Новый Завет:Мф.12345678910111213141516171819202122232425262728Мк.12345678910111213141516Лк.123456789101112131415161718192021222324Ин.123456789101112131415161718192021Деян.12345678910111213141516171819202122232425262728Иак.123451Пет.123452Пет.1231Ин.123452Ин.13Ин.1Иуд.1Рим.123456789101112131415161Кор.123456789101112131415162Кор.12345678910111213Гал.123456Еф.123456Флп.1234Кол.12341Фес.123452Фес.1231Тим.1234562Тим.1234Тит.123Флм.1Евр.12345678910111213Откр.12345678910111213141516171819202122
Толкования на Псалтирь 117:20
Вот врата Господа; праведные войдут в них.
Святые отцы
Прочие
- Евфимий Зигабен (†1118)
- Палладий (Пьянков), еп. (†1882)
- Георгий Константинович Властов (†1899)
- Ириней (Орда), еп. (†1904)
- Григорий Разумовский, прот. (†1967)
Афанасий Великий, свт. (†373)
Сия врата Господня: праведнии внидут в ня. Шествуюшие путем добродетелей достигают тех врат, ведущих даже к лицезрению Господа. Что же может быть этими вратами, кроме чистоты сердца? Блажени чисти сердцем, яко mии Бога узрят (Мф. 5,8).
Иоанн Златоуст, свт. (†407)
Сия врата Господня: праведнии внидут в ня
Есть врата смерти, врата погибели, есть врата жизни, врата узкие и тесные. Так как много врат, то он указывает отличие врат Господних, присовокупляя: «это – врата Господни», потому что те не Господни. Какое же их отличие? То, что ими входят наказуемые и скорбящие, как узкими и тесными. Они тесны; потому и входят ими скорбящие; а врата, ведущие к погибели, – широки и пространны.
Феодорит Кирский, блж. (†457)
«Сия врата Господня: праведнии внидут в ня». Так и юноше, пожелавшему узнать путь к вечной жизни, Господь сказал: «заповеди веси: не прелюбы твори: не укради, чти отца твоего и матерь твою» (Лк.18:20); «возлюбиши искренняго твоего, яко сам себе» (Мф.19:19). Так и Себя, как путеводителя и учителя добродетели, Владыка наименовал дверию. Ибо говорит: «Аз есмь дверь» овцам: «Мною аще кто внидет, и внидет и изыдет, и пажить обрящет» (Ин.10:9). Сие и здесь изрекло пророческое слово: «сия врата Господня: праведнии внидут в ня».
Евфимий Зигабен (†1118)
Сия врата Господня, праведнии внидут в ня.
Я полагаю, что вратами Давид называет здесь те узкие врата, о которых Господь сказал в Евангелии: входите тесными вратами (Матф. 7,13); почему и Давид, предвидя сии тесные врата, сказал, что это врата Господни, о которых будет учить Господь Иисус, по своем пришествии, и которые ведут людей к Господу. Он также присовокупил, что праведные войдут ими, т. е. тесными сими вратами. Посему и Господь сказал: как не многие входят ими (14)! Праведников и избранных не много потому, что, как Сам Он сказал, много званных, а мало избранных (Матф. 20,16).
И Кирилл под дверью разумеет Христа: ибо не возможно другим каким-либо способом достигнуть познания Бога и Отца, как только тем, который указал Христос: никто не может прийти к Отцу, как только Мною. Афанасия: Те, которые ходят путями добродетелей, или лучше в добродетелях (ибо должно упражняться в них),—входят в ту дверь, которая приводит к самому видению Господа. Какая же это? Чистота сердца: блаженны, говорит, чистые сердцем; ибо они Бога узрят. Златословесного: Есть врата смерти, есть врата погибели, есть врата жизни, узкие и прискорбные. Итак, поелику много дверей, то посему показывает признак двери Господней в том, что ею входят наказываемые. Ибо подвергающиеся скорбям могут войти ею, не вратами смерти, и погибели, и не широким и пространным путем, ибо таковые пути не Господни, но тесным.
Палладий (Пьянков), еп. (†1882)
Сия врата Господня: праведнии внидут в ня, т.е. «врата тесныя и узкия, которыми входят скорбящие и наказуемые» (Злат.). «Что может быть сими вратами, кроме чистоты сердца»? – говорит св. Афанасий. «Врата Господня есть сам Господь, по реченному Им: Аз есмь дверь овцам (Ин.10:9)» (Бл. Феод.).
Георгий Константинович Властов (†1899)
Ст. 18-20 Строго наказал меня Господь, но смерти не предал меня. Отворите мне врата правды; войду в них, прославлю Господа. Вот врата Господа; праведные войдут в них.
Мы не раз говорили и повторяем, – есть в псалмах (как во всех ветхозаветных книгах) слова и выражения, которые имеют значение простое, человеческое, – но Дух Божий освещает эти выражения высшим светом и значением...
...Точно то же можно сказать о Пс.113:25-26. «Не мертвые восхвалят Господа, но мы, живые (вставка Семидесяти), будем благословлять Господа отныне и во век. Аллилуия!» Вставка Семидесяти свидетельствует, что так понимало предание этот псалом; есть при этом много оснований думать, что слово живые означает здесь не тех людей, которые жили во время начертания псалма, или перевода его на греческий язык, а означало верование, что все поколения будут участвовать в славословии Господа, или говоря словами Евангелия: «У Бога все живы» (Лк. 20:38). Мы не знаем, как можно понимать иначе, как в смысле ожидания бессмертия, слова Пс. 117:18-20: «вот врата Господа; праведные войдут в них»; или Пс. 118:144: «Правда откровений Твоих вечна: вразуми меня, и буду жить»; или того же псалма Пс. 118:149: «по суду Твоему оживи меня», и те же слова, повторенные в Пс. 118:156 и в Пс. 118:159 с изменением: «по милости Твоей, Господи, оживи меня».
Священная летопись. Том четвертый
Все псалмы с 110 по 117 (Пс. 110-117) включительно, надписанные «Аллилуия», заключают в себе выражения, имеющие Мессианское значение. Таковы: «Дела рук Его истина и суд». «Правда Его пребывает вовек». «Хвалите рабы Господни, хвалите имя Господне». «Не нам, Господи, не нам, но имени Твоему дай славу». «Объяли меня болезни смертные; муки адские постигли меня... тогда призвал я имя Господне: Господи! избавь душу мою»! «Возвратись, душа моя, в покой твой; ибо Господь облагодетельствовал тебя». «Чашу спасения прииму и имя Господне призову». «Хвалите Господа все народы, прославляйте Его все племена».
Но всех замечательнее из названных Пс. 117. Он начинается словами: «Славьте Господа, ибо Он благ, ибо вовек милость Его» (Пс. 117:1). В псалме этом высказываются чувства радости, приличествующие лишь Евангельским событиям. «Сей день сотворил Господь: возрадуемся и возвеселимся в оный!» (Пс. 117:24) восклицает Псалмопевец в духовном предвидении великой радости рождества Христова и славного Его воскресения «Да скажет ныне дом Израилев: Он благ, ибо вовек милость его. Да скажет ныне дом Ааронов: Он благ, ибо вовек милость Его! Да скажут ныне боящиеся Господа: Он благ, ибо вовек милость Его» (Пс. 117:2-4). «Не умру, но буду жить и возвещать дела Господни» (Пс. 117:17). «Вот врата Господа; праведники войдут в них. Славлю Тебя, что Ты услышал меня, и соделался моим спасением» (Пс. 117:20-21).
«Камень, который отвергли строители, соделался главою угла. Это от Господа и есть дивно в очах наших» (Пс. 117:22-23, Мф. 21:42, Ис. 28:16, Мк. 12:10, Лк. 20:17, Деян. 4:11).
Наконец Пс. 117:26: «Благословен грядущий во имя Господне!»*, – то восклицание, которым приветствовал народ царя кроткого, входящего в Иерусалим. Самое это приветствие доказывает, во-первых, что оно считалось Мессианским приветствием, и во-вторых, что в эту минуту народ признавал Господа нашего Иисуса Христа Мессией и царем.
* Мф. 21:9, Мк.11:10, Лк.19:38. Сюда надо присовокупить пророчества Ис. 62:11, Зах. 9:9. Скажите дщери Cиoновой: се Царь твой грядет...
Ириней (Орда), еп. (†1904)
Ст. 19-20 Отверзите мне врата правды: вшед в ня, исповемся Господеви. Сия врата Господня: праведнии внидут в ня
С такими воспоминаниями псалмопевец (празднующий народ в процессии) достиг до ворот (еще затворенных) воссозданного храма и взывает к находящимся во храме (священникам), чтобы они теперь отворили врата, дабы нация праведников вошла чрез них и прославила во храме Господа за полученное спасение. Ст. 19 указывает на процессию; внутри затворенного храма мог находиться хор священников или левитов; как ответ хора нужно принимать ст. 20; впрочем, этот стих мог относиться также и к речи народа. Врата правды, потому что в храме присутствует праведный и подающий своему народу (в богослужении) праведность; врата Господня – потому, что ведут к жилищу Божию; к словам: праведнии внидут ср. Пс. 14:2 и д. 23:4.
Григорий Разумовский, прот. (†1967)
Ст. 19–21 Отверзите мне врата правды: вшед в ня исповемся Господеви. Сия врата Господня: праведнии внидут в ня. Исповемся тебе, яко услышал мя еси и был еси мне во спасение
С особенною ревностью пророк стремится к скинии, или храму Господню, чтобы в нем воздать должное благодарение Богу за Его милости и благодеяния. Вот он стоит пред вратами правды, называя так двери скинии, в которой хранились законы и оправдания Господни; он повелевает священникам и левитам отворить ему эти врата: «Отворите мне врата правды: войду в них и прославлю Господа» (пер. с евр). Врата эти он называет потом вратами Господними и поясняет, что праведники войдут чрез них в Царствие Божие. Св. отцы Церкви изречения о вратах изъясняют в высшем, духовном значении. Св. Иоанн Златоуст говорит; «врата Господня – это врата тесныя и узкия, которыми входят скорбящие и наказуемые, они отверзаются тем, которые чрез наказания удаляются от грехов. Итак, кто наказан, тот смело может говорить: отворите мне врата правды. Ибо слова сии надобно принимать в высшем значении, и под вратами разуметь небесные врата, которые затворены для злых, и в которые должно стучать посредством добродетели, милостыни и правды» [5, с. 360–361]. По словам блж. Феодорита, в высшем значении вратами правды называет пророк различные виды добродетели и благоуспешность о них; и ими входят те, которые переносили по временам скорби И он же (блж. Феодорит) к сему прибавляет: «врата Господня есть Сам Господь, по реченному Им: «Аз есмь дверь» (Ин. 10:9) [6, с. 568]. А св. Афанасий Александрийский говорит: «Что может быть сими вратами, кроме чистоты сердца?» [3, с 365]. Пророк Давид, всегда молившийся о чистоте сердца (Пс. 50:12), мог со дерзновением и благодарным сердцем говорить пред Богом: Исповемся Тебе, Господи, «славлю Тебя, что Ты услышал меня и соделался моим спасением» (пер. с евр.).