Скрыть
Они проклинают, а Ты благослови; они восстают, но да будут постыжены; раб же Твой да возрадуется.

Святые отцы

Прочие

Афанасий Великий, свт. (†373)

Прокленут тии, и Ты благословиши: востающии на Мя да постыдятся. Ибо все постыждены, потому что нет у них ни священника, ни жертвы, ни священства, ни слова судного, по слову пророка (Ос. 3,4). Раб же Твой возвеселится. И это не заставляет нас принимать изречение это в ином предположении, потому что Павел говорит: Себе умалил, зрак раба приим (Флп. 2,7), и Исаия: тако глаголет Господь, создавый Мя от чрева раба Себе (Ис. 49,5). И Сам Он говорит в Евангелии: Сын человеческий не прииде, да послужат Ему, но послужити (Мф. 20,28).

Толкование на псалмы

Иоанн Златоуст, свт. (†407)

Прокленут тии, и Ты благословиши: востающии на мя да постыдятся, раб же Твой возвеселится

Здесь он научает слушателя любомудрию; показывает, что хотя бы люди предавали праведника бесчисленным проклятиям, от них не будет ему никакого вреда, потому что Бог благословляет его, а на них же самих обратится стыд и бесчестие. «Раб Твой возвеселится».

Хорошо сказал он: «возвеселится», выражая, что эта радость оттуда же, откуда подаются блага; ничто, говорит, прискорбное уже не может смутить меня, когда у меня будет пребывать радость, происходящая от Тебя.

Беседы на псалмы. На псалом 108

Феодорит Кирский, блж. (†457)

«Прокленут тии, и Ты благословиши», Иудеи и до сего дня продолжают хулить Спасителя, но при их хулениях проповедь с каждым днем делается славнее.

«Востающии на Мя да постыдятся, Раб же Твой возвеселится». И сие изречение не принуждает нас принимать псалом сей в ином звачении. Ибо слышим, что и божественный Павел говорит: «Себе умалил, зрак раба приим» (Флп.2:7); и Сам, устами Исаии взывая, говорит так: «Создавый Мя от чрева раба Себе» (Ис.49:5), и чрез несколько слов: положих «Тя в завет рода; во свет языком; еже быти Тебе во спасение, даже до последних земли» (Ис.49:8). И в священном Евангелии сказал: «яко же Сын человеческий не прииде, да послужат Ему, но послужити, и дати душу Свою избавление за многих» (Мф.20:28). Посему раб есть именование воспринятаго естества, не то означающее, что оно служебно (ибо как быть служебным естеству, соединившемуся с Богом-Словом и приявшему владычество над всем?), но показывающее, что свойственно естеству. Поэтому словом: «раб» означается здесь не достоинство, но естество.

Евфимий Зигабен (†1118)

Прокленут тии, и Ты благословиши. Востающии на мя да постыдятся, раб же Твой возвеселится.

Богопротивные иудеи говорили: уверовал ли в Него кто из начальников или из фарисеев? Но этот народ, невежды в законе, прокляты они (Иоан. 7,48). А под проклятием разумеется и злословие. Но постыдятся те, которые восстают на Меня, или тогда когда Я восстану из гроба, или когда приду во второе пришествие; а Я возвеселюсь о спасенных посредством моего строения людях.

Слова Феодорита: И по ныне употребляют иудеи злословие против долготерпеливого Спасителя; но не смотря на их злословие, проповедь ежедневно становится известнее и блага чрез благословение изливаются на все народы. Нравственное изъяснение Святого Максима: Злые бесы всегда проклинают праведников, выставляя в поношение им прежде учиненные ими грехи, для раздражения их, предполагая в них другие, худшие тех. А Бог благословляет, или утешая дух болезнующий добродетелями, уже приобретенными ими, или указывая способы к другим высшим добродетелям, и подавая в произведение их и от себя силу, или даруя дар премудрости и более таинственного знания и превозмогая в них отчаяние по причине прежних и умножая приращение вторых. Опять говорит: демоны восстают на всякого праведника, во первых ведя с ними брань чрез произвольные раздражения воли и увлекая к нечистым удовольствиям. А когда испытают неудачу в сем, тогда со всех сторон усиливают скорбь невольных искушений, после которой святой справедливо веселится о том, что мужественно преодолел своим воздержанием и терпением удовольствие и скорбь и соблюл в целости для Владыки добродетель, чрез то и другое испытанную. Златоуст: Сими словами научает некоему высочайшему любомудрию, что хотя бы осыпали нас бесчисленными проклятиями, при благословении Божием никакого вреда не бывает от них; но стыд и поношение обратится на него (на них). А рабом, по словам Феодорита, здесь называется Господь, как и Павел сказал: но истощил Самого Себя, приняв образ раба; и чрез Исаию вопиет: Создавший меня рабом себе от чрева (Исаии 49,6); и Сам говорит: Сын человеческий не для того пришел, чтобы Ему служили, но чтобы служить. Итак, принятая Им природа названа рабом, не потому что она раболепна; ибо как может быть таковою та природа, которая соединена с Богом—Словом и получила владычество над всем? Но для того, чтобы оно было свойство сей природы. Посему имя раба здесь не означает качества, но природу. А Исихий проклятием здесь называет крест. Поелику в законе было написано: проклят всяк, висящий на дереве (Вт. 21,23); то посему они и требовали, чтоб Он был убит не иначе, как крестом, чтобы написанным в законе проклятием тем более обесчестить Его. Но Отец обратил Его в благословение.

Палладий (Пьянков), еп. (†1882)

28. Они проклинают, а Ты благослови; они восстают, но да будут постыжены; раб же Твой да возрадуется. 

Раб же Твой возвеселится
. Слово: раб, по Афан., здесь то же имеет значение, как и у св. Апостола: Себе умалил, зрак раба приим (Флп.2:7. Сн. Мф.20:28).

Толкование на Псалмы

Ириней (Орда), еп. (†1904)

Прокленут тии, и Ты благословиши: востающии на мя да постыдятся, раб же Твой возвеселится

Несомненно, Он и сделает это. Изменение проклятия врагов во благословение, обрадует его, постыдивши врагов; и за то, что Он стал на моей стороне защитником, я буду Его публично прославлять.

Руководственное пособие к пониманию Псалтири

Григорий Разумовский, прот. (†1967)

Ст. 26–29 Помози ми, Господи Боже мой, и спаси мя по милости Твоей: и да разумеют, яко рука Твоя сия, и Ты, Господи, сотворил еси ю. Прокленут тии, и Ты благословиши: востающии на мя да постыдятся, раб же Твой возвеселится. Да облекутся оболгающии мя в срамоту и одеждутся яко одеждою студом своим

Показавши, что ему отовсюду тесно, псалмопевец повторяет свою молитву о помощи и спасении, находя в едином Боге непреодолимую защиту, непобедимую помощь (ст. 26). Помози ми, Господи Боже мой, и спаси мя по милости Твоей. Притом, как говорит св. Иоанн Златоуст, «он хочет не только спастись, но так, чтобы и они (враги его) знали, Кем он спасен, чтобы иметь ему двойной трофей, двойной венец, высшую славу» [5, с 280].

И да разумеют («да познают», ст. 27), яко рука Твоя сия, по переводу с еврейского: «что это Твоя рука, и что Ты, Господи, соделал это». Твоя рука здесь значит то же, что «Твоя помощь, Твоя защита». По словам св. Афанасия Александрийского, руками называет здесь дела, какие совершил (Спаситель), воскресив Себя из мертвых. Пусть они проклинают его, говорит пророк, ему от сего не будет никакого вреда, когда Сам Бог будет благословлять его.

Прокленут тии, и Ты благословиши, т.е. они проклинают, а Ты благослови. Востающии на мя да постыдятся, по переводу с еврейского: «они восстают, но да будут постыжены, раб же Твой да возрадуется». По словам св. Афанасия Александрийского, в словах: возстающии на мя да постыдятся, – заключается пророчество об иудеях, «ибо все они постыжены, потому что нет у них ни священника, ни жертвы, ни священства, ни слова судного», по слову пророка (Ос. 3:4) [3, с 350]. А словами: раб же Твой возвеселится, – сказано о Христе, как и апостол Павел говорит: «себе умалил, зрак раба приим» (Флп. 2:7). И Сам Спаситель сказал о себе, «сын человеческий не прииде, да послужат Ему, но послужити» (Мф. 20:28). В конце псалма молитва псалмопевца заменяется полною надеждою и всецелою уверенностью, что враги его будут посрамлены, а он будет спасен и прославлен. «Да облекутся, – говорит он, – противники мои бесчестием и, как одеждою, покроются стыдом своим» (ст. 29, пер. с евр.).

Объяснение священной книги псалмов

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible