Скрыть
Я радуюсь, что Господь услышал голос мой, моление мое;

Святые отцы

Прочие

Афанасий Великий, свт. (†373)

Аллилуия. Псалом

Содержание: В этом псалме изображает подвиг проходящих евангельское житие, победу их по Богу и будущий за труды венец.

Возлюбих, яко услышит Господь глас моления моего. Кого же возлюбил? Господа Бога всем сердцем, всем помышлением и всею крепостию. И в награду за любовь приял то, что услышал.

Толкование на псалмы

Василий Великий, свт. (†379)

Возлюбих, яко услышит Господь глас моления моего

Не всякому можно сказать: «возлюбих», а только тому, кто уже совершен, вышел из рабского страха и приял дух сыноположения. К слову «возлюбих» не присовокуплено, кого именно возлюбил, подразумевается же: Бога всяческих. Ибо достолюбезное в собственном смысле есть Бог, так как по определению то достолюбезное, чего все желают. А Бог есть благо, первое и совершеннейшее из благ.

Итак, возлюбил я Самого Бога и с радостью принял за Него страдания. Какие же то страдания, Пророк описывает несколько ниже: «болезни смертныя, беды адовы, скорбь и болезнь» – все это казалось ему достолюбезным по любви к Богу и по упованию того, что соблюдается понесшим страдания за благочестие. Не против воли, не насильственно и не принужденно вытерпел я подвиги, говорит Пророк, но с какою-то любовью и расположением переносил труды, почему могу сказать: «Зане Тебе ради умерщвляемся весь день» (Пс. 43, 23). И кажется, что сие равносильно апостольскому слову и сказано с тем же расположением, с каким и Апостол говорит: «кто ны разлучит от любве Божия; скорбь ли, или теснота, или гонение, или глад, или нагота, или беда, или меч» (Рим. 8, 35)? Итак, «возлюбих» все сие, зная, что переношу беды за благочестие и имею зрителем и подвигоположником Владыку всяческих. «Яко услышит Господь глас моления моего». Так и каждый из нас может исполнить трудное в заповедях, когда жизнь свою, как пред зрителем, открывает перед Богом всяческих.

Беседы на псалмы. Беседа на псалом 114-й

Иоанн Златоуст, свт. (†407)

Возлюбих, яко услышит Господь глас моления моего

Кто, скажешь, не любит, чтобы его слушали? Многие из людей мирских. Они не хотят быть услышанными в том, что для них полезно, но просят бесполезного для них, а потом, когда их прошение исполняется, скорбят и ропщут. Полезно то, что признает и находит полезным для нас Бог, – назовешь ли голод, или болезнь, или что-нибудь другое подобное. То, что Бог признает полезным и подает нам, дей­ствительно полезно. Так, послушай, что сказал Он Павлу: «довольно для тебя благодати Моей, ибо сила Моя совершается в немощи» (2Кор.12:9). Для него были полезны гонения, скорби, притеснения. Услышав, что это полезно для него, апостол и сказал: «посему я благодушествую в немощах, в обидах, в нуждах, в гонениях, в притеснениях за Христа, ибо, когда я немощен, тогда силен» (2Кор.12:10). Итак, не всякий может радоваться, когда внемлет ему Бог, подающий полезное. Многие желают бесполезного и утешаются этим; а пророк не так, но что? Он любил, что Бог слу­шал его, подавая ему полезное.

Беседы на псалмы. На псалом 114

Феодорит Кирский, блж. (†457)

«Аллилуия». Сын Селевков Антиох, по прозванию Епифан, обременил Иудеев многими всякаго рода бедствиями, и проводивших жизнь разсеянную привел к тому, что преступили они Божий закон; а любители благочестия, ревностно подвизавшиеся за оный, восприяли добропобедные венцы. Сие-то мужество их предсказывается в настоящем сладкопении, а вместе описываются приразившияся к ним бедствия и поданная им помощь Богом всяческих.

Ст. 1-2 «Возлюбих, яко услышит Господь глас моления моего». «Яко приклони ухо Свое мне». Пророчество научает их говорить следующее: всего приятнее для меня Божественное, всего инаго достолюбезнее служить Богу; потому что приемлет моления мои, и удостоивает Своей помощи.

«И во дни моя призову». Посему-то во всю жизнь мою буду Его песнословить, и просить у Него споборничества. После сего Пророк описывает множество горестей.

Евфимий Зигабен (†1118)

Ст. 1-2 Возлюбих (Бога), яко услышит Господь глас моления моего. Яко приклони ухо свое мне, и во дни моя призову.

Я, говорит, возлюбил Бога (ибо сего не достает, что и должно быть прибавлено); и возвеселился, ибо Он услышал моление мое и приклонил ухо свое, снисходя к немощи моей, как мы сказали и в 16-м псалме, изъясняя слова: приклони ухо Твое ко мне и услышь слова мои; почему и на будущее время я буду призывать имя Господа во все дни жизни моей.

Слова Исихия: Кто, по учению в предыдущем псалме, причислился к боящимся Господа, тот теперь от страха перейдя к любви к Богу может сказать: я возлюбил (Его); ибо не всякий может сказать сие, но только усовершившийся и возвысившийся над страхом рабским и достигший духа усыновления. Великого Василия: Не приложено к глаголу: я возлюбил, кого. Но мы должны подразумевать: Бога всяческих; ибо собственно достоин любви Бог, так как достолюбимым (άγαπητόν, или άγαδόν) благом определяют (т. е. Аристотель) то, чего все желает; а такое благо, и первое и последнее есть Бог. Итак, сего-то я возлюбил Бога, Который есть край желаний, и я с радостью воспринял за Него страдания. Какие же страдания, излагает несколько после, как то: мучения смертные, беды адские, и скорбь, болезнь, что все казалось ему приятным по любви к Богу и по упованию на те блага, которые приготовлены страждущим за благочестие. Ибо не против воли и не по насилию и не по принуждению я вступил, говорит, в подвиги сии, но с некоторой любовью и расположенностью я понес тяжести, так что могу говорить: за тебя умерщвляют нас весь день; и: кто разлучит нас от любви Христовой? Посему я возлюбил все сие, зная, что переношу бедствия за благочестие в виду зрителя их и подвигоположника Владыки всех. Я возлюбил и в награду за сию любовь я получил то, что я услышан. Златословесного: Многие из любящих жизнь людей не хотят слышать того, что им полезно, а между тем просят о даровании им того, что полезно; когда же будет дано (просимое), сетуют и негодуют. Ибо полезное есть то, что Бог признает таковым, хотя бы ты указал на бедность, или на голод, или болезнь, или что другое таковое. Итак, я, говорит, за болезни самые тягостные и опасности возлюбил Бога, ибо Он услышал меня и доставил мне полезное. И еще говорит: приклонил, сказал, ухо свое ко мне, чтобы показать немощь свою, что и к лежащему долу Он снизошел, по человеколюбию своему. Другой говорит: Слух Божий не имеет нужды в чувстве; ибо может знать, чего требуем, по одному движению сердца. Или ты не слышишь, что Моисей, хотя ничего не говорил, но одними стенаниями без слов молился Господу, услышан однако же Господом, сказавшим Ему: для чего ты взываешь ко Мне? Одно предстояние с праведными делами есть громкий голос пред Богом.

Палладий (Пьянков), еп. (†1882)

1. Я радуюсь, что Господь услышал голос мой, моление мое;
 

Аллилуиа.
«В сем псалме, – говорит св. Афан., – пророк изображает подвиг проходящих евангельское житие, победу их по Богу и будущий за труды венец». По мнению бл. Феод. – в сем псалме изображаются бедствия Евреев в гонение Антиоха Епифана, мужество благочестивых и помощь от Господа, а по другим – бедствия самого Давида в гонение Авессалома и избавление от них.

Возлюбих, яко услышит Господь глас моления моего. «Кого же возлюбил? Господа Бога всем сердцем... и в награду за любовь приял то, что услышал» (Св. Афан.). «Он любил, что Бог слушал его, подавая ему полезное» (Св. Злат.). «К слову: возлюбих, – говорит св. Василий В., – не присовокуплено, кого именно возлюбил, подразумевается же: Бога всяческих... И так, возлюбил я Самого Бога и с радостию принял от Него страдания... Зная, что переношу за благочестие и имею зрителем и подвигоположником Владыку всяческих» (Вас. В.). «Пророческое слово, – говорит бл. Феод., – научает их (т.е. имеющих пострадать в Антиохово гонение) говорить следующее: всего приятнее для меня Божественное, всего иного достолюбезнее служить Богу, потому что приемлет моления мои и удостоивает Своей помощи».

Толкование на Псалмы

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

К этому псалму в еврейской Библии присоединяется следующий по счету 70-ти 115 псалом, и таким образом с 116 псалма по греческой Библии, а по еврейской 117, восстанавливается прежний счет на один псалом вперед.

То чувство радости, которое изображается в этом и следующих двух (115-116) псалмах, показывает, что они написаны после уже получения помощи от Господа.

Возлюбих, яко услышит Господь глас моления моего,

Я радуюсь, так как Господь помогает мне, когда я воззвал к Нему при гнетущих меня обстоятельствах

Ириней (Орда), еп. (†1904)

Возлюбих, яко услышит Господь глас моления моего

В еврейской псалтири наши псалмы 114 и 115 составляют один псалом; но LXX, Симмах и Вульгата имеют полное основание, начиная словами: веровах и проч. новый псалом. Нельзя указать определенного исторического обстоятельства для происхождения Пс. 114-го. Если признать, что псалмопевец говорит во имя всего общества, то можно считать псалом благодарственною песнью освобожденных из плена; плен в таком случае будет смертною опасностью, о которой речь в псалме; в плену угрожала опасность национальному существованию народа, и он был в опасности рассеяться среди язычников и таким образом погибнуть. Можно, впрочем, толковать его и в индивидуальном значении; ср. Пс. 17 и 55.

Псалмопевец уверяет нас, что он пламенеет любовью к Богу (возлюбих – люблю, т.е. Бога), потому что Он всегда внимал его молитвам (услышит – слышит); последнее он обосновывает (яко) указанием на недавнее услышание его молитвы, за которое он во всю свою жизнь будет прославлять Господа. Руководственное пособие к пониманию Псалтири.

Григорий Разумовский, прот. (†1967)

Близкое соответствие благодарности сего, 114-го, псалма с предшествующею ему молитвою псалма 113 дает основание признать сей краткий псалом благодарственною песнию иудеев Господу Богу за избавление их от тех затруднительных обстоятельств, в каких находились они при построении второго храма Иерусалимского. Надписывается он так же, как и предшествующие и последующие ему псалмы, словом Аллилуиа («хвалите Бога»).

Ст. 1–2 Возлюбих, яко услышит Господь глас моления моего, яко приклони ухо Свое мне: и во дни моя призову

Хотя по краткости речи пророк не досказал здесь, кого он возлюбил, но это ясно видно из последующих его слов, когда он тут же благодарит Господа Бога за то, что Он услышал его молитву. Вместо возлюбих по переводу с еврейского читаем: «Я радуюсь, что Господь услышал голос мой, моление мое». Слова различны, но чувства, выраженные словами, одни и те же. Сильная молитва, когда она бывает услышана, производит в молящихся чувство радости и еще большую любовь к Тому, от Кого видит удовлетворение своей молитвы. А потому и сказать ему: «возлюбил я» – не то же ли значит, что сказать: «я рад, что Господь услышал моление мое»? И как не радоваться, как не любить Того, как бы так продолжает речь свою пророк, Который будучи Господом всяческих и благих наших не требуя, так удобопреклонен к выслушиванию молитв недостойных рабов Своих, что мы благонадежно и дерзновенно во всех нуждах наших можем призывать Его, и я потому всегда во дни моя, при всяких обстоятельствах, в счастии и в несчастии, буду призывать Господа.

Объяснение священной книги псалмов

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible