Скрыть
проливали кровь невинную, кровь сыновей своих и дочерей своих, которых приносили в жертву идолам Ханаанским, – и осквернилась земля кровью;

Святые отцы

Прочие

Иоанн Златоуст, свт. (†407)

Ст. 37-39 И пожроша сыны своя и дщери своя бесовом, и пролияша кровь неповинную, кровь сынов своих и дщерей, яже пожроша истуканным Ханаанским: и убиена бысть земля их кровьми и осквернися в делех их: и соблудиша в начинаниих своих

К концу оставил пророк самое крайнее нечестие. В самом деле, что может быть выше этого нечестия – осквернять землю кровью своих сыновей и дочерей и приносить их в жертву кровожадным демонам? Богу даже закон­ного не воздавали, а для идолов закалывали своих детей! «И блудодействовали они поступками своими». Блудом здесь называет не одно невоз­держание, но служение идолам; так как, будучи обручены Богу, они были привязаны к тем, то их ложное богопочтение по справедли­вости назвал блудом.

Беседы на псалмы. На псалом 105

Феодорит Кирский, блж. (†457)

Ст. 38-39 «И пролияша кровь неповинную, кровь сынов своих и дщерей, яже пожроша истуканным ханаанским». И убиена бысть земля их кровми». «И осквернися в делех их». Крайний верх нечестия показали они в себе. Ибо не высшая ли степень злочестия – осквернять землю кровями сыновей и дочерей, и приносить их в жертву кровожадным демонам? Богу не приносили они и узаконеннаго, а идолам закалали и детей.

«И соблудиша в начинаниих своих». Блудом называет здесь Пророк не только непотребство, но и служение идолам. Поелику, вступив в союз с Богом, возлюбили служение идолам; то суеверное сие чествование справедливо назвал блудом.

Григорий Разумовский, прот. (†1967)

Ст. 34–39 Не потребиша языки, яже рече Господь им. И смесишася во языцех и навыкоша делом их: и поработаша истуканным их, и бысть им в соблазн. И пожроша сыны своя и дщери своя бесовом, и пролияша кровь неповинную, кровь сынов своих и дщерей, яже пожроша истуканным ханаанским: и убиена бысть земля их кровьми, и осквернися в делех их: и соблудиша в начинаниих своих

По указанию Божию, Моисей поставил своим преемником Иисуса Навина и объявил израильтянам Божие повеление, чтобы они, когда войдут в землю Ханаанскую, изгнали из нее всех ее жителей, «истребили идолов, разорили святилища их на высотах», разделили землю по жребию на уделы по племенам и, поселившись там, не вступали ни в брачные союзы, ни в мирные сношения с хананеянами. Пока живы были старейшины, свидетели чудес, совершенных Моисеем и Иисусом Навином, израильтяне строго исполняли Закон Божий: с хананеями в союз не вступали и между собою жили в согласии. Когда же умерли те старейшины, и выросло новое поколение, тогда скоро забыты были завещания Моисея и Иисуса Навина: народы, которых приказано было истребить или изгнать, не только не истреблены (не потребиша языки, яже рече им Господь), но напротив, израильтяне дозволили жить им в пределах земли обетованной, сблизились и сроднились с ними (смесишася во языцех), вступали в брачные с ними союзы и навыкоша делом их, т.е. переняли из языческие обычаи; мало того, многие израильтяне участвовали в идольском богослужении язычников (и поработаша истуканным их), чем приводили в соблазн всех других (и бысть им в соблазн все то идолослужение). Войдя в родственные отношения с жителями Ханаанской земли, израильтяне служили истуканам их, которые сделались для них сетью, или, что то же, – соблазном. Языческое идолослужение довело их до того, что многие из них «приносили сыновей своих и дочерей своих в жертву бесам; проливали кровь невинную, кровь сыновей своих и дочерей своих, которых приносили в жертву идолам ханаанским» (по пер. с евр.), – и все те, которые приносили в жертву идолам ханаанским (ст. 38) своих сыновей и дочерей, в собственном смысле приносили в жертву бесам; потому что «вси бози язык бесове» (Пс. 95:5), и осквернена земля убийствами, кровьми, т.е. земля потерпела убийственное насилие от проливаемой невинной крови. Продолжая свое обвинение новых поселенцев Ханаанской земли, пророк говорит, что они оказались не лучшими прежних обитателей этой земли: осквернили себя делами своими, блудодеяние обнаруживали поступками своими. «Блудом здесь, – говорит блж. Феодорит, – пророк называет не только непотребство, но и служение идолам» (6, с. 514]. Как здесь, так и в других местах Писания служение идолам языческих народов пророки вообще называют блудодеянием, дерзостию пред Богом, чтобы показать, что духовная чистота состоит в служении единому истинному Богу.

Объяснение священной книги псалмов

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible