Скрыть
Тебе принесу жертву хвалы, и имя Господне призову.

Святые отцы

Прочие

Афанасий Великий, свт. (†373)

Тебе пожру жертву хвалы. Как преуспевший, отметает жертвы кровавые, и дает обещание приносить жертвы хваления.

Толкование на псалмы

Василий Великий, свт. (†379)

Тебе пожру жертву хвалы, и во имя Господне призову

Тебе воздам жертву хвалы, которая Тебе неприступному и совершенному Богу предпочтительнее бесчисленных всесожжений. [Тебе], не требующему телесных жертвоприношений, которыми изобилуют более богатые, но исповедание [происходящее] из внутреннего расположения и от правдивого сердца, которое в равной степени доступно всем желающим.

Беседы на псалмы. Беседа на сто пятнадцатый псалом

Иоанн Златоуст, свт. (†407)

Тебе пожру жертву хвалы, и во имя Господне призову

Смотри, как он выше, и ниже, и везде приносит это воздаяние Богу. Выше говорит: «чашу спасения прииму и имя Господне призову»; и здесь: «Тебе принесу жертву хвалы», т.е. буду благодарить, буду воспевать.

«И имя Господне призову». Видишь ли, какова его жертва хвалы?

Беседы на псалмы. На псалом 115

Феодорит Кирский, блж. (†457)

Ст. 8-10 «Тебе пожру жертву хвалы, и во имя Господне призову». «Молитвы моя Господеви воздам пред всеми людьми Его». «Во дворех дому Господня, посреде тебе Иерусалиме». А избавившись от бедствий, не буду не признателен за благодеяния, но воздам Тебе жертву хвалы, принесу в дар благодарственную песнь в присутствии всех единоплеменников, чтобы и они получили от того пользу. Совершу же словесное сие священнодействие во храме, посвященном Имени Твоему. Посему и отсюда можно дознать, что и при имевшем еще силу законе, кто более духовно вникал в закон, те безсловесным жертвам предпочитали жертвы словесныя, предобразуя сим новый завет. Надлежит знать, что и всем добропобедным мученикам приличествует тот и другой псалом; потому что таже цель у тех и других. Ветхозаветные претерпели досточудную смерть за закон и законоположника; и новозаветные предпочли настоящей жизни кончину ради Спасшаго их и сокрушившаго смерть.

Феолипт Филадельфийский, свт. (†1325)

Тебе пожру жертву хвалы, и во имя Господне призову

Жертва же хвалы есть делание добродетелей в теле и неразвлекаемая молитва в мысли. Ведь согласно ветхому [закону] жертва есть приношение мёртвого животного, а по [закону] благодати [она есть] умерщвление телесных членов в отношении страстных деяний и соблюдение сил души неподвижными относительно дурных стремлений. [Кроме того, эта жертва есть] постоянное усердие к исполнению Божиих хотений, [непрестан­ное и] осмысленное пребывание на устах божественных песнопений и трезвенное свершение в мысли [усиленной] молитвы. Такова есть жертва живая, благоугодная и разумная. Она называется жертвой, потому что является бесчувственной по отношению ко греху; живой – вследствие устремления и движения к добру; благоугодной – ибо умилостливает Бога тем, что совершается по Духу; разумной – потому что разум направляет естество в [его] деяниях по заповеди [Господней].

Увещевания. Духовное толкование чуда [исцеления] скорченной женщины, возводящее к таинству наилучшего образа жизни

Евфимий Зигабен (†1118)

Ст. 8-10 Тебе пожру (принесу) жертву хвалы, и (во) имя Господне призову. Молитвы моя Господеви воздам пред всеми людьми Его. Во дворех дому Господня, посреде Тебе, Иерусалиме.

Ты, говорит, Господи, разорвал, или рассек узы грехов моих мечем покаяния. Посему я принесу Тебе жертву хвалы и славословия, каковое есть порождение моего сердца. Где же принесу жертву сию? На жертвенник души моей. И призову имя Твое, Господи, чтобы оно содействовало мне в сей духовной жертве. Потому-то и опять говорит, что я исполню, по долгу своему, те обещания, которые я дал Тебе, Господи! Это сказал и выше и здесь для большего подтверждения слов своих сим повторением. Далее указывает и место, в котором воздаст обещания свои: это дворы дома Господня; так как скиния Моисеева имела различные дворы, и она тогда находилась в Иерусалиме.

Златоуста: Какие это узы, как не грехи? Ибо каждый связывается узами своих грехов. Или в историческом значении разумеются здесь узы печали. Итак, есть и узы хорошие, которыми связываться есть дело хорошее. Так говорит о союзе любви, что она есть союз совершенства, и еще: узник Иисуса Христа.

Василия: Достигнув совершенства, Давид от жертв кровавых отказывается, а обещается совершать жертвы посредством хвалы. Он как бы так говорит: поелику Ты, снизшедши во ад, освободил меня от уз греха и разрешил человечество, находившееся в узах смерти и содержавшееся в недоступных оковах ада, то посему я принесу Тебе жертву не из четвероногих, раздвояющих копыта и жующих жвачку, ни из чистых птиц, или из чистой муки, смешанной с елеем. Ибо это приносится Владыке от земли; но из того, что составляет собственно мое имущество и порождение моего сердца, я принесу Тебе от него славословие, как от некоего жертвенника—от ума моего, потому что Ты не требуешь телесных жертв, кои приносят в изобилии богатые люди, но исповедания от любви и сердца, в котором могут участвовать наравне все желающие. Другой говорит, что и тот, кто участвует в новозаветных тайнах, т. е. в спасительном теле и крови и бескровной и словесной жертве, приносимой Богу посредством хвалы и благодарения, может сказать: чашу спасения приму и жертву хвалы тебе принесу, а не жертвы, бывшие при Моисее. Златословесного: Тебе принесу жертву хвалы, т. е. буду благодарить, буду петь. Благодарение приятнее Богу всякой жертвы, это вещь самая изобильная, которою быть может богат и самый беднейший. Василия: Приношу, говорит, Тебе хвалу пред всеми людьми, принесу не тайно где либо, как стыдящийся и не в скрытном месте, убегая от укоризн со стороны нечестивых, но совершу оную всенародно, приняв в участие в сем богослужении и весь народ. Принесу во дворах дома Господня. Заметьте сие вы, которые оставляете собрание, а собираетесь в общих домах, вы, несчастные, отторгнутые от честного тела. И по древнему служению не позволялось каждому устроять жертвенник; но один указан желавшим приносить жертву. Феодорита: Можно и из сего понять, что и те, над которыми имел власть закон, исполняя его духовнейшим образом, разумные жертвы предпочитая бессловесным жертвам, чем предизображали (нам) новый завет. Этот псалом приличествует и всем доблественным мученикам.

Так изъясняется настоящий псалом по связи с предыдущим псалмом. Остается теперь изложить здесь изъяснение Златоуста. Божественный сей отец говорит, что Давид, предвидя страдания иудеев в плену вавилонском, и воспоминая о возвращении и свободе, которую имели получить снова, говорит в сем настоящем псалме: я верил, что иудеи—род мой, имели быть порабощены и снова освобождены, узнав сие по наставлению от Святаго Духа; почему и говорил о сем в различных псалмах. Я смирился, т. е. много страдал, скорбя о плене рода моего. Но я сказал во исступлении моем: всякий человек лжив, т. е. сказал в печали моей; потому что печаль приводит печального к выступлению из прямого и непоколебимого разума, а когда сильнее разольется в человеке, тогда делает его бесчувственным. А помышляя особенно о непрочности человеческого счастья и видя сие в перемене счастья Иудеев, которые сколько быв прежде счастливы, столько же потом сделались несчастными, помышляя, говорю, о сем, он сказал, что поистине всякое благо человеческое есть ложно, поскольку не таково, чтобы могло продолжаться. Далее поскольку надеюсь, что род мой получит возвращение и свободу, то посему я весьма радуюсь и говорю: чем воздам Господу за все, что Он воздал мне? Ибо благодеяние роду своему Давид почитал благодеянием своим собственным.

Много, говорит, Бог благодетельствовал мне; но что воздам Ему? А сии слова означают великую радость и душевную благодарность Давида. Чашу спасения приму, т. е. чашу с возлиянием, говорит, возьму и излию оную на жертву пред Богом за спасение народа моего. Ибо у иудеев были различные образы приношений и жертв, из числа которых было и возлияние спасения. И имя Господне призову во спасение людей моих, т. е. исполню пред Господом те обещания, которые во время бедственных обстоятельств я дал для своего спасения. Почтенна пред Господом смерть преподобных его. Это наставление о том, что смерти служащих Богу воздается от Него честь присутствием ангелов и многих из святых для воздаяния великой чести умирающим. А у тех, смерть которых почтенна, и жизнь весьма честна; потому что в жизни упражняясь в добродетелях, они служили своему Владыке. Господи! я раб Твой и сын Твоей рабы. Сими словами выражает не общее рабство, по которому все рабы Божии: ибо все, говорит, работает Тебе. (Пс. 118, 91); но служение произвольное от расположенности и любви. Давид почитает величайшим достоинством быть рабом Божиим и украшаться сим рабством более, нежели царством. А выражение: сын рабы Твоей, Златоуст принял в том же значении, какое дано ему нами.

Ты растерзал узы мои, это значит: узы печали и искушений, которые имели надо мною большую власть, связывая и стесняя меня. Златословесный это изъясняет так, как изъяснили и мы. Я принесу Тебе жертву хвалы за разрушение уз и искушений моих, которое Ты сделал мечем Твоего человеколюбия, где жертвою хвалы называет славословие и благодарение.

И (во) имя Господне призову, т. е. имя Господа призову и во время других искушений, которые мне приключатся и в будущее время, потому что я испытал, сколь великую силу имеет славное и страшное имя Божие. Прочие слова Златоуст изъясняет так, как изъяснили и мы. Наконец Давид воздал молитвы пред всем народом не из гордости и хвастовства, но чтобы привести к своей ревности и всех иудеев и принять их в участие сего воздаяния. А благодарность Богу, которая есть вещь удобоприобретаемая и которую может иметь и самый несчастный и бедный человек, приятнее Богу всякой жертвы.

Палладий (Пьянков), еп. (†1882)

7. О, Господи! я раб Твой, я раб Твой и сын рабы Твоей; Ты разрешил узы мои.
8. Тебе принесу жертву хвалы, и имя Господне призову.


О, Господи, аз раб Твой, аз раб Твой и сын рабыни Твоея. Т.е. Поскольку я не чужой для Тебя, Господи, а раб Твой, Тебе служащий и благоугождающий, и поскольку я сын рабы Твоей, т.е. происхожу из народа, Тобою избранного, посему растерзал узы моя, потому освободил Ты меня от многих и разных бедствий (Бл. Феод.). «Узами, – говорит св. Злат., – пророк называет скорби, искушения, опасности. Впрочем не погрешит и тот, кто будет здесь разуметь узы грехов и всего ветхого человека». «С дерзновением, – говорит св. Афан., – называет себя рабом, как и Апостол, именует же себя сыном рабыни, т.е. ветхозаветного руковождения законом»Растерзал еси узы моя. «Какия же это узы, кроме уз греховных? Тебе пожру жертву хвалы. Как преуспевший отмещет жертвы кровавые, и дает обещание приносить жертвы хвалы».

Толкование на Псалмы

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible