Скрыть
И а́зъ бы́хъ поноше́нiе и́мъ: ви́дѣша мя́, покива́ша глава́ми сво­и́ми.

Святые отцы

Прочие

Афанасий Великий, свт. (†373)

Видеша Мя и покиваша главами своими. Разумеет, как, видя Его на кресте, кивали главами и говорили: раззоряяй церковь, спасися Сам (Мф. 27,40).

Толкование на псалмы

Иоанн Златоуст, свт. (†407)

И аз бых поношение им: видеша мя, покиваша главами своими

Таковы суждения по­рочных: они не только не отступают, когда видят, что пра­ведник противопоставляет им благочестие, но и порицают, насмехаются, поносят.

Беседы на псалмы. На псалом 108

Феодорит Кирский, блж. (†457)

«И Аз бых поношение им, видеша Мя, покиваша главами своими». И сие пришло в исполнение. Видя Его на кресте, «покивающе главами», говорили: «уа разоряяй церковь, и треми денми созидаяй, сниди со креста»; другие же говорили: «ины спасе, Себе ли не может спасти» (Мк.15:30–31)?

Евфимий Зигабен (†1118)

И аз бых поношение им: видеша мя, покиваша главами своими.

Я, говорит, для скверных убийц—иудеев сделался поношением и уничижением; ибо они злословили Господа и ругались над Ним, как повествуется в святом Евангелии. Они, говорит, видя, по словам Афанасия и Исиxия, меня повешенным на кресте, помахивали главами своими, как говорит евангелист: проходящие же злословили Его, кивая головами своими, и говоря: разрушающий храм и в три дни созидающий! Спаси Себя самого (Матф. 27,39).

Божественный Максим изъясняет сие в нравственном отношении так: Кто избегнул злого действия демонов, тот бывает от них поносим напоминаниями прежде бывших у него грехов; потому что они стараются ввергнуть его в отчаяние тем, что будто для него нет прощения чрез предпринимаемое им покаяние. И поношением для демонов служить и тот, кто по любви к Богу сделался пастырем добродетельных телесных навыков и действий душевных. Ибо для египтян, говорит, отвращение (отвратителен) всякий пастух овец. А главы злых бесов суть начальные страсти, которые они возбуждают, желая успевающего (в добродетели) чрез них привлечь к себе.

Григорий Разумовский, прот. (†1967)

Ст. 21–25 И Ты, Господи, Господи, сотвори со мною имене ради Твоего, яко блага милость Твоя: избави мя, яко нищ и убог есмь аз, и сердце мое смятеся внутрь мене. Яко сень, внегда уклонитися ей, отьяхся: стрясохся яко прузи. Колена моя изнемогоста от поста, и плоть моя изменися елеа ради. И аз бых поношение им: видеша мя, покиваша главами своими

После всех проклятий, излитых пророком на главы врагов его, он обращается с молитвою к Богу и просит помощи и защиты от тех врагов. И прежде всего просит милости и помощи не как заслуженных чем-либо с его стороны, не потому, чтобы он считал себя достойным этого, но ради имене Его Самого, ради Его Божественной милости и человеколюбия: И Ты, Господи, Господи, сотвори со мною имене ради Твоего, яко блага милость Твоя: избави (спаси меня) мя. Сотвори со мною то, в чем я нуждаюсь, сотвори благо и помощь на врагов моих, избавь и спаси от них единственно по милости Твоей, так как Ты Господь милосердный и человеколюбец. Затем, чтобы расположить к себе милость Божию, пророк указывает на тяжесть своего положения (ст. 22): яко нищ и убог есмь аз, и сердце мое смятеся внутрь мене. И этими словами опять просит спасти его, не как достойного и праведного, но как совершенно изнуренного, измученного, как претерпевшего бесчисленные бедствия, которые не только расслабили его тело, но и возмутили его душу. Враги его везде преследуют его. Он должен уклоняться от врагов и быстро исчезать, подобно тени, быстро исчезающей; должен скоро перебегать с места на место, выискивая хоть на краткое время сколько-нибудь безопасное место, потому что гонят его, как саранчу: ко сень, внегда уклонитися ей, отъяхся; по переводу с еврейского: «Я исчезаю, как уклоняющаяся тень, гонят меня, как саранчу». Здесь пророк изображает, говорит св. Иоанн Златоуст, «силу коварства злоумышленников, невыразимую их злобу и ту деятельность, какую он сам показывал в таких обстоятельствах» [5, с. 279]. Не имея у себя ни города, ни дома, ни какого-либо пристанища, но переходя с места на место, убегая в горы и места пустынные, он часто и подолгу голодал от недостатка пищи; вследствие чего тело его еще более ослабело, исхудало, и потому он говорит: колена мои изнемогли от поста, и тело мое лишилось тука, т.е. я исхудал, высох. Но ни печальное (душевное), ни болезненное (телесное), вообще же бедственное положение страдальца не возбуждало жалости в жестоком сердце его врагов, и он так говорит о них: и аз бых поношение им, «я стал для них посмешищем; увидевши меня, кивают головами своими» (пер. с евр.). Так злословили и кивали головами своими враги Христа при распятии Его (Мф. 27:39). О чем пророчески предсказано в псалме 21, стихах 8–9.

Объяснение священной книги псалмов

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible