Навина.

Палладий (Пьянков), еп. (†1882)

32. И прогневали Бога у вод Меривы, и Моисей потерпел за них,

И прогневаша Его на воде пререкания, т.е. Евреи прогневали у вод Меривы. Так названо место, где Евреи роптали на отсутствие воды, и где Моисей потерпел за них гнев Божий. См. след. ст. Пс.105:33.

Толкование на Псалмы

Ириней (Орда), еп. (†1904)

И прогневаша Его на воде пререкания, и озлоблен бысть Моисей их ради

Своим неверием при Мериве они на мгновение и в Моисее поколебали веру в помощь Божию, за что он был тяжко наказан. Озлоблен бысть, так как он за свое сомнение не мог войти в св. землю.

Руководственное пособие к пониманию Псалтири

Григорий Разумовский, прот. (†1967)

Ст. 32–33 И прогневаша его на воде пререкания, и озлоблен бысть Моисей их ради: яко преогорчиша дух его и разнствова устнама своима

Водою пререкания названа здесь та вода, которую Моисей, по повелению Божию, ударом жезла вывел из камня в пустыне Син, близ Кадиса. Несмотря на известную и засвидетельствованную кротость (Числ. 12:3) Моисея, евреи постоянным недовольством и ропотом так возмутили дух его, что он не вполне, или не в надлежащей точности, исполнил волю Божию. Дело происходило так. В пустыне Син, когда евреи заметили недостаток воды, то подняли новый ропот на Моисея и Аарона, которые, видя это, пошли к скинии свидения и пали на лица свои, и явилась им слава Господня. И сказал Господь Моисею: «Возьми жезл и собери общество, ты и Аарон брат твой, и скажите в глазах их скале, и она даст из себя воду: и так ты изведешь им воду из скалы и напоишь общество и скот его». И взял Моисей жезл от лица Господа, как Он повелел ему. И собрали Моисей и Аарон народ к скале, и сказал он им: «Послушайте, непокорные, разве нам из этой скалы известь для вас воду?» И поднял Моисей руку свою и ударил в скалу жезлом своим дважды, и потекло много воды, и пило общество и скот его. И сказал Господь Моисею и Аарону: «За то, что вы не поверили Мне, чтобы явить святость Мою пред очами сынов Израилевых, не введете вы народа сего в землю, которую Я даю ему». Это «вода Меривы», у которой вошли в распрю сыны Израилевы с Господом. Из сего священного сказания (Числ. 20:1–13) видно, как «прогневали» израильтяне «Господа Бога у вод Меривы, и Моисей пострадал за них; ибо они огорчили дух его, и он погрешил устами своими (и разнствова устнама своима)» (по пер. с евр.). Раздраженный Моисей, во-первых, не теми словами выразил пред народом волю Божию, как было повелено ему, а во-вторых, ударил жезлом по скале не один раз, а дважды, и за это оба они с Аароном услышали, в наказание от Господа, определение Божие о том, что не они введут народ в обетованную землю.

Объяснение священной книги псалмов

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible