Скрыть
О, Господи! я раб Твой, я раб Твой и сын рабы Твоей; Ты разрешил узы мои.

Святые отцы

Прочие

Афанасий Великий, свт. (†373)

О Господи, аз раб Твой, и сын рабыни Твоея. С дерзновением называет себя рабом, как и Апостол, именует же себя сыном рабыни, т. е. ветхозаветного руковождения Законом.

Растерзал еси узы моя. Какие же это узы, кроме уз греховных, по сказанному: пленицами своих грехов кийждо затязается (Прит. 5,22)?

Толкование на псалмы

Василий Великий, свт. (†379)

о, Господи, аз раб твой, аз раб твой и сын рабыни твоея: растерзал еси узы моя

Аз раб Твой и Твоя собственность, так как вообще сотворенное является рабом своему Творцу, и рабом не только по произволению, но и по природе. Ибо еще во младенчестве, когда аз сын рабыни Твоея был еще дитя, обманом захватил меня в плен враг и, похитив меня из Твоего рабства, сделал рабом греха. Но обращусь и прибегну к изначальному Господину и познаю [вновь] рабство первоначальное (т. е. служение Богу). Растерзал еси узы моя. Поскольку [Ты, Христе] избавил меня от оков, сойдя во ад, и избавив, освободил связанное и пребывающее в неизбежных темницах [ада] человечество от смерти, то Тебе поэтому приношу в жертву ни парнокопытных четвероногих, жующих жвачку, ни чистых птиц, или лепешки приготовленные на масле, или славный ливан, или фимиам этого состава (ибо все это приносится от земли Владыке), но есть у меня особенное достояние и порождение моего собственного сердца, из которого я и вознесу хвалебное славословие, из моего помышления, словно с какого-то жертвенника.

Беседы на псалмы. Беседа на сто пятнадцатый псалом

Иоанн Златоуст, свт. (†407)

Ст. 6-7 Честна пред Господем смерть преподобных Его. о, Господи, аз раб твой, аз раб твой и сын рабыни твоея: растерзал еси узы моя

Дру­гой переводчик (неизвестный переводчик, см. Ориг. Экз.) говорит: драгоценна (έντιμος). Какая здесь связь речи? Какое отношение имеют эти слова к предыдущим? Кто рас­смотрит внимательно, тот найдет между ними тесную связь, так как имели некоторое преимущество пред прозелитами те, которые были израильтянами издревле, от предков. Вот почему и пророк говорит: «Господи! Я – раб Твой, я – раб Твой и сын рабыни Твоей. Ты расторг узы мои».

Не сказал: ослабил, но: «расторг», выражая, что они сделались недействительными. «Узами» он называет скорби, искушения, опасности. Есть узы добрые, в которых лучше быть заключенным, как например те, о ко­торых говорится: «в союзе мира» (Еф.4:3), и: «есть совокупность совершенства» (Кол.3:14). Но есть узы и противоположные, как, напр., те, о которых говорится: «в узах греха своего он содержится» (Притч.5:22). На это указывает и Христос, когда говорит: «сию же дочь Авраамову…, связанную так сата­ною, не надлежало ли освободить от уз» (Лк.13:16)? И Исаия гово­рит о Христе: «восстановить землю, чтобы возвратить наследникам наследия опустошенные, сказать узникам: «выходите» (Ис.49:8–9). Эти-то узы Бог растерзал, а не разрешил; первое больше последнего. Впрочем, не погре­шит и тот, кто захочет принимать эти слова в переносном смысле, разумея здесь узы грехов и всего ветхого человека. Есть и еще прекрасные узы, которые всегда носил Павел, как он сам говорит: «я, Павел, сделался узником Иисуса Христа» (Еф.3:1); и еще: «я исполняю посольство в узах» (Еф.6:20; Деян.28:20).

Беседы на псалмы. На псалом 115

Феодорит Кирский, блж. (†457)

«О, Господи, аз раб Твой, аз раб Твой, и сын рабыни Твоея». Посему, если претерпим оную достойную удивления смерть, то честь и хвалу приимем от Бога, и оставим по себе приснопамятную славу. А если, преодолев врагов, разсыплем их полчище; то принесем Владыке благодарственную песнь, признавая свое рабство и хвалясь тем, что прияли оное от предков. Ибо принужденные раболепствовать людям иногда величаются тем, что имели у себя свободных предков; а добровольно послужившие Богу признаются, что рабство сие прияли от предков, справедливо будучи уверены, что таковое рабство – величайшая для них слава.

«Растерзал еси узы моя». Освободил Ты меня от многих и разных бедствий.

Симеон Новый Богослов, прп. (†1022)

о, Господи, аз раб твой, аз раб твой и сын рабыни твоея: растерзал еси узы моя

Растерзал еси узы моя. Тебе пожру жертву хвалы, то есть возблагодарю и прославлю Тя за то, что Ты растерзал узы мои, то есть тление; и опять: растерзал еси вретище мое, и препоясал мя еси веселием. Яко да воспоет Тебе слава моя и не умилюся (Пс.29:12-13); то есть Ты совлек с меня вретище, которое я носил, то есть тление, и препоясал меня радостию, да прославлю Тя, не я, но Дух Святой чрез меня, потому что радость и слава, приятые Давидом от Бога, был Дух Святой, Коего имея в себе, он говорит: и не умилюся (не буду иметь нужды раскаиваться), то есть не буду грешить? Итак, всеконечно необходимо всякому всевозможные употребить усилия, чтоб получить свыше от Христа Господа сие веселие и славу, то есть благодать Святого Духа, чтоб возыметь силу не грешить более.

Слова. Слово 38

Евфимий Зигабен (†1118)

Ст. 8-10 Тебе пожру (принесу) жертву хвалы, и (во) имя Господне призову. Молитвы моя Господеви воздам пред всеми людьми Его. Во дворех дому Господня, посреде Тебе, Иерусалиме.

Ты, говорит, Господи, разорвал, или рассек узы грехов моих мечем покаяния. Посему я принесу Тебе жертву хвалы и славословия, каковое есть порождение моего сердца. Где же принесу жертву сию? На жертвенник души моей. И призову имя Твое, Господи, чтобы оно содействовало мне в сей духовной жертве. Потому-то и опять говорит, что я исполню, по долгу своему, те обещания, которые я дал Тебе, Господи! Это сказал и выше и здесь для большего подтверждения слов своих сим повторением. Далее указывает и место, в котором воздаст обещания свои: это дворы дома Господня; так как скиния Моисеева имела различные дворы, и она тогда находилась в Иерусалиме.

Златоуста: Какие это узы, как не грехи? Ибо каждый связывается узами своих грехов. Или в историческом значении разумеются здесь узы печали. Итак, есть и узы хорошие, которыми связываться есть дело хорошее. Так говорит о союзе любви, что она есть союз совершенства, и еще: узник Иисуса Христа.

Василия: Достигнув совершенства, Давид от жертв кровавых отказывается, а обещается совершать жертвы посредством хвалы. Он как бы так говорит: поелику Ты, снизшедши во ад, освободил меня от уз греха и разрешил человечество, находившееся в узах смерти и содержавшееся в недоступных оковах ада, то посему я принесу Тебе жертву не из четвероногих, раздвояющих копыта и жующих жвачку, ни из чистых птиц, или из чистой муки, смешанной с елеем. Ибо это приносится Владыке от земли; но из того, что составляет собственно мое имущество и порождение моего сердца, я принесу Тебе от него славословие, как от некоего жертвенника—от ума моего, потому что Ты не требуешь телесных жертв, кои приносят в изобилии богатые люди, но исповедания от любви и сердца, в котором могут участвовать наравне все желающие. Другой говорит, что и тот, кто участвует в новозаветных тайнах, т. е. в спасительном теле и крови и бескровной и словесной жертве, приносимой Богу посредством хвалы и благодарения, может сказать: чашу спасения приму и жертву хвалы тебе принесу, а не жертвы, бывшие при Моисее. Златословесного: Тебе принесу жертву хвалы, т. е. буду благодарить, буду петь. Благодарение приятнее Богу всякой жертвы, это вещь самая изобильная, которою быть может богат и самый беднейший. Василия: Приношу, говорит, Тебе хвалу пред всеми людьми, принесу не тайно где либо, как стыдящийся и не в скрытном месте, убегая от укоризн со стороны нечестивых, но совершу оную всенародно, приняв в участие в сем богослужении и весь народ. Принесу во дворах дома Господня. Заметьте сие вы, которые оставляете собрание, а собираетесь в общих домах, вы, несчастные, отторгнутые от честного тела. И по древнему служению не позволялось каждому устроять жертвенник; но один указан желавшим приносить жертву. Феодорита: Можно и из сего понять, что и те, над которыми имел власть закон, исполняя его духовнейшим образом, разумные жертвы предпочитая бессловесным жертвам, чем предизображали (нам) новый завет. Этот псалом приличествует и всем доблественным мученикам.

Так изъясняется настоящий псалом по связи с предыдущим псалмом. Остается теперь изложить здесь изъяснение Златоуста. Божественный сей отец говорит, что Давид, предвидя страдания иудеев в плену вавилонском, и воспоминая о возвращении и свободе, которую имели получить снова, говорит в сем настоящем псалме: я верил, что иудеи—род мой, имели быть порабощены и снова освобождены, узнав сие по наставлению от Святаго Духа; почему и говорил о сем в различных псалмах. Я смирился, т. е. много страдал, скорбя о плене рода моего. Но я сказал во исступлении моем: всякий человек лжив, т. е. сказал в печали моей; потому что печаль приводит печального к выступлению из прямого и непоколебимого разума, а когда сильнее разольется в человеке, тогда делает его бесчувственным. А помышляя особенно о непрочности человеческого счастья и видя сие в перемене счастья Иудеев, которые сколько быв прежде счастливы, столько же потом сделались несчастными, помышляя, говорю, о сем, он сказал, что поистине всякое благо человеческое есть ложно, поскольку не таково, чтобы могло продолжаться. Далее поскольку надеюсь, что род мой получит возвращение и свободу, то посему я весьма радуюсь и говорю: чем воздам Господу за все, что Он воздал мне? Ибо благодеяние роду своему Давид почитал благодеянием своим собственным.

Много, говорит, Бог благодетельствовал мне; но что воздам Ему? А сии слова означают великую радость и душевную благодарность Давида. Чашу спасения приму, т. е. чашу с возлиянием, говорит, возьму и излию оную на жертву пред Богом за спасение народа моего. Ибо у иудеев были различные образы приношений и жертв, из числа которых было и возлияние спасения. И имя Господне призову во спасение людей моих, т. е. исполню пред Господом те обещания, которые во время бедственных обстоятельств я дал для своего спасения. Почтенна пред Господом смерть преподобных его. Это наставление о том, что смерти служащих Богу воздается от Него честь присутствием ангелов и многих из святых для воздаяния великой чести умирающим. А у тех, смерть которых почтенна, и жизнь весьма честна; потому что в жизни упражняясь в добродетелях, они служили своему Владыке. Господи! я раб Твой и сын Твоей рабы. Сими словами выражает не общее рабство, по которому все рабы Божии: ибо все, говорит, работает Тебе. (Пс. 118, 91); но служение произвольное от расположенности и любви. Давид почитает величайшим достоинством быть рабом Божиим и украшаться сим рабством более, нежели царством. А выражение: сын рабы Твоей, Златоуст принял в том же значении, какое дано ему нами.

Ты растерзал узы мои, это значит: узы печали и искушений, которые имели надо мною большую власть, связывая и стесняя меня. Златословесный это изъясняет так, как изъяснили и мы. Я принесу Тебе жертву хвалы за разрушение уз и искушений моих, которое Ты сделал мечем Твоего человеколюбия, где жертвою хвалы называет славословие и благодарение.

И (во) имя Господне призову, т. е. имя Господа призову и во время других искушений, которые мне приключатся и в будущее время, потому что я испытал, сколь великую силу имеет славное и страшное имя Божие. Прочие слова Златоуст изъясняет так, как изъяснили и мы. Наконец Давид воздал молитвы пред всем народом не из гордости и хвастовства, но чтобы привести к своей ревности и всех иудеев и принять их в участие сего воздаяния. А благодарность Богу, которая есть вещь удобоприобретаемая и которую может иметь и самый несчастный и бедный человек, приятнее Богу всякой жертвы.

Палладий (Пьянков), еп. (†1882)

7. О, Господи! я раб Твой, я раб Твой и сын рабы Твоей; Ты разрешил узы мои.
8. Тебе принесу жертву хвалы, и имя Господне призову.


О, Господи, аз раб Твой, аз раб Твой и сын рабыни Твоея. Т.е. Поскольку я не чужой для Тебя, Господи, а раб Твой, Тебе служащий и благоугождающий, и поскольку я сын рабы Твоей, т.е. происхожу из народа, Тобою избранного, посему растерзал узы моя, потому освободил Ты меня от многих и разных бедствий (Бл. Феод.). «Узами, – говорит св. Злат., – пророк называет скорби, искушения, опасности. Впрочем не погрешит и тот, кто будет здесь разуметь узы грехов и всего ветхого человека». «С дерзновением, – говорит св. Афан., – называет себя рабом, как и Апостол, именует же себя сыном рабыни, т.е. ветхозаветного руковождения законом»Растерзал еси узы моя. «Какия же это узы, кроме уз греховных? Тебе пожру жертву хвалы. Как преуспевший отмещет жертвы кровавые, и дает обещание приносить жертвы хвалы».

Толкование на Псалмы

Ириней (Орда), еп. (†1904)

о, Господи, аз раб твой, аз раб твой и сын рабыни твоея: растерзал еси узы моя

да, Господи, так действительно; жизнь Твоих праведников дорога Тебе; вот и я один из таковых, совершенно чувствующий зависимость от Тебя, раб Твой; и Ты развязал мои узы и тем фактически показал, что Ты дорого ценишь жизнь Твоих святых. О, Господи – смерть Твоих святых составляет, Господи, предмет Твоей заботливости; ибо я есмь (как Твой раб) из числа таких святых, и Ты развязал мои узы, и тем засвидетельствовал Свою заботливость о Своих Святых. Руководственное пособие к пониманию Псалтири.

Григорий Разумовский, прот. (†1967)

Ст. 7–10 0, Господи, аз раб Твой, аз раб Твой и сын рабыни Твоея: растерзал еси узы моя. Тебе пожру жертву хвалы, и во имя Господне призову. Молитвы моя Господеви воздам пред всеми людьми Его, во дворех дому Господня, посреде тебе, Иерусалиме

Признание себя рабом Божиим, как видно из этих слов пророка (ст. 7), доставляло ему немалое удовольствие. Он не только признает себя рабом Божиим, но и два раза называет себя этим именем, поставляя в этом особую для себя заслугу, счастие и блаженство. Нравственная чистота, пламенная вера и любовь поставили его в столь близкое общение с Богом, что и молитва его представляется одухотворенным актом такого близкого общения. Он, так сказать, реально ощущает присутствие Божие, видит Его своими духовными очами, и потому столь велика и действенна сила такой молитвы!

О, Господи, я раб Твой, я раб Твой и сын рабыни Твоей; Ты разрешил узы мои. В последних словах под узами пророк разумеет узы греха, или узы скорби и печали. Так объясняет это и св. Иоанн Златоуст: «Какие это узы, как не грехи? Ибо каждый связывается узами своих грехов. Или, в историческом значении, разумеются здесь узы печали. Итак, есть и узы хорошие, связываться которыми есть дело хорошее. Так говорит о союзе любви, что она есть союз совершенства, и еще: узник Иисуса Христа» [7, с. 918].

С последним словом об узах имеют тесную связь и следующие слова о жертвах и молитвах. Сказав: «Ты, Господи, разорвал узы грехов моих мечем покаяния и освободил меня от многих разных бедствий», – продолжает: поэтому я и «принесу Тебе (пожру) жертву хвалы и имя Господне призову» (пер. с евр.). А св. Афанасий Александрийский говорит о сем так: «Какие же это узы, кроме уз греховных?

Тебе пожру жертвы хвалы. Как преуспевший отметает жертвы кровавые и дает обещание приносить жертву хвалы» [3, с. 362]. Здесь пророк как бы так говорит: Тебе, а не идолам и не тем мерзким богам, которым служат сыны века сего, т.е. мамоне и чреву, почестям и богатству, я буду приносить жертву хвалы и имя Господа моего, Который един есть истинный Бог, ныне и всегда призову. И тут же, повторяя сказанные прежде (ст. 5) слова, прибавляет: обеты мои (молитвы моя) воздам Господу пред всем народом Его, во дворах дома Господня, посреди тебя, Иерусалиме. Не лишне привести здесь следующее замечание св. Василия Великого: «Приношу, говорит, Тебе хвалу пред всеми людьми, приношу не тайно где-либо, как стыдящийся, и не в скрытном месте, убегая от укоризн со стороны нечестивых; но совершу оную всенародно, приняв в участие в сем богослужении и весь народ. Принесу во дворах дома Господня. Заметьте сие вы, которые оставляете собрание церковное, а собираетесь в общих домах, вы, несчастные, отторгнутые от честного тела. И по древнему служению не позволялось каждому устроять жертвенник; но один указан желавшим приносить жертву» [7, с. 920].

Объяснение священной книги псалмов

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible