Скрыть
И веселятся, что они утихли, и Он приводит их к желаемой пристани.

Святые отцы

Прочие

Григорий Нисский, свт. (†394)

Ст. 28-30 И воззваша ко Господу, внегда скорбети им, и от нужд их изведе я: и повеле бури, и ста в тишину, и умолкоша волны его. И возвеселишася, яко умолкоша, и настави я в пристанище хотения своего

И для них опять, при таком множестве зол, прекращением невыносимого бедствования бывает воззвание к Богу. Сказано: «и воззваша ко Господу внегда скорбети им, и от нужд их изведе я». И немедленно буря пременилась в благоприятный и попутный ветер, и утихает от волнения приведенное в безмолвие море. Сказано: «и повеле бури, и ста в тишину, и умолкоша волны его». А словом: молчание Пророк, может быть, дает разуметь, что волны суть некие произволением одаренные силы, какими обнаруживает себя то отступническое естество, которому Господь сказал в Евангелии: «молчи, престани» (Мк. 4:39). А тихим ветром называет благодать Духа, которая, при управлении кормилом и плаванием Слова, под умными ветрилами вводит душу в Божественную пристань: ибо сказано: «и настави я в пристанище хотения Своего».

О надписании псалмов

Иоанн Златоуст, свт. (†407)

Ст. 28-30 И воззваша ко Господу, внегда скорбети им, и от нужд их изведе я: и повеле бури, и ста в тишину, и умолкоша волны его. И возвеселишася, яко умолкоша, и настави я в пристанище хотения своего

Когда плавающие в море призывают Его, Он простирает им Свою помощь, и по Его мано­вению тотчас буря сменяется легким веянием ветра, волнение моря утихает, и угрожаемые бедой в Его благодатной помощи находят избавление от беды. Так и иудеи освободились из своего горького рабства. «И Он привел их в пристань, желаемую Им». Он только по­желал – и положил конец бедствиям, и вместо бури явилась при­стань. Это относится больше к нам, чем к иудеям. Нас Он действительно направил в пристань Своего желания, даровав нам божественное познание. Эта пристань, очевидно, Его царство: оно по справедливости называется пристанью, так как в него не дости­гают волны искушений; и притом, конечно, оно есть пристань желания Христова, так как таково было желание Христа: «Отче праведный! и мир Тебя не познал; а Я познал Тебя, и сии познали, что Ты послал Меня» (Ин. 17:25).

Беседы на псалмы. На псалом 106

Феодорит Кирский, блж. (†457)

Ст. 28-30 И воззваша ко Господу, внегда скорбети им, и от нужд их изведе я: и повеле бури, и ста в тишину, и умолкоша волны его. И возвеселишася, яко умолкоша, и настави я в пристанище хотения своего

«И воззваша ко Господу, внегда корбети им, и от нужд их изведе я. И повеле бури, и ста в тишину, и умолкоша волны его. И возвеселишася, яко умолкоша». И оным пловцам, как скоро призывают Господа, подает помошь Свою; и по Его мановению немедленно буря пременяется в тихое веяние и море освобождается от волнения; и боримые какими-либо скорбями, по Его благодати, обретают пременение в бедах. Так Иудеи освободились от горькаго онаго рабства.

«И настави я в пристанище хотения Своего». Как скоро восхотел, последовало прекращение бед, и вместо бури явилась пристань. И сие более применимо к нам, нежели к Иудеям; потому что нас ввел «в пристанище хотения Своего», даровав Божественное Свое ведение.

Игнатий (Брянчанинов), свт. (†1867)

Ст. 23-32 Сходящии в море в кораблех, творящии делания в водах многих, тии видеша дела Господня и чудеса его во глубине. Рече, и ста дух бурен, и вознесошася волны его: восходят до небес и низходят до бездн: душа их в злых таяше: смятошася, подвигошася яко пияный, и вся мудрость их поглощена бысть. И воззваша ко Господу, внегда скорбети им, и от нужд их изведе я: и повеле бури, и ста в тишину, и умолкоша волны его. И возвеселишася, яко умолкоша, и настави я в пристанище хотения своего. Да исповедятся Господеви милости его и чудеса его сыновом человеческим: да вознесут его в Церкви людстей, и на седалищи старец восхвалят его

Сходящии в море сердечное в кораблях, то есть под руководством Слова Божия и церковного Предания, отнюдь не при посредстве произвольного умствования и подвига, творящии делание в водах многих, в помышлениях и ощущениях сердечных, тии видеша дела Божия, и чудеса его во глубине сердечной. В премудрых и всеблагих видах Бог попускает человеку внутреннюю борьбу: рече, и ста дух бурен, и вознесошася волны его: восходят до небес и нисходят до бездн. От ужасного волнения чувствований, произведенного помыслами бесовскими — этим духом бурным, — душа подвижников в злых таяше: они смятошася, подвигошася, и вся мудрость их поглощена быстъ по причине мрака, произведенного бурею, по причине нашествия многих тяжких размышлений, по причине ужасного смущения, по причине недоумений, неразрешимых человеческим разумом. И воззваша ко Господу, внегда скорбети им, и от нужд их изведе я. И повеле бури, и ста в тишину, и умолкоша волны его. После внутренней борьбы обыкновенно даруется духовное утешение: и возвеселишася, яко умолкоша, и настави их в пристанище хотения Своего. Обученные внутренними бранями стяжавают познание всесвятой воли Божией, мало-помалу научаются пребывать в ней. Познание воли Божией и покорность ей служат для души пристанищем: душа обретает в этом пристанище спокойствие и извещение в своем спасении. Тайно наученные Господом познанию добра и зла, из опытного ощущения в себе греховного действия и действия благодатного, которым уничтожается действие греховное, исповедят Господеви милости Его в молитвах своих, исполненных благодарения и славословия, исповедят чудесы Его сыновом человеческим, братии своей, в душеполезных беседах. Они вознесут Его в церкви людстей, и на седалищи старец восхвалят Его.

Аскетическая проповедь

Евфимий Зигабен (†1118)

Ст. 29-32 И повеле бури, и ста в тишину, и умолкоша волны его. И возвеселишася, яко умолкоша, и настави я (и Он повел их) в пристанище хотения своего. Да исповедят Господеви милости Его, и чудеса Его сыновом человеческим. Да вознесут Его в церкви людстей (народа), и на седалищи старец восхвалят Его

Здесь показывает и способ, которым апостолы избавились от бедствия: запретил, говорит, Господь ветрам и морю и настала тишина великая, как говорит евангелист Матaфей (8:26); ибо αύρα означает кроткий и тихий ветер. Почему апостолы и прочие спутники, видя тишину, обрадовались тому, что утихли волны морские; и таким образом Господь направил их к пристани. Пристани же истинные суть заповеди Господни, как поставляющие упражняющегося в них выше всякой бури. Потому пусть, говорит, и апостолы рассказывают и возвещают всем милости и чудеса Господни, и пусть превозносят Его в собраниях или церквах народа христианского и пусть прославляют Его в сонме старейшин, т. е. имеющих преимущество лет и чести.

Слова Нисского: Быть может, сказав: умолкли волны его, именем молчания означает то, что сии волны суть некие произвольные силы, чем означает существо отступников, т. е. демонов.

Феодорита: Это можно видеть постоянно сбывающимся у верующих народов. Ибо во всех по всей вселенной церквах, при руководстве собрания священным лицом, весь народ воспевает Благодетеля, повествуя о чудесных делах Божия человеколюбия.

Сергий Терновский, прот. (†1868)

И возвеселишася, яко умолкоша, и настави я в пристанище хотения своего

Пристанище хотения своего, с греч.: в пристанище, к которому они стремились.

Толкование особых изречений в церковной Псалтири, изложенное по руководству святых отцов Церкви

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Ст. 23-30 Сходящии в море в кораблех, творящии делания в водах многих, тии видеша дела Господня и чудеса его во глубине. Рече, и ста дух бурен, и вознесошася волны его: восходят до небес и низходят до бездн: душа их в злых таяше: смятошася, подвигошася яко пияный, и вся мудрость их поглощена бысть. И воззваша ко Господу, внегда скорбети им, и от нужд их изведе я: и повеле бури, и ста в тишину, и умолкоша волны его. И возвеселишася, яко умолкоша, и настави я в пристанище хотения своего

Пребывание в плену походило на состояние моряков во время бури, когда волны угрожают затопить корабль и погубить всех, кто на нем. По воле и милости Господа буря умолкает и они пристают к желаемому месту

Бесправность плененных евреев и необеспеченность существования и жизни, предоставленных капризному своеволию восточных языческих владык, не привыкших считаться с потребностями и нуждами своих подданных, особенно пленных, уподобляло евреев матросам на кораблях, едущим в бурю по взволнованному морю, когда каждый вал последнего легко мог и угрожал потопить их слабое судно. Но Господь спас их из этой пучины и благополучно доставил до желанной пристани, до Палестины.

Григорий Разумовский, прот. (†1967)

Ст. 21–30 Да исповедятся Господеви милости Его и чудеса Его сыновом человеческим: и да пожрут Ему жертву хвалы и да возвестят дела Его в радости. Сходящии в море в кораблех, творящии делания в водах многих, тии видеша дела Господня и чудеса Его во глубине. Рече, и ста дух бурен, и вознесошася волны Его: восходят до небес и низходят до бездн: душа их в злых тляше: смятошася, подвигошася яко пияный, и вся мудрость их поглощена бысть. И воззваша ко Господу, внегда скорбети им, и от нужд их изведе я: и повеле бури, и ста в тишину, и умолкоша волны его. И возвеселишася, яко умолкоша, и настави я в пристанище хотения своего

Еще раз псалмопевец возбуждает и призывает всех, получивших от Бога ту или другую милость Его, благодарить и прославлять Его за все полученные от Него милости, исповедовать и рассказывать другим о всех чудесах Его. Этим самым они исполнят благую волю Божию и принесут самую угодную Ему жертву: «жертву хвалы» (Пс. 49:14, 23) и молитвенного благодарения с пением. В особенности же должны благодарить и прославлять Господа Бога те, которым приходилось плавать в море на кораблях, по торговым делам или вообще по роду их занятий и морских предприятий (творящии делания в водах многих). Чего не приходилось им видеть и испытывать во время таких плаваний? Тии видеша дела Господня и чудеса Его во глубине. Здесь псалмопевец говорит, однако, не о тех чудесах Божиих, которые находятся в глубине морской и отчасти известны естествоиспытателям, а о тех чудесных действиях Промысла Божия, которые испытывают на себе люди во время мореплавания, как это видно и из следующих слов пророка: Рече, и ста дух бурен, и вознесошася волны Его, т.е. на море, по воле Божией, случаются такие страшные бури, которые угрожают мореплавателям опасностию кораблекрушения. По слову Божию (рече), «волны морские восходят до небес и нисходят до бездн, и душа их (плавающих по морю) истаевает в бедствии (пер. с евр.). Они кружатся и шатаются, как пияные, т.е. находятся в таком же отчаянном положении, в каком некогда были ученики Христовы, плывшие с Ним, во время сильной бури, по Галилейскому морю (см. Мк. 4:38). И вся мудрость их поглощена бысть, – это сказано также о мореплавателях, мудрость которых, т.е. все специальные их сведения по науке мореплавания, исчезают во время страшной бури, оказываются бесполезными, ничтожными. Апостолы Христовы, как призванные в большей части из рыбаков Галилейского моря, были посему достаточно знакомы с делом мореплавания, но вот и они, когда увидели себя в опасности морского потопления, разбудили спавшего Иисуса Христа и закричали: «наставниче, погибаем!» В смертной опасности, как и все вообще мореплаватели, и они воззваша ко Господу, и Господь, внегда скорбети им, вывел их из бедственного положения: Он повелел буре стихнуть, и настала тишина, и волны морские умолкли. Мореплаватели успокаиваются и веселятся, видя, что воды умолкли, и Господь Бог наставил их, т.е. привел в то пристанище, или в ту пристань, к которой они стремились. По словам блж. Феодорита, в изречениях о мореплавателях нужно разуметь следующее: «Как плавающие на кораблях, переходя обширные моря, преимущественно видят великие дела Божии, когда, подвергшись сильным волнениям, сверх всякой человеческой надежды, получают спасение, так и иудеи, впав в оные бедствия и получив освобождение, дознали Божию силу, а равно и все человеки, видя необычайное изменение дел, прекращение прежнего обольщения, душевную тишину и пристань воскресения, удивляются Подателю сего» [6, с. 522].

Объяснение священной книги псалмов

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible