Но́вый Заве́т: Мф. Мк. Лк. Ин. Деян. Иак. 1Пет. 2Пет. 1Ин. 2Ин. 3Ин. Иуд. Рим. 1Кор. 2Кор. Гал. Еф. Флп. Кол. 1Фес. 2Фес. 1Тим. 2Тим. Тит. Флм. Евр. Откр.
Толкования на Псалтирь 106:5
терпели голод и жажду, душа их истаевала в них.
Святые отцы
- Афанасий Великий, свт. (†373)
- Григорий Нисский, свт. (†394)
- Иоанн Златоуст, свт. (†407)
- Феодорит Кирский, блж. (†457)
Прочие
Афанасий Великий, свт. (†373)
Ст. 8-9 Да исповедятся Господеви милости его и чудеса его сыновом человеческим: яко насытил есть душу тщу, и душу алчущу исполни благ
Да исповедятся Господеви милости Его… Яко насытил есть душу тщу. Какая же это душа? Не душа ли тех, о которых сказано: алчуще и жаждуще, душа их в них изчезе? (Пс. 106:5) И душу алчущу исполни благ, т. е. мысленного хлеба.
Григорий Нисский, свт. (†394)
Ст. 4-5 заблудиша в пустыни безводней, пути града обителнаго не обретоша: алчуще и жаждуще, душа их в них изчезе
«Заблудиша в пустыни безводней», т. е. оставив путь (а путь есть Господь), блуждали вне Божия надзора в пустыне, которая вся была суха, не увлажена и лишена духовного орошения. А посему, блуждая, где не проложено пути, не возмогли обрести града Божия, в котором обитель достойных. Ибо сказано: «града обительного не обретоша: алчуще и жаждуще».
Как скоро от недостатка пищи оскудела их сила, зло в них достигло высшей степени. Да и как быть пище в земле иссохшей и бесплодной? Чем утолить жажду в месте безводном? Явно же, что пророчество называет не хлеб пищею, и не воду питием, а под пищею разумеет истинное «брашно» и под питием «духовное» оное «пиво» (1Кор. 10:3–4). А тем и другим бывает Господь, предлагая Себя, соответственно нужде требующих и делаясь пищею для алчущих, и источником для жаждущих.
Иоанн Златоуст, свт. (†407)
алчуще и жаждуще, душа их в них изчезе
Голод божественного учения томил тех и других. Как иудеи, рабствуя в Вавилоне, и священников были лишены, и подзаконного служения не могли исполнять, так и язычники, с другой стороны, ни закона божественного не получили, ни учения духовного не удостоились, а между тем то и другое составляет свойственную душам пищу. Этим-то голодом угрожал Бог иудеям: «пошлю, – говорит Он, – на землю голод, – не голод хлеба, не жажду воды» (Ам. 8:11).
Феодорит Кирский, блж. (†457)
Алчуще и жаждуще, душа их в них исчезе
Глад божественнаго учения угнетал тех и других. Как Иудеи, рабствуя в Вавилоне, лишены были священников, и не могли совершать служения по закону; так язычники не прияли еще Божественнаго закона, и не насладились духовным учением, чем обыкновенно препитываются души. Сим гладом угрожал Бог Иудеям. Ибо говорил: «наведу глад на землю, не глад хлеба, ни жажду воды, но глад слышания слова Господня» (Ам. 8:11).
Евфимий Зигабен (†1118)
Алчуще и жаждуще, душа их в них исчезе
Язычники, говорит, были прежде алчущие и жаждущие; потому что не имели богопознания или учения, которое питает и напояет словесные души; почему и душа их истончилась и весьма изнемогла по причине грехa.
Слова Афанасия: Ибо ни хлеба не подкрепляющего сердце человека, ни той живой воды, о которой сказано: кто изопьет воды, которую Я дам ему, тот не возжаждет во век. Исихия: Когда душа голодна и жаждет, не имея слуха слова Божия и учения, то по необходимости оскудевает и истончевается; поскольку, по словам Феодорита, хлеб богопознания есть пища души; а голодом сим Бог угрожал иудеям: се наведу голод на землю, не голод хлеба и не жажду воды, но голод слушания слова (Ам. 8:11).
Палладий (Пьянков), еп. (†1882)
Григорий Разумовский, прот. (†1967)
Ст. 4–7 Заблудиша в пустыни безводней, пути града обителнаго не обретоша: алчуще и жаждуще, душа их в них изчезе. И воззваша ко Господу, внегда скорбети им, и от нужд их избави я: и настави я на путь прав, внити во град обителный
Судя по ходу речи, пророк говорит здесь о тех, которые получили свободу от рабства и пленения, и, возвращаясь в свое отечество, блуждали в пустыне безводной, как те израильтяне, которые сорок лет странствовали из Египта для вступления в землю Ханаанскую и не находили города для обитания, как и те евреи, которые, получив такое же освобождение от плена вавилонского, возвращаясь в землю Иудейскую, которая была опустошена и разрушена, и потому не имела для пристанища града обителнаго. Во всем они крайне нуждались: терпели голод и жажду, душа их истаевала в них, и они могли говорить о себе: «Ныне душа наша изнывает» (Числ. 11:6). Все это видели на себе, все это претерпели избавленные Господом. Но все это, по изъяснению св. отцев Церкви, нужно понимать в духовном смысле, не о египетских и не о вавилонских пленниках, избавленных, а о тех народах, которых Господь Иисус Христос избавил кровию Своею от руки врага человекоубийцы. «Не сказал просто, – говорит св. Иоанн Златоуст, – спасенные, но искупленные (греч., redempti), показывая сим, что он положил цену за них, ибо Он пролил за нас кровь» [7, с. 849]. «Как иудеи некогда, – говорит блж. Феодорит, – блуждали в Вавилоне – этой безводной пустыне, – и пути града обителнаго не обретоша – не могли спастись в свое отечество, в свои населенные грады, так и язычники, до обращения их, жили в духовной пустыне и не обретали пути в божественный град» [6, с. 517–518]. Так же объясняет это место и св. Афанасий Александрийский. «Как евреи без законного богослужения в Вавилоне, так и язычники без божественного учения находились в гладе и жажде духовных» (Ам. 8:11–12; Ин. 4:13). Все бедствовавшие, как некогда в Египте, так впоследствии и в Вавилоне, «воззвали к Господу в скорби своей, и Он избавил их от бедствий их. И повел их прямым путем, чтобы они шли к населенному городу» (по переводу с еврейского). «Иудеям, – говорит блж. Феодорит, – даровал это чрез персидского царя Кира, а язычников поставил чрез св. апостолов» [6, с. 518]. А св. Афанасий под градом обителъным разумеет «Церковь, или небесный Иерусалим» [3, с. 342].