Скрыть
Но воззвали к Господу в скорби своей, и Он спас их от бедствий их;

Святые отцы

Прочие

Григорий Нисский, свт. (†394)

Ст. 17-19 Восприят я от пути беззакония их: беззаконий бо ради своих смиришася. Всякаго брашна возгнушася душа их, и приближишася до врат смертных. И воззваша ко Господу, внегда скорбети им, и от нужд их спасе я

Пророк и иначе еще изображает в слове бедственное состояние человечества; выражает же ту мысль, что беззаконие есть смирение. И говорит это прекрасно; потому что с таковым понятием согласуется одно место у другого Пророка, который говорит о беззаконии, что сидит оно на талант свинца, (Зах. 5:7–8), показывая тем, что порок есть что-то тяжелое и стремится в низ, а что, по подобию Божию, на высоте, то увлекает в свою бездну; ибо сказано: «беззаконии бо ради своих смиришася», и потому отвратились от всесильной оной пищи, о которой слово сказует первозданным: «от всякаго древа, еже в рай, снедию снеси» (Быт. 2:16). Как полноту всякого блага именует там оно «всяким древом», так здесь истинную и всесильную снедь именует «всяким брашном», отвращение от которого производит изнеможение, оканчивающееся смертью. Сказует же так: «всякаго брашна возгнушася душа их, и приближишася до врат смертных». И глас к Богу снова бедствие сие обращает в торжество; ибо сказано: «воззваша ко Господу внегда скорбети им, и от нужд их спасе я».

См. также Толкование на Пс. 106:13

О надписании псалмов

Иоанн Златоуст, свт. (†407)

И воззваша ко Господу, внегда скорбети им, и от нужд их спасе я

Для Бога имеет значение не вопль, устами испускаемый, но душевное расположение; так и Моисею, сохранявшему молчание, он говорил: «что ты вопиешь ко Мне?» (Исх.14:15)

Беседы на псалмы. На псалом 106

Феодорит Кирский, блж. (†457)

«И воззваша ко Господу внегда скорбети им, и от нужд их спасе я». Потом показывает самый образ спасения.

Евфимий Зигабен (†1118)

Cт. 17-19 Восприят я (заступал их) от пути беззакония их; беззаконий бо ради своих смиришася. Всякаго брашна возгнушася душа их, и приближишася до врат смертных. И воззваша ко Господу, внегда скорбети им, и от нужд их спасе я

Бог, говорит, помог верующим из язычников тогда, как они еще в хождении своем были немощны. Ибо они бедствовали и оказались достойными милости и заступления; потому что гнушались всякою душевною пищею, т. е. Божиим словом и учением, по причине чрезмерной немощи своей; так как они досадовали и негодовали даже на учение эллинов и философов, и дошли даже до врат душевной смерти, которая предает души вечному мучению. По словам Дидима и Исихия, вратами смерти он называет великие и смертные грехи, которые причиняют человеку душевную смерть. Или вратами смерти околично называет смерть. Далее говорит еще, что язычники воззвали к Богу в скорби их и Он их избавил, как мы сказали выше.

Почему и Павел сказал: Когда мы были еще грешниками, Христос за нас умер. И Нисский: Самое беззаконие есть смирение. И хорошо говорит, ибо с сим понятием о нем согласно и то, что сказано у другого пророка, который говорит, что беззаконие на подобие таланта свинца, чем показывает, что зло тягостно, и уничижительно до того, что увлекает в глубину свою даже того, который был на высоких (местах) по причине уподобления Богу. Дидима: Сей стих: Заступил их от пути беззакония их, прилагается и к покаявшемуся на кресте разбойнику. Ибо еще на пути беззакония он был (осужден был за разбой) и смирился казнью за свои беззакония, как Господь уже заступил его, сказав: сегодня со Мною будешь в раю.

Феодорита: Ибо слово сие не усиливалось пропитать их. Почему и действительно одни осуждали Сократа на смерть, другие предали страшному наказанию Анаксарха, иные горько измучив преемников Пифагора, довели до преждевременной смерти. Но царствующий над всеми Бог приготовил и им участок бессмертной пищи. Нисского: Слово дошло и до врат смерти, чтобы и до нее ниспадшим подать руку спасения, потому что они отворотились было от всеукрепляющей пищи Его, о которой было сказано Адаму: ешь плоды всякого древа в сем раю (саду). Ибо как там всяким деревом называет полноту всякого блага; так и сие Писание называет пищею истинную и всесильную пищу, отвращение от которой производит немощь, оканчивающуюся смертью, но воззвание к Богу опять обращает бедствие в торжество, как говорит: и воззвал к Богу и проч. Исихия: Всякою пищею называет словесную пищу, ибо от сей-то всякого рода пищи отвратился было человек; так как не сохранял ни естественного закона, ни писанного; почему и приблизился к вратам смерти.

Златоуста: Смотри, как часто указывает пользу от скорби. Ибо везде говорит, что по воззванию спаслись и что по уверовании обратились к Богу, для того что бы показать, что от бывшего плена произошла великая польза.

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Ст. 19-20 И воззваша ко Господу, внегда скорбети им, и от нужд их спасе я: посла слово свое, и изцели я, и избави я от растлений их

Тяжесть бедствия была такова, что угрожала им полной гибелью, но покаяние пред Богом спасло их

Пребывание в плену сравнивается с заключением в мрачную тюрьму, где заключенные осуждены погибнуть, если бы их не спасло «слово Господа», т. е. обетование, данное еврейскому народу, по которому Господь обещал возвратить его из плена в случае его покаяния, что Он и исполнил теперь. Рассчитывать своими силами возвратить потерянную самостоятельность евреи, конечно, не могли за своею малочисленностью, неорганизованностью и бессилием.

Иоанн (Смолин), прот. (†1927)

О чтении Священного Писания. 

Ин.1:14. Слово стало плотию... «Словом» здесь названо не слово, произносимое устами, не учение, а Слово ипостасное Сын Божий: Ин.3:16; Пс.106:19-20; 1Ин.4:3.

Краткий толкователь мест Священного Писания, пререкаемых иномыслящими

Григорий Разумовский, прот. (†1967)

Ст. 15–20 Да исповедятся Господеви милости Его и чудеса Его сыновом человеческим: яко сокруши врата медная, и вереи железныя сломи. Восприят я от пути беззакония их: беззаконий бо ради своих смиришася. Всякаго брашна возгнушася душа их, и приближишася до врат смертных. И воззваша ко Господу, внегда скорбети им, и от нужд их спасе я: посла слово Свое, и изцели я, и избави я от растлений их

Вот и еще псалмопевец призывает, чтобы все верные исповедали, рассказывали другим о милостях и чудесах Божиих, совершенных при разных затруднительных обстоятельствах жизни. При сем нужно заметить, что к слову: да исповедятся, – в издании славянской Библии 1890 г., в подстрочном примечании, приписано: «да исповедят», т.е. что слово: да исповедятся, – нужно читать: «да исповедят». Пусть всем рассказывают (да исповедят), прибавляет к прежде сказанному псалмопевец, что Господь Бог силен избавить от всяких бед: Он сокрушил врата медная и сломил вереи (воротные столбы) железныя. «В сих словах, – говорит св. Афанасий Александрийский, – пророк имеет в виду сошествие Спасителя во ад, в которое отверз Он врата адовы; о чем говорит и пророк Исайя (Ис.45:2)» [3, с. 343]. Блж. Феодорит говорит о сем так: «Вратами медными и вереями железными пророк назвал неизбежность бедствий. Как тому, кому ход прегражден такими дверями и вереями, невозможно бежать: так невозможно было и иудеям избежать рабства вавилонского и всем людям – владычества смерти. Но единой Божией милости довольно к тому, чтобы разрушить державу и вавилонян, и смерти, и даровать освобождение от горестей» [6, с. 520]. Восприят я от пути беззакония, т.е. Господь Бог отстранил их от пути беззакония их тем, что предал их страданиям и болезням, «безрассудные страдали за беззаконные пути свои и за неправды свои» (по переводу с еврейского), и теми страданиями они смирились, доведены были до сознания своего бедственного положения. По болезненному состоянию, всякой пищи отвращалась душа их, они приближались ко вратам смерти. «Врата же смертная, – по словам св. Афанасия Александрийского, – суть грехи, ведущие к смерти» [3, с. 343]. Блж. Феодорит же о сем так говорит: «Иудеи и все люди несли наказание за то, в чем согрешили, однако и тех, и других Господь сподобил спасения» [6, с. 520]. Доведенные грехами до врат смертных, воззваша ко Господу во время скорби своей; Господь услышал их скорби, раскаяние и молитвы и спас их от бедствий их. В раскаянии своем, они сознали, что «не о хлебе едином, но о всяком словеси, исходящем из уст Божиих, жив будет человек» (Втор. 8:3). И Господь, спасающий их, послал им Слово Свое, не то только слово, которое писано в Законе их (Ин. 15:25), но Слово ипостасное, Отчее, Единородного Сына Своего, «исцеляющего всякую болезнь и всякую немощь в людях» (Мф. 4:23). И Он «исцелил их и избавил от могил их» (по переводу с еврейского), т.е. от вечной смерти, главною причиною которой являются грехи людей. По словам блж. Феодорита, и Бог Отец послал Сына Своего, Бога Слово, Которое, вочеловечившись, исцелило и спасло грешников от погибели [6, с. 521].

Объяснение священной книги псалмов

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible