Скрыть
Когда вышел Израиль из Египта, дом Иакова – из народа иноплеменного,

Святые отцы

Прочие

Афанасий Великий, свт. (†373)

Псалом. Аллилуия

Содержание: И в этом псалме изображается призвание язычников, сверх же сего, предлагается учение спасаемым, что и Ветхии Завет есть Божий, и что прежнее спасение народа из обрезанных совершено было Господом.

Ст. 1-2 Во исходе Израилеве… бысть Иудея святыня Его. Когда Израиль освобожден от рабства египетского, тогда иудея соделалась святынею Его. Но не над Израилем только воцарился Господь, напротив того, благодать подается ныне всем народам.

Толкование на псалмы

Иоанн Златоуст, свт. (†407)

Ст. 1-2 Во исходе Израилеве от Египта, дому Иаковля из людий варвар, бысть Иудеа святыня Его, Израиль область Его

Здесь пророк свидетельствует о великом снисхожде­нии и милости Божией. Какой? Той, что Он наперед являет собственную силу, а потом и требует поклонения Себе. Это вы­ражает пророк словами: «по исходе Израиля из Египта…, Иудея стала святынею Его». Тогда, говорит, Он явил силу Свою знамениями в Египте и в пустыне, тогда и усвоил Себе народ израильский. Так поступил Он и с Адамом: наперед сотворил мир и явил могущество Своей премудрости и силы, а потом создал человека и потребовал от него поклонения Себе. Так и Единородный Сын Божий наперед являл многие и различные знамения, а потом требовал веры. Потому и лю­дям, приходившим к Нему вначале, как еще не получив­шим от Него залога и доказательства Его божественности, Он не говорил: веруете ли, что могу сотворить это? – а только показывал знамения. Когда же он по всей Палестине оставил памятники Своей силы, исцеляя телесные недуги, истребляя зло, проповедуя о царстве, преподавая спасительные законы, тогда и стал требовать веры от приходивших к Нему. Люди стараются наперед приобрести власть, и тогда уже начинают благодетельствовать; а Бог начинает с благодея­ний. Но что я говорю о других благодеяниях, когда Он на­перед претерпел сам крест и потом победил вселенную, доказав делами Свое о ней попечение? Это и выражает здесь пророк в словах псалма: «по исходе Израиля из Египта, дома Иакова – из варварского народа, Иудея стала святынею Его».

«По исходе», т.е. при удалении, при освобождении из Египта. Не сказал просто: из Египта, но присовокупил: «из варварского народа», названием врагов показывая попечение Божие. От столь жесто­ких, бесчеловечных, варварских египтян они не могли бы освободиться, если бы не получили помощи от крепкой руки и непобедимой десницы. Действительно, египтяне были свирепее диких зверей, грубее камней; будучи поражаемы бесчислен­ными ударами, они не смягчались. Так, назвав египтян на­родом варварским, пророк выразил превосходство силы Бо­жией, которою Он столь дикий и столь жестокий народ отчасти убедил, отчасти принудил против воли отпустить рабов, а потом потопил противников в море, и таким образом освободил народ Свой.

Что значит: «Иудея стала святынею Его»? Иначе сказать: сде­лалась народом служащим Ему, народом преданным Ему, народом усвоенным Ему. Собственно же святынею назывались храм, святилище, святое святых, как и Захария говорит о некоторых спрашивающих: «если вниде (рус. вошел, вошла) здесь… святыня», или будем поститься (Зах.7:3), указывая на возвращение кивота и всего прочего. «Иудея стала святынею Его». Прежде она была страною нечистою и презренною; а когда вступил в нее народ изра­ильский, тогда сделалась «святынею Его», т.е. святыня введена в нее соблюдением закона, жертвоприношениями, богослужением и другими священными обрядами. «Израиль – областью Его». Что зна­чит: «Израиль – областью Его»? Значит: подвластен Ему. Хотя вся вселенная находится под властью Его, но эти люди подвластны и по особенной близости к Нему. Им он сообщал пророче­ства, беседовал с ними и преимущественно устроял дела их. Еще и в другом отношении эти люди были Его народом, именно в том, что по Его мановению они часто и выходили на войну и предпринимали многое другое. Освободив их из рук варваров, от насилия, рабства, крайней опасности и несчастья, Он сделался царем их. Потому и в другом месте, оправдывая Себя и показывая, что Он наперед Сам от Себя давал им, а потом требовал Себе воздаяния от них, Он сказал: «был ли Я пустынею для Израиля? был ли Я страною мрака?» (Иер.2:31) Смысл этих слов следующий: был ли. Я бесплодным для вас? Не сообщал ли Я вам бесчисленные блага? Не изменял ли саму природу? Не заставлял ли сти­хии служить вам? Не даровал ли вам жизнь, свободную от трудов человеческих? Поэтому Он и говорит: «был ли Я пустынею для Израиля?» Т.е. не сообщил ли Я вам бесчислен­ные блага; освобождение из Египта, избавление от варваров, явление чудес, жизнь в пустыне, наследие Палестины, поко­рение язычников, постоянные трофеи, непрерывные победы, чуд­ные знамения, непрерывные чудеса, плодородие земли, умножение вашего рода, славу по всей вселенной, и многие другие? Видишь ли благодеяния Божии? Поэтому Он и присовокупляет: «был ли Я страною мрака?» (Иер.2:31). Т.е. не пользовались ли вы от Меня бесчис­ленными плодами? Не благословлял ли Я вход ваш и исход ваш, стада ваши и паствы ваши, хлеб ваш и воду вашу? Не оградил ли Я вас безопасностью? Не сделал ли вас не­приступными, страшными и непобедимыми? Не текло ли к вам все, как из источников, с земли и с неба? Владыка тем особенно и являет Себя, что промышляет о подданных, пе­чется и заботится о них.

Потому и Христос не сказал: «пастырь добрый прини­мает честь и служение, но полагает жизнь свою за овец» (Ин.10:11). В том и заключается власть, в том и состоит мудрость пастырская, чтобы презирать свои выгоды и заботиться о благе подчиненных. Начальник – тоже, что врач, или даже больше врача. Врач доставляет исцеление своим искусством, а начальник, кроме того, и собственными опасностями. Так поступал и Христос, претерпевший заушения, распятие и бесчислен­ные страдания. Поэтому Павел и сказал: «ибо и Христос не Себе угождал, но, как написано: злословия злословящих Тебя пали на Меня» (Рим.15:3). Итак, пророк исчисляет здесь два или три и более благодеяний, говорит, что Бог избавил иудеев от варваров, освободил от иноплеменников, вывел из рабства, прекратил их труды и бедствия, совершил бесчисленные чу­деса, а потом удостоил их сделать Своею святынею и под­данными, потому что и это немалый род благодеяния, что Он избрал их в Свои подданные.

Беседы на псалмы. На псалом 113

Феодорит Кирский, блж. (†457)

«Аллилуия». И сия песнь исчисляет благодеяния, оказанныя Богом Иудеям, изображает Божие могущество и осмеивает безсилие идолов. Приличествует же песнь эта уверовавшим из язычников и освободившимся от идольской прелести; потому что дознают они, какое разстояние от не сущих до сущаго Бога.

Ст. 1-2 «Во исходе Израилеве от Египта, дому Иаковля из людей варвар», «Бысть Иудея святыня Его, Израиль область Его». Владыка, освободив Израиль из Египта и избавив от рабства иноплеменникам и варварам, признал народ сей Своим собственным, и построил в Иудеи собственный Свой храм. Ибо «святынею» Пророк назвал храм.

Евфимий Зигабен (†1118)

Ст. 1-2 Во (по) исходе Израилеве из Египта, дому Иаковля из людей варвар. Бысть Иудея святыня Его, Израиль область Его.

Израилем и домом Иакова называет род еврейский, а Египтом и народом варварским называет народ египетский. Акила перевел: из народа иноплеменного. Итак, Давид говорит, что по исходе евреев из Египта, страна иудейская сделалась святынею Божиею, т. е. посвященною Богу и народ еврейский стал уделом Божиим, как находившийся под властью, управлением и распоряжением Божиим. И хотя и все люди по природе состояли под властью Божиею, как творения Божии, но одни евреи составляли владычество Божие по усвоению и произволению, как особенный народ Божий, по изъяснению Златословеснаго.

Слова Исихия: Иудея означает исповедание, а Израиль – ум, видящий Бога. Итак, во первых должно исповедоваться, чтобы сделаться святынею Божиею и устроить из себя дом и храм Божий, и чтобы таким образом усовершившись чрез созерцание (видение) истины стать действительным Израилем и, увидев Бога чистым сердцем, получить блаженство.

Палладий (Пьянков), еп. (†1882)

1.Когда вышел Израиль из Египта, дом Иакова – из народа иноплеменного,

2.Иуда сделался святынею Его, Израиль – владением Его.


Аллилуиа.

«Песнь сия исчисляет, – говорит бл. Феод., – благодеяния, оказанные Богом Иудеям, изображает Божие могущество и осмеивает бессилие идолов. Приличествует же песнь сия и освободившимся от идольской прелести; потому что дознают они, какое расстояние от несущих до сущего Бога». «И в сем псалме, – говорит св. Афан., – изображается призвание язычников; сверх же сего, предлагается учение спасаемым, что и ветхий завет есть Божий, и что прежнее спасение народа из обрезанных совершено было Господом».

Во исходе Израилеве от Египта, дому Иаковля из людей варвар, бысть Иудеа святыня Его, Израиль область Его. Т.е. по освобождении Евреев из Египта, от ига Египтян, которые здесь называются варварами за свою жестокость, или язычниками, «Иудеи соделались народом Божиим, служащим Господу, народом преданным Ему, народом усвоенным Ему. Собственно же святынею назывались: храм, святилище, святое святых. Прежде Иудея (Палестина) была страною нечистою и презренною, а когда вступил в нее народ Израильский, тогда сделалась святынею его, т.е. святыня введена в нее соблюдением закона, жертвоприношениями, богослужением и другими священными обрядами. Израиль область его, т.е. подвластен Богу по особенной близости к Нему» (Св. Злат.).

Толкование на Псалмы

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Начиная с 22 ст. 9 псалма в еврейской Библии начинается новый псалом так что 10 псалом греческой Библии в еврейской занумеровывается цифрой 11, и счет на один псалом вперед сравнительно с греческим счетом 70-ти идет до псалма 113. Этот псалом, по греческому счету 113, а по еврейскому 114, в еврейской Библии разделяется на два псалма, так что, начиная с 9 ст. там идет уже 115 псалом, а 114 псалом греческой Библии считается в еврейской Библии уже 116, т. е. опережает счет на два псалма.

Во исходе Израилеве от Египта, дому Иаковля из людий варвар,

Когда вышел Израиль из Египта, то сделался святынею Господа. Пред ним бежало море и, как агнцы, прыгали горы. Вся земля да трепещет пред Господом, превращающим камень в источник воды

«Народ иноплеменный» - египтяне, происшедшие от Хама, сына Ноева, тогда как евреи своим родоначальником имеют Сима.

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible