Скрыть
Отправляющиеся на кораблях в море, производящие дела на больших водах,

Святые отцы

Прочие

Григорий Нисский, свт. (†394)

Ст. 23-24 Сходящии в море в кораблех, творящии делания в водах многих, тии видеша дела Господня и чудеса его во глубине

Снова представляет Пророк страдания, и снова после страданий присовокупляет слово о Божьей милости. Сказует же о безрассудстве людей, что оставив постоянную и неволненную человеческую жизнь, по произволению соделались жителями моря. Ибо говорит: «сходящии в море в кораблях», и вместо того, чтобы «делати рай» (Быт. 2:15), в котором прежде были поставлены, «творящии делание» под водами. Морем же называет вещественную эту жизнь, возмущаемую всякими ветрами искушений, и волнуемую одна за другой непрестанными страстями. Ибо говорит: «творящии делания в водах многих: тии видеша дела Господня, и чудеса Его во глубине»; потому что, будучи погружены в порочность жизни и многократно претерпевая жестокие душевные крушения, видели над собою дела человеколюбия Спасающего нас из глубин.

О надписании псалмов

Иоанн Златоуст, свт. (†407)

Ст. 22-24 и да пожрут ему жертву хвалы и да возвестят дела его в радости. Сходящии в море в кораблех, творящии делания в водах многих, тии видеша дела Господня и чудеса его во глубине

С явлением людям Слова Божия настоящее проро­чество весьма последовательно соединило воспоминание об апостолах и тех, которые разделяли их труды, потому что они были сходящие на море в судах, в точном и буквальном смысле, как свиде­тельствует о них Священное Писание в евангелиях. Притом здесь же пророк внушает совершать новые таинства нового завета, говоря: и «принесут Ему жертву хвалы». А было именно так: «проходя же, – го­ворится, – близ моря Галилейского, Он увидел двух братьев: Симона, называемого Петром, и Андрея, брата его, закидывающих сети в море, ибо они были рыболовы, и говорит им: идите за Мною, и Я сделаю вас ловцами человеков. Оттуда, идя далее, увидел Он других двух братьев, Иакова Зеведеева и Иоанна, брата его, в лодке с Зеведеем, отцом их, починивающих сети свои, и призвал их» подобным же образом (Мф. 4:18–19, 21). Таким образом, эти слова псалма отно­сятся к апостолам. Как будто отвечая на чей-то вопрос: кто это такие? пророк прибавил: «отправляющиеся на кораблях в море», и дальней­шее. И на них все это исполнилось во всей силе. В самом деле, когда ученики Спасителя нашего плыли вместе с Ним, «сделалось великое волнение на море, – говорит евангелист, – так что лодка покрывалась волнами»; тогда они, припавши к Нему, говорили: «Господи! спаси нас, погибаем…. Потом, встав, запретил ветрам и морю, и сделалась великая тишина» (Мф. 8:24–26): вот именно, что значит увидеть «дела Господни и чудеса Его во глубине».

См. также Толкование на Пс. 106:21

Беседы на псалмы. На псалом 106

Исидор Пелусиот, прп. (†440)

Сходящии в море в кораблех, творящии делания в водах многих

Суть богоносные Господни Апостолы, как по первоначальному своему занятию, так и потому, что соделались ловцами в целом мире. Поскольку, подобно востанию волн, дела человеческие мятутся и утихают, то Божественные Писания непостоянство их справедливо называют морем. О тех же, которые утишили сие море, сказано, что сотворили делания в водах многих.

Письма. Книга I

Феодорит Кирский, блж. (†457)

Ст. 23-24 Сходящии в море в кораблях, творящии делания в водах многих, тии видеша дела Господня, и чудеса Его во глубине

Пророк сказал сие приточно. Разумеет же следущее: как плавающие на кораблях, переходя обширныя моря, преимущественно видят великия дела Божии, когда, подвергшись сильным волнениям, сверх всякой человеческой надежды, получают спасение: так и Иудеи впав в оныя бедствия, и получив освобождение, дознали Божию силу; а равно и все человеки, видя необычайное изменение дел, прекращение прежняго обольщения, душевную тишину и пристань воскресения, удивляются Подателю сего.

Игнатий (Брянчанинов), свт. (†1867)

Ст. 23-32 Сходящии в море в кораблех, творящии делания в водах многих, тии видеша дела Господня и чудеса его во глубине. Рече, и ста дух бурен, и вознесошася волны его: восходят до небес и низходят до бездн: душа их в злых таяше: смятошася, подвигошася яко пияный, и вся мудрость их поглощена бысть. И воззваша ко Господу, внегда скорбети им, и от нужд их изведе я: и повеле бури, и ста в тишину, и умолкоша волны его. И возвеселишася, яко умолкоша, и настави я в пристанище хотения своего. Да исповедятся Господеви милости его и чудеса его сыновом человеческим: да вознесут его в Церкви людстей, и на седалищи старец восхвалят его

Сходящии в море сердечное в кораблях, то есть под руководством Слова Божия и церковного Предания, отнюдь не при посредстве произвольного умствования и подвига, творящии делание в водах многих, в помышлениях и ощущениях сердечных, тии видеша дела Божия, и чудеса его во глубине сердечной. В премудрых и всеблагих видах Бог попускает человеку внутреннюю борьбу: рече, и ста дух бурен, и вознесошася волны его: восходят до небес и нисходят до бездн. От ужасного волнения чувствований, произведенного помыслами бесовскими — этим духом бурным, — душа подвижников в злых таяше: они смятошася, подвигошася, и вся мудрость их поглощена быстъ по причине мрака, произведенного бурею, по причине нашествия многих тяжких размышлений, по причине ужасного смущения, по причине недоумений, неразрешимых человеческим разумом. И воззваша ко Господу, внегда скорбети им, и от нужд их изведе я. И повеле бури, и ста в тишину, и умолкоша волны его. После внутренней борьбы обыкновенно даруется духовное утешение: и возвеселишася, яко умолкоша, и настави их в пристанище хотения Своего. Обученные внутренними бранями стяжавают познание всесвятой воли Божией, мало-помалу научаются пребывать в ней. Познание воли Божией и покорность ей служат для души пристанищем: душа обретает в этом пристанище спокойствие и извещение в своем спасении. Тайно наученные Господом познанию добра и зла, из опытного ощущения в себе греховного действия и действия благодатного, которым уничтожается действие греховное, исповедят Господеви милости Его в молитвах своих, исполненных благодарения и славословия, исповедят чудесы Его сыновом человеческим, братии своей, в душеполезных беседах. Они вознесут Его в церкви людстей, и на седалищи старец восхвалят Его.

Аскетическая проповедь

Евфимий Зигабен (†1118)

Ст. 22-24 И да пожрут Ему жертву хвалы; и да возвестят дела Его в радости. Сходящии в море в кораблях, творящии делания в водах многих. Tии видеша дела Господня и чудеса Его во глубине

Христиане, говорит, из народов пусть принесут Богу жертву словесную и евангельскую, по словам Феодорита, хваля, благословляя и благодаря Его; и знающие чудесные дела Божии пусть пересказывают о них незнающим, и жившие прежде пусть передают и позднейшим; где под делами понимай благодеяния Христовы, милость, вочеловечение и прочие тайны, относящиеся к соделанию спасения. А сходящие в море суть, по Евсевию, божественные Апостолы, которые до сего времени были рыболовами и жили на море; ибо они, пускаясь в море на суднах и делая там свои дела, они, говорит, более прочих людей видели дела Господа нашего Иисуса Христа и произведенные Им на глубине моря чудеса. А какие они, послушай.

Слова Златоуста: Уже не тельцов и овец, но жертвы хваления требует пророк. Ибо как те были бессильны, то вместо них устанавливает сие служение, показывая, что это богослужение просияло свыше и духовно. Афанасия: К святым апостолам обращает сие слово; ибо они-то предали нам тайны нового завета. Еще Златоуста: Хорошо сказал: с радостью; ибо о промысле Божием должно проповедовать с радостью и веселием.

Божественного Исидора: Сходящие в море суть богоносные апостолы, которые прежде занимались сим делом—житейским делом ловли. Ибо как дело людей подобно возмущению волн: то вздымаются, то усмиряются, то прилично божественные пророчества называют непостоянство их морем, а опускавшие в оное сети называются делающими дела в водах многих. Ибо они, быв посланы Спасителем на проповедь евангельскую, пустились в море человеческой жизни, употребляя на сие вместо кораблей и как бы колесниц, тела свои, или лучше устроенные ими везде церкви, в которые они вводили уловленных ими и в которых они делали дела многие, для спасения волнуемых ветрами и извлекаемых из глубины заблуждения посредством многоплетенной сети божественных и священных поучений. Василия: С трудом управляемые корабли суть те тела, которые обременены тучною плотию чрез роскошную пищу и которые плавают на глубине погибели; а похваляемые корабли суть те (тела), которые служат сходящим в море для произведения дел на водах многих. Ибо презирающие волнение житейское и становящиеся выше его делают дела в водах многих; ибо сходят в море жизни для приобретения утопающих. Потому-то они и видят дела Господа и получают в награду за свое делание разумение дел Господних, чудес Его во глубине. Нисского: Здесь опять говорит о неразумии людей, что они, оставив постоянную и безмятежную жизнь, произвольно пускаются в море на кораблях и, вместо того, чтобы возделывать рай, в который были введены прежде, они потопляют свои труды. А морем здесь называет загруженную множеством вещественности жизнь, возмущаемую всеми ветрами искушений. Но и они, говорит Давид, увидали дела Господа; ибо, погрузившись в житейское зло и многократно претерпев кораблекрушение души, они увидали над собою дела человеколюбия того, Который снова спасает нас от погружения в глубинах.

Палладий (Пьянков), еп. (†1882)

23.Отправляющиеся на кораблях в море, производящие дела на больших водах,

24.видят дела Господа и чудеса Его в пучине: 


Сходящии в море в кораблях, творящии делания в водах многих. Тии видеша дела Господня, и чудеса Его во глубине. «Разумеет же, – говорит бл. Феод., – следующее: как плавающие на кораблях, переходя обширные моря, преимущественно видят великие дела Божии, когда, подвергшись сильным волнениям, сверх всякой человеческой надежды получают спасение; так и Иудеи, впав в оные бедствия, и получив освобождение, дознали Божию силу; а равно и все человеки, видя необычайное изменение дел, прекращение прежнего обольщения, душевную тишину и пристань воскресения, удивляются Подателю сего» (Бл. Феод.).

Толкование на Псалмы

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Ст. 23-30 Сходящии в море в кораблех, творящии делания в водах многих, тии видеша дела Господня и чудеса его во глубине. Рече, и ста дух бурен, и вознесошася волны его: восходят до небес и низходят до бездн: душа их в злых таяше: смятошася, подвигошася яко пияный, и вся мудрость их поглощена бысть. И воззваша ко Господу, внегда скорбети им, и от нужд их изведе я: и повеле бури, и ста в тишину, и умолкоша волны его. И возвеселишася, яко умолкоша, и настави я в пристанище хотения своего

Пребывание в плену походило на состояние моряков во время бури, когда волны угрожают затопить корабль и погубить всех, кто на нем. По воле и милости Господа буря умолкает и они пристают к желаемому месту

Бесправность плененных евреев и необеспеченность существования и жизни, предоставленных капризному своеволию восточных языческих владык, не привыкших считаться с потребностями и нуждами своих подданных, особенно пленных, уподобляло евреев матросам на кораблях, едущим в бурю по взволнованному морю, когда каждый вал последнего легко мог и угрожал потопить их слабое судно. Но Господь спас их из этой пучины и благополучно доставил до желанной пристани, до Палестины.

Ириней (Орда), еп. (†1904)

Сходящии в море в кораблех, творящии делания в водах многих

В-четвертых, сравнивает его с бушующим морем, каждую минуту угрожающим потопить кораблеплавателей. Сходящии в море – для торговли (делания).

Руководственное пособие к пониманию Псалтири

Григорий Разумовский, прот. (†1967)

Ст. 21–30 Да исповедятся Господеви милости Его и чудеса Его сыновом человеческим: и да пожрут Ему жертву хвалы и да возвестят дела Его в радости. Сходящии в море в кораблех, творящии делания в водах многих, тии видеша дела Господня и чудеса Его во глубине. Рече, и ста дух бурен, и вознесошася волны Его: восходят до небес и низходят до бездн: душа их в злых тляше: смятошася, подвигошася яко пияный, и вся мудрость их поглощена бысть. И воззваша ко Господу, внегда скорбети им, и от нужд их изведе я: и повеле бури, и ста в тишину, и умолкоша волны его. И возвеселишася, яко умолкоша, и настави я в пристанище хотения своего

Еще раз псалмопевец возбуждает и призывает всех, получивших от Бога ту или другую милость Его, благодарить и прославлять Его за все полученные от Него милости, исповедовать и рассказывать другим о всех чудесах Его. Этим самым они исполнят благую волю Божию и принесут самую угодную Ему жертву: «жертву хвалы» (Пс. 49:14, 23) и молитвенного благодарения с пением. В особенности же должны благодарить и прославлять Господа Бога те, которым приходилось плавать в море на кораблях, по торговым делам или вообще по роду их занятий и морских предприятий (творящии делания в водах многих). Чего не приходилось им видеть и испытывать во время таких плаваний? Тии видеша дела Господня и чудеса Его во глубине. Здесь псалмопевец говорит, однако, не о тех чудесах Божиих, которые находятся в глубине морской и отчасти известны естествоиспытателям, а о тех чудесных действиях Промысла Божия, которые испытывают на себе люди во время мореплавания, как это видно и из следующих слов пророка: Рече, и ста дух бурен, и вознесошася волны Его, т.е. на море, по воле Божией, случаются такие страшные бури, которые угрожают мореплавателям опасностию кораблекрушения. По слову Божию (рече), «волны морские восходят до небес и нисходят до бездн, и душа их (плавающих по морю) истаевает в бедствии (пер. с евр.). Они кружатся и шатаются, как пияные, т.е. находятся в таком же отчаянном положении, в каком некогда были ученики Христовы, плывшие с Ним, во время сильной бури, по Галилейскому морю (см. Мк. 4:38). И вся мудрость их поглощена бысть, – это сказано также о мореплавателях, мудрость которых, т.е. все специальные их сведения по науке мореплавания, исчезают во время страшной бури, оказываются бесполезными, ничтожными. Апостолы Христовы, как призванные в большей части из рыбаков Галилейского моря, были посему достаточно знакомы с делом мореплавания, но вот и они, когда увидели себя в опасности морского потопления, разбудили спавшего Иисуса Христа и закричали: «наставниче, погибаем!» В смертной опасности, как и все вообще мореплаватели, и они воззваша ко Господу, и Господь, внегда скорбети им, вывел их из бедственного положения: Он повелел буре стихнуть, и настала тишина, и волны морские умолкли. Мореплаватели успокаиваются и веселятся, видя, что воды умолкли, и Господь Бог наставил их, т.е. привел в то пристанище, или в ту пристань, к которой они стремились. По словам блж. Феодорита, в изречениях о мореплавателях нужно разуметь следующее: «Как плавающие на кораблях, переходя обширные моря, преимущественно видят великие дела Божии, когда, подвергшись сильным волнениям, сверх всякой человеческой надежды, получают спасение, так и иудеи, впав в оные бедствия и получив освобождение, дознали Божию силу, а равно и все человеки, видя необычайное изменение дел, прекращение прежнего обольщения, душевную тишину и пристань воскресения, удивляются Подателю сего» [6, с. 522].

Объяснение священной книги псалмов

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible