Скрыть
Ка́мень, є҆го́же небрего́ша зи́ждꙋщїи, се́й бы́сть во главꙋ̀ ᲂу҆́гла:

Святые отцы

Прочие

Афанасий Великий, свт. (†373)

Камень, егоже небрегоша зиждущии, сей бысть во главу угла. О Тебе, Который ради нас соделался отверженным Камнем, небрегоша зиждущии. Но, по обращении язычников, стал Ты главою другого угла. Как же это? Сочетал оба народа во единого нового человека (Еф. 2,15).

Толкование на псалмы

Иоанн Златоуст, свт. (†407)

Камень, егоже небрегоша зиждущии, сей бысть во главу угла

Что эти слова относятся ко Христу, известно всякому, – потому что сам Он в Евангелии приводит это пророчество: «неужели вы никогда не читали в Писании, говорит, камень, который отвергли строители, тот самый сделался главою угла?» (Мф.21:42) А что это пророчество, по-видимому, не находится в связи с повествованием, но, прервав последовательность речи, стоит посреди ее, это нисколько не удивительно и не ново; так изречены многие пророчества в ветхом завете, по­тому что им надлежало быть прикровенными до времени, чтобы не были истреблены и сами книги. Так и пророчество о рож­дении Христовом, хотя, по-видимому, находится в связи с пове­ствованием, но не имеет с ним ничего общего, именно: «се, Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут имя Ему: Еммануил» (Ис.7:14; Мф.1:23). «Камень, которым пренебрегли строители». Строителями он называет иудеев, – законоучителей, книжников, фарисеев, которые отвергли Его и говорили: «Ты Самарянин и что бес в Тебе» (Ин.8:48), и еще: Он не от Бога, «но обольщает народ» (Ин.7:12). Но этот отвергнутый явился столь полезным, что сделался главою угла. Не всякий камень пригоден для угла, но только самый лучший, который может соединить стены с той и другой стороны. Итак, смысл слов пророка сле­дующий: отвергнутый и униженный иудеями оказался столь див­ным, что не только вошел в состав здания, но и соединил две стены его. Какие же стены? Уверовавших из иудеев и язычников, как и Павел говорит: «Он есть мир наш, соделавший из обоих одно и разрушивший стоявшую посреди преграду, упразднив вражду Плотию Своею, а закон заповедей учением, дабы из двух создать в Себе Самом одного нового человека», и еще: «утверждены на основании Апостолов и пророков, имея Самого Иисуса Христа краеугольным камнем» (Еф.2:14, 15, 20). Эти слова – великое обличение для иудеев, что они, созидая, не узнали годного камня, но отвергли, как негодный, тот камень, который мог сдержать здание. Если желаешь еще более узнать эти две стены, послушай, что гово­рит сам Христос: «есть у Меня и другие овцы, которые не сего двора, и тех надлежит Мне привести: и они услышат голос Мой, и будет одно стадо и один Пастырь» (Ин.10:16).

Это было издревле предначертано как бы в образе: Авраам был патриархом тех и других, т.е. необрезанных и обрезанных. Но там – только образ, а здесь – истина. «Стал во главу угла», т.е. соединил тот и другой народ.

Беседы на псалмы. На псалом 117

Исидор Пелусиот, прп. (†440)

Камень, егоже небрегоша зиждущии, сей бысть во главу угла

Как какой-нибудь краеугольный камень делается связью двух стен, приводя ту и другую в неразрывное единение, так и домостроительство Владыки нашего во плоти, соединив два народа во вселенной и сочетав их в одно тело и в один дух, бысть во главу угла, сохранив незыблемость сего единения.

Письма. Книга I

Феодорит Кирский, блж. (†457)

«Камень, егоже небрегоша зиждущии, сей бысть во главу угла». Хотя бы тысящекратно с безстыдством утверждали Иудеи, но сие не может приложено быть к кому либо иному. Ибо, если разделенными коленами древле и управлял Зоровавель; то правление его было не продолжительно. А Владыка Христос две стены, стоявшия прямо одна против другой, – разумею уверовавших, как из Иудеев, так и из язычников, и одних порабощенных злочестию, а других влекущих иго закона, сведя во едино, совокупил разстоявшее, и из тех и других составил единую Церковь, подобно некоему углу, связуюшему и одну с другою взаимно совокупляющему две сии стены. Сей-то Камень бывшие древле зиждущими, фарисеи и саддукеи, иереи и книжники, пренебрегли и распяли: но «бысть во главу угла», или по переводу Симмаха, стал краеугольным. О сем-то Камне и устами Пророка Исаии предвозвестил Бог: «се полагаю» в Сионе «камень многоценен, избран, краеуголен, честень, в основание ему, и» всяк «веруяй в онь, не постыдится» (Ис.28:16). Сие сказал и блаженный Павел: «наздани бывше на основании Апостол и Пророк, сущу краеугольну самому Иисусу Христу» (Еф.2:20). Сей-то Камень и Блаженный Даниил видел отсеченным без рук, научаемый сим неискусомужному рождению Девы, – видел, что Он сокрушил тело, то есть, суету жизни, и «бысть гора велика», и покрыл Собою вселенную (Дан.2:34–35).

Иоанн Кронштадтский, прав. (†1909)

Камень, егоже небрегоша зиждущии, сей бысть во главу угла

Так бывает и ныне со многими людьми, которые силою Духа Божия соделываются из ничего славными в Церкви Христовой – на удивление гордым людям века сего, пренебрегавшим рабами Божиими.

Дневник. Том IV. 1860–1861

Николай Варжанский, мч. (†1918)

О единой истинной Церкви и о сектах


Сектанты говорят: Еще потому можно строить Церковь, что сам ап. Петр заповедал это: «сами, как живые камни, устрояйте из себя дом духовный» (1Пет.2:5).

Православный ответ: Христиане, действительно, должны созидать добрую христианскую жизнь, как «дом духовный», как «духовные жертвы, благоприятные Богу», но новые веры и церкви, противные основанной однажды на Христе, недопустимы, ибо они отвергают вместе с жидами камень, «Который сделался Главою угла» (Пс.117:22), забывши: 1Кор.2:11. Апостолы приносили «благоприятные Богу жертвы», но сект не создавали и им противились.

Оружие правды

Евфимий Зигабен (†1118)

Камень, егоже небрегоша (отвергли) зиждущии, сей бысть во главу угла.

Очевидно это пророчество о Христе; но не имеет тесной связи с предыдущими словами. Так пророчества обыкновенно пресекают связь речи и помещаются между другими словами, чтобы в настоящее время была наведена на них тень и сокрыла их от иудеев, чтобы чрез них иудеями, как врагами Христа, не были истреблены пророческие книги. Зиждущими Давид называет, по словам Феодорита, архиереев, книжников и учителей иудейских, как поставленных от Бога, чтобы назидали и усовершали народ сей на основании закона; а отверженным камнем называет Христа, камнем—по причине твердости и непреклонности Его ко греху; ибо «беззакония, говорит Писание, Он не сотворил (Исаии 53,9), а отверженным, потому что иудейские архиереи и книжники отвергли и презрели Его, как бесполезного в строении: они говорили: что Ты самарянин и что бес в Тебе. (Иоан. 8,48); также: этот человек не от Бога (Иоан. 9,16); и еще: Он обольщает народ.

А между тем этот отверженный ими камень, т. е. Христос, столь испытан и так оказался годным к строении, что сделался краеугольным камнем; так как не всякий камень полагается в угол, но только тот, который более испытан, и более тверд и способен связывать две стены здания двумя своими боками в одном углу. Как же Христос стал краеугольным камнем? Соединив два народа—иудейский и языческий одною верою; почему и Павел говорит: Христос есть мир наш, соделавший из двух одно (Ефес. 2,14); и сам Господь сказал: есть у Меня овцы, которые не сего двора; и тех надлежит Мне привести: и глас Мой услышат, и будет одно стадо и один пастырь (Иоанна 10,15). Или углом называет церковь верующих: потому что как угол соединяет собою в одно целое две стены; так и Церковь Христова соединяет два народа—иудейский и языческий; а глава ее—Христос, как единого тела, и не только глава ее, но и союз и основание.

Другой, говорит: Это и прежде было, но только поставлено как бы в образе; ибо Авраам был патриархом обоих народов и необрезанных и обрезанных; то служило только образом, a сие самим делом. Богоносного Максима: Христос сделался главою угла, т. е. соединил с собою два народа и сделался главою церкви. Ибо, по словам Писания, угол есть церковь; поелику как угол соединяет две стены, связывая их взаимно в одну нераздельную совокупность; так и церковь соединяет два народа—из язычников и иудеев, сопрягая их одним союзом веры и совокупляя в один дух, которого краеугольный камень, как глава всего тела,—Христос. Ибо как союзом двух стен бывает угольный камень, связующий их нераздельным союзом, так и устроение воплощения Владыки, совокупив в одного нового человека два народа вселенной и составив из них одно тело и один дух, сделалось главою угла, сохранив чрез посредство свое единение сие непоколебимым. Феодорита: Сих слов иудеи не могут приложить ни к кому другому, хотя бы тысячекратно выказывали свое бесстыдство. Ибо хотя по разделении колен, в древности, и начальствовал у них Зоровавель, но не на долгое время. Но Христос Господь, совершенно далеко отстоявшие друг от друга стены, т. е. уверовавших из иудеев и язычников, собрал в одно и совокупил дальнее одною верою и составил из обоих одну церковь и одну паству, Сам как бы уподобившись угловому камню, связывающему две стены и совокупляющему одну с другою. О сем-то камне Бог предсказал и чрез Исаию: се, Я полагаю в Сионе камень драгоценный, избранный, краеугольный, честный, в основание ему. Тоже сказал и блаженный Павел: будучи утверждены на основании апостолов и пророков, имея самого Иисуса Христа краеугольным камнем. Сей камень видел отторгшимся без рук и божественный Даниил. И сам Иисус Христос сказал сии слова Давида иудеям: неужели вы никогда не читали в Писании: камень, который отвергли зиждущие, тот самый сделался главою угла (Матф. 21,42).

Палладий (Пьянков), еп. (†1882)

22. Камень, который отвергли строители, соделался главою угла:

Камень егоже небрегоша зиждущии, сей бысть во главу угла. Камень есть Христос Спаситель, поскольку Он Сам отнес к себе сии слова псалмопевца после того, как предложил Евреям притчу о виноградарях, убивших наследника хозяина винограда (Мф.21:42). К Спасителю относили сии слова и св. Апостолы (Деян.4:11; Еф.2:201Пет.2:6). «Зиждущими, – говорит св. Злат., – Он назвал Иудеев, – законоучителей, книжников и фарисеев, которые отвергли Его... Но этот отвергнутый камень явился столь полезным, что сделался главою угла. Не всякий камень пригоден для угла, но только самый лучший, который может соединить стены с той и другой стороны. И так смысл слов пророка следующий: отвергнутый и униженный Иудеями оказался столь дивным, что не только вошел в состав здания, но и соединил две стены его. Какие же стены? Уверовавших из Иудеев и язычников (Еф.2:14-15,20)» (Злат. Так же св. Афан. и бл. Феодорит).

Толкование на Псалмы

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Ст. 22-24 Камень, егоже небрегоша зиждущии, сей бысть во главу угла: от Господа бысть сей, и есть дивен во очесех наших. Сей день, егоже сотвори Господь, возрадуемся и возвеселимся в онь.

Отворите врата правды, чтобы взойти в здание, законченное при благоволении Господа. Будем благословлять этот день и праздновать его жертвенными приношениями и славословиями Господу

Видимое проявление Божественной помощи открывается в построении храма. Над материалом («камнем»), из которого он делался, смеялись даже строившие его, но храм все-таки был закончен. Ясно, что помогал Сам Бог, а потому будем восхвалять Господа в этот торжественный день окончания постройки. При строении второго храма, видевшие и помнившие еще первый, богатый храм Соломона, плакали при виде малых размеров и бедности материала, из которого созидался второй храм, считая это за знак отвержения евреев от Господа, что подрывало энергию строителей. Но значение храма, как религиозного центра, а потому и политически объединительного пункта, вероятно, если не сознавалось ясно, то все-таки чувствовалось многими, и ликование их при окончании постройки - понятно.

Ириней (Орда), еп. (†1904)

Камень, егоже небрегоша зиждущии, сей бысть во главу угла

Израиль будет хвалить Господа, потому что Он Свой народ, который язычники (зиждущие) уже отвергли, сделал важнейшим и замечательнейшим народом, спасением из плена снова утвердил его в этом его достоинстве, которое он, казалось, уже было потерял. Глава угла – главный камень, связывающий камни двух стен и служащий твердым основанием, поэтому – важнейший камень (ср. Иер. 51:26). Язычники (совершавшие устроение различных царств) не хотели больше считать еврейской нации в числе народов, не считали ее камнем в колоссальном здании царств мира сего; но Бог (снова принявши его в Свою милость как Свой народ, из которого должен произойти Мессия) сделал его важнейшим народом, к которому некогда приидут и язычники, чтобы чрез посредство его принять участие в благословениях откровения, особенно мессианского. Народ, когда восстановил свой храм, снова стал живо чувствовать себя народом Божиим и в своем высокознаменательном положении к языческим народам.

Руководственное пособие к пониманию Псалтири

Григорий Разумовский, прот. (†1967)

Ст. 22–23 Камень, егоже небрегоша зиждущии, сей бысть во главу угла: от Господа бысть сей, и есть дивен во очесех наших

В изречениях о камне, не имеющих, по-видимому, никакой связи с предыдущими изречениями, можно усматривать такую связь: выше (ст. 16–17) пророк говорит, что он желает возблагодарить и прославить десницу Господню за то, что она явила силу свою пред его врагами, искавшими смерти его. Он повелевает отворить ему врата правды, чтобы там, за этими вратами, прославить Господа. Он и благодарит Его за то, что спас его, преследуемого врагами, от смерти, которой добивались эти враги, – хотя и подвергал его наказаниям, но смерти не предал. Далее, он исповедует, что искавшие его погибели враги его, по ненависти и злобе, презирали его, отвергали всякое значение его, как покровительствуемого Богом царя Израильского, но Господь Бог, наказывая и щадя его, устроил нечто дивное в судьбе его и всего человечества. И здесь, по вдохновению свыше, пророк переносит слово свое от себя лично и говорит о Другом некоем, называя его камнем и выражая то, чего не мог сказать о себе лично. Вот эти изречения о камне и заключают в себе пророчество о Христе, Сыне Божием, Который Сам эти слова псалмопевца о камне отнес к Своему лицу, после того, как предложил иудеям притчу о виноградарях, убивших наследника хозяина виноградника (см. Мф.21:42). К лицу того же Спасителя относили слова сии и св. апостолы (Деян. 4:11; 1Пет. 2:7; Еф. 2:20). «Зиждущими, – говорит св. Иоанн Златоуст, – пророк назвал иудеев: законоучителей, книжников и фарисеев, которые отвергли Его (небрегоша). Но этот отвергнутый камень явился столь полезным, что сделался главою угла. Не всякий камень пригоден для угла, но только самый лучший, который может соединить стены с той и другой стороны» [5, с. 561]. Итак, смысл слов пророка следующий: отвергнутый и униженный иудеями камень оказался столь дивным, что не только вошел в состав здания, но и соединил две стены его. Какие же стены? Уверовавшие из иудеев и язычников n(Еф. 2:14–15, 20). «Подобными же словами выражает эти мысли и блж. Феодорит: «Христос Господь совершенно далеко отстоявшие друг от друга стены, т.е. уверовавших из иудеев и язычников, собрал в одно и совокупил дальше одною верою и составил из обоих одну Церковь и одну паству, Сам как бы уподобившись угловому камню, связывающему две стены и совокупляющему одну с другою. О сем-то камне Бог предсказал и чрез Исайю (Ис. 28:16): «Се, Аз полагаю в Сионе камень драгоценный, избранный, краеугольный, честный, во основание ему». То же сказал и блж. Павел: «Бывши утверждены на основании апостолов и пророков, имея Самого Иисуса Христа краеугольным камнем (Еф. 2:20). Сей камень видел отторгшимся без рук и божественный Даниил (Дан. 2:34–35)» [6, с. 568–569]. Все это от Господа и есть дивно в очах наших. «Кто не ужаснется, – говорит св. Иоанн Златоуст, – Кто не удивится тому, что там покланяются Христу, где Он распят? И распявшие Его в бесчестии, а покланяющиеся во славе. И сие слово распространилось по вселенной, совокупляя своею истиною всех. Оно дивно и тем, которые сколько-нибудь испытывают его, но гораздо достовернее для верующих. Потому-то и прибавил: «в очах наших». Ибо сие дело не было человеческое и не состояло во власти кого-либо из людей, и ни ангелы, ни архангелы не могли совокупить таковый угол. Никто не мог: ни праведник, ни пророк, ни ангел, ни архангел, совершить сие, но только Сам Бог. Это исключительно Его дело» [7, с. 930–931].

Объяснение священной книги псалмов

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible