Скрыть
Дождем прольет Он на нечестивых горящие угли, огонь и серу; и палящий ветер – их доля из чаши;

Святые отцы

Прочие

Иоанн Златоуст, свт. (†407)

Ст. 6-7 Одождит на грешники сети: огнь и жупел, и дух бурен часть чаши их. Яко праведен Господь и правды возлюби: правоты виде лице его

«Низведет Он на грешников сети: огонь, и сера, и дух бурный - их доля (из) чаши (скорбей). Ибо праведен Господь и правду возлюбил, правоту видит лице Его». Другой переводчик говорит (неизвестный переводчик, см. Ориг. Экз.): одождит на беззаконных угли. Третий, неизвестный переводчик (см. Ориг. Экз.): правоты уви­дит лице их, т.е. праведных, или Его – Бога. Сказав о наказании, происходящем от самого порока, и зная, что многие не смотрят на это, пророк наконец потрясает душу нечестивых наказанием, посылаемым свыше, употребляя усиленные выражения и страшные названия; говорит, что на них свыше прольются дождем огонь, сера, бурный ветер и горячие угли, – желая представить этими переносными выра­жениями неизбежность отмщения, высшую степень мучения, ско­рость и разрушительную силу наказания. Что значит: «их доля (из) чаши»? Это их удел, говорит, это их достояние, это постигнет их в жизни, от этого они погибнут. Далее приводится и причина: потому что Всевидящий не попустит пройти этому безнаказанно. Как другой пророк говорит: «чистым очам Твоим не свойственно глядеть на злодеяния, и смотреть на притеснение Ты не можешь» (Авв. 1:13), так и он выражает тоже в сло­вах: «праведен Господь и правду возлюбил». Богу особенно свой­ственно принимать правду, справедливость, и Он не попустит никогда противного ей. Вот почему и в начале псалма пророк сказал: «на Господа уповаю, как скажете душе моей: «улетай на горы, как птица?» Те, которые надеются на блага житейские, не лучше птицы, ко­торая, надеясь на пустыню, делается легко уловимою для всех. Таков – надеющийся на богатство. Как птица уловляется и детьми, и сетями, и силками, и другими бесчисленными сред­ствами, так и богатый уловляется и друзьями, и врагами. Он живет даже в большей опасности, нежели птица, имея мно­жество людей, которые ловят его, а прежде всех – свои пороч­ные пожелания; он – изгнанник, всегда зависящий от обстоятельств времени; он боится и свирепости палачей, и гнева царя, и коварства от льстецов, и обмана от друзей; когда восстают на него враги, он трепещет больше всех; и когда бывает мир, он опасается козней, потому что не имеет богат­ства прочного и неотъемлемого. Потому он постоянно скитается и переселяется из одного места в другое, проходя пустыни и горы, обитая во мраке, находя среди полудня глубокую тьму и строя козни. Не таков праведник. «Стезя праведных – как светило лучезарное, которое более и более светлеет до полного дня» (Притч. 4:18). Они не решаются ни строить козней, ни делать несправедливостей, и имеют спокойную душу. А порочные, постоянно строя козни, всегда пребывают во тьме и страхе, подобно ворам, разбойникам и прелюбодеям; они во время дня видят мрак, потому что душа их бывает одер­жима страхом. Каким же образом может быть рассеян этот мрак? Если, отставши от всего этого, ты утвердишься в надежде на Бога, хотя бы ты был величайшим грешником. «Взгляните», говорит Премудрый, «на древние роды и посмотрите: кто верил Господу – и был постыжен?» (Сир. 2:10)? Не сказал: праведник, но: «кто». Хотя бы, говорит, это был грешник. То и удивительно, что и грешники, держась этого якоря, делаются непобедимыми для всех; таково особенное свойство преданно­сти Богу, что и отягченный грехами ты найдешь ободрение в Его человеколюбии, потому что, как «проклят человек, который надеется на человека», так блажен, «который надеется на Господа» (Иер.17:5, 7). Итак, оставив все другое, держись этого якоря. Бог видит все и судит праведно, и не только судит, но и приводит в исполнение суд свой. Поэтому пророк, сказав о праведности Его, изображает и наказание огнем и бурным духом. Он делает это потому, что печется о грешниках и желает наказанием побудить их к исправлению.

Беседы на псалмы. На псалом 10

Феодорит Кирский, блж. (†457)

Одождит на грешники сети: огнь и жупел, и дух бурен часть чаши их

«Одождит на грешники сети: огнь, и жупел, и дух бурен». Образ наказаний Пророк берет с совершившихся уже над содомскими городами. Ибо на те города «одожди Господь огнь от Господа и жупел с небесе» (Быт.19:24). Посему Пророк и здесь угрожает тем же, не потому что Бог нашлет совершенно теже казни; напротив того в их образе представляет Давид всякаго рода наказания.

«Часть чаши их». Сие, говорит Пророк, приобрели они, в наследие себе избрав беззаконие. «Чашею» Пророк называет здесь наказание. Так и в другом псалме говорит: «яко чаша в руце Господни, вина нерастворена исполнь растворения», и чрез несколько слов: «испиют вси грешнии земли» (Пс.74:9). Сию-то чашу блаженный Иеремия получил повеление поднести народам (Иер.25:15).

Максим Исповедник, прп. (†662)

Одождит на грешники сети: огнь и жупел, и дух бурен часть чаши их

Огонь Содомский проливается дождем на тех, кто злоупотреблением попрал естественный закон. Это — изобличение совести, ибо оно сожигает ее, будто огнем. Сера — это превратные обстоятельства, а палящий ветер — внезапные превратности: сочетаясь вместе, они уязвляют еще сильнее.

Вопросы и затруднения

Евфимий Зигабен (†1118)

Одождит на грешники сети: огнь и жупел, и дух бурен часть чаши их

Одождит (низведет в виде дождя) на грешники сети

Бог низведет сети, как дождь, значит, низведет оные свыше, то есть, наказания на грешников, ибо они если будут объяты наказаниями, удержатся от стремления ко злу, а именем дождя Давид изобразил множество и непрерывность наказаний Божиих.

Огнь и жупел (сера) и дух бурен (ветер бурный) часть (доля) чаши их

Силен и проницателен этот огонь. А обильная пища сего огня есть сера, ибо этот род вещества весьма питателен для огня. Ветер, или воздух может раздувать пламень сего огня. Такой род наказания в древности сжег Содому и Гоморру. Итак Давид говорит, что часть чаши грешников, или, по словам Кирилла, наказание их от Бога есть огонь и сера. Будет также и ветер для того, чтобы обратить и раздуть против грешников и то и другое—и огонь и серу. Если и одна часть и один род сих наказании от Бога столь нестерпим, то что сказать о других частях и родах Божиих наказаний? или как перенесет их кто либо? Горе, горе! Во многих местах Божественного Писания мы находим, что наказание называется чашею и питием, как написано и у Исаии: пробудись, встань, Иерусалим, испивший из руки Господа чашу гнева Его. Ибо чашу падения и питие ярости ты испил и источил (Исаия 51,17).

Сию чашу и Иеремии велено было нести к народам, как написано: так сказал Господь Бог Израилев: возьми cию чашу с вином сим нерастворенным из руки Моей, и напой ею все народы (Иep. 25,15), и Давид в другом месте говорит: ибо чаша в руке Господа с вином нерастворенным, и полная раствора, и несколько ниже: все грешники на земли будут пить ее (Пс. 74,8-9).

Ириней (Клементьевский), архиеп. (†1818)

Одождит на грешники сети: огнь и жупел, и дух бурен часть чаши их.

Рекши о правосудии Божии, возвещает грешникам казни, ниспосылаемыя свыше, употребляя выразительное слово и страшныя имена предлагая, дабы сильнее поразить сердца врагов. Одождит на грешники сети. То есть, пошлет на них различныя казни, и притом в толиком множестве, в коликом капли дождевныя падают с неба. Или попустит им непрестанно увязать во грехах, яко в некиих сетях, поражая их душевною слепотою, и предавая в неискусен ум творити неподобная, которое наказание есть самое ужасное (Рим. 1:28). И сие в настоящей жизни, в будущей же – огнь неугасимый и жупел серный, соединенный с смрадом несносным, каковым истреблен был Содом и Гоморр, и дух бурен, сиречь, ветр смертоносный и жгущий, каковый бывает в странах Африканских, будет частию чаши их, то есть, наградою или возмездием, достойным их. Сия чаша уже готова в руце Господни, исполнь растворения вина нерастворенна: испиют сию вси грешнии земли (Пс. 74:9).

Толкование на Псалтирь, по тексту еврейскому и греческому

Палладий (Пьянков), еп. (†1882)

Ст.6   Одождит на грешники сети, огнь и жупел, и дух бурен, часть чаши их.

Ст.6   Дождем прольет Он на нечестивых горящие угли, огонь и серу; и палящий ветер – их доля из чаши
 

«Желая, – говорит св. Злат., – представить неизбежность отмщения нечестивым, высшую степень мучения, скорость и разрушительную силу наказания, св. Давид говорит: дождем прольются на нечестивых молнии (эти огненные сети), огонь, сера, бурный ветер и горящие угли»: вот их доля, их неизбежная участь (Злат., бл. Феод.). Часть чаши. Образ выражения здесь взят с обычая Евреев в праздники наливать за столом, в особые чаши, каждому часть вина (Пс. 15:5, 74:9). Отселе часть чаши – участь, удел, доля.

Толкование на Псалмы

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Ст. 6-7 Одождит на грешники сети: огнь и жупел, и дух бурен часть чаши их. Яко праведен Господь и правды возлюби: правоты виде лице его

Господь прольет на нечестивых «горящие угли, огонь и серу». Под горящими углями можно разуметь молнию, под огнем и серой - гибель через посредство особенных потрясений природы, вроде гибели Содома и других городов Пентаполя (см. Быт XIX:24). Палящий ветер, вероятно - самум, хорошо известный евреям по своим гибельным действиям. - «Их доля из чаши» - таков их удел, назначенный Богом, не допускающим торжества нечестия, так как Господь «любит правду, лице Его видит праведника», т. е. всегда промышляет над ним и оберегает его.

Григорий Разумовский, прот. (†1967)

Одождит на грешники сети: огнь и жупел, и дух бурен часть чаши их

В этих словах пророк возвещает грешникам казни, ниспосылаемые от правосудного Бога. Господь пошлет, говорит, на грешников различные казни и в таком множестве, в каком дождевые капли падают с неба. Или же попустит им увязать во грехах, как бы в сетях, поражая их душевною слепотою и предавая их «в неискусен ум, творити неподобная» (Рим. 1:28), каковое наказание есть одно из ужасных наказаний Божиих, влекущих тяжкие возмездия. Дождем прольются на грешников огнь и жупел, т.е. огненные молнии, неугасимый огонь и горящая сера с тем несносным смрадом, каким истреблены были нечестивые города Содом и Гоморра (Быт. 19:24), и бурный ветер, жгучий и смертоносный, какой бывает в африканских странах, будет уделом их, возмездием за нечестие их, частию чаши их. Выражение часть чаши взято от обычая евреев в праздники наливать за столом, в особые чаши, каждому часть вина. А потому часть чаши значит: доля, удел, участь. В этом смысле и Христос Спаситель в Своей Гефсиманской молитве к Отцу Небесному употребил выражение: «Да мимоидет от Мене чаша сия» (Мф. 26:39).

Объяснение священной книги псалмов

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible